Бастион Осовец. Глава 9. Приезд Николая Второго

- Ох, лютуют, черти! - в очередной раз стряхивая землю с воротника шинели, проговорил рядовой Кондратьев. Артиллерия противника в этот день, видимо хотела сравнять с землей укрепления русской армии. Не останавливаясь даже на свой очередной прием кофе, немцы посылали смертоносные гостинцы на траншеи русских.
И вдруг, по траншеям, тихим эхом разнеслось: «Царь! Царь приехал! Николай, приехал!» Моментально в траншеях произошло невидимое оживление. Хмурые и грязные солдаты быстро стали наводить порядок в местах расположения. С разных сторон слышались крики: «Ваня, спрячь быстрей свои портянки, потом просушишь! Подберите ящики с прохода! Прохор, убери похлебку!» Приезд главнокомандующего был исключительным событием на передовой, и каждый солдат хотел увидеть царя. И самое главное, не осрамиться перед главнокомандующим!
Томительное ожидание прихода Николая Второго было нестерпимым испытанием. И вот, в конце траншеи показался невысокого роста офицер с серой походной шинели. Он шел быстрым походным шагом, отчего сопровождающие его офицеры еле поспевали. Человек с аккуратной черной бородкой и усами пробирался по траншее. Шинель на царе была расстегнута, и солдаты могли видеть офицерскую гимнастерку защитного цвета с кожаным коричневым ремнем и портупеей. Черные хромовые сапоги были начищены до блеска.
Немцы, не переставая клали снаряды по всей линии обороны, но человек с погонами полковника на плечах, казалось, не обращал особого внимания на разрывы. Следовавшая за царем свита, состоящая из двух генералов и трех полковников, постоянно приседала при очередном взрыве снаряда за бруствером. Николай Второй, тоже не подставлялся и не бравировал, но пригибаясь от осколков, он скорее делал это не от страха, а вынужденно. Понимая, что он главнокомандующий войсками и в случае его смерти война может быть проиграна, Николай поступал благоразумно. Останавливаясь на мгновение, он задавал какой то вопрос солдату и выслушав его, продолжал свой путь дальше. Наконец, Николай остановился возле Макара и Николая Рогожкина.
- Не страшно под обстрелом, рядовой? – спросил полковник у Николая, своего тезки.
- По разному бывает, Ваше Сиятельство! Я считаю, что у каждого своя судьба! Если положено тебе умереть на войне, то это произойдет, а если нет, то вернешься домой с медалями! – секунду подумав, произнес Рогожкин.
Окинув рядового внимательным взглядом, царь провел по усам пальцем и сказал: «Все в руках, Господа! Но на Бога надейся, а сам не плошай! Вот, так то, братец!» В следующее мгновение, полковник направился дальше по траншее. Николай Рогожкин находился словно в ступоре. Только что, он простой солдат из маленького сибирского городка разговаривал с царем! Не просто так Николай Второй прошел рядом, а именно разговаривал с ним! Это было событие номер один в жизни рядового Рогожкина.
- Обязательно про это событие напишу в своем очередном письме жене! – размышлял рядовой.
- Коля, ты чего, очнись! – стал теребить его за плечо, друг Макар.
- Осмысленно посмотрев на друга, Николай произнес: «Ты знаешь, он такой же как мы, человек!» Тут же, к Рогожкину стали подходить солдаты из подразделения и спрашивать, как и что было. Всех интересовало, что сказал Николай Второй.
- Братцы, он такой же, как мы и совершенно не зазнайка! Он, простой человек! – уважительно подняв указательный палец к небу, ответил солдат. В этот день, все разговоры  в траншее были про царя, и каждый солдат хотел, что то сказать по этому поводу от себя. А еще, в честь приезда царя, каждому солдату налили по сто граммов водки!

Продолжение следует.


Рецензии