Фотография

   Изучая, в Интернете материал по программе военных лет Лэнд – Лиз, наткнулся на фотографию. Она ошеломила меня. Я её видел, очень давно, один раз в жизни.

   В 1944 году, я, с сестрой и мамой, возвратились в Ленинград, после освобождения его от блокады. Дом, в котором жили до войны, был разрушен. Отец, демобилизованный из армии для восстановления города, получил комнату в общежитии, на окраине, в Выборгском районе, не далеко от военного аэродрома.

   В квартире были четыре комнаты. Одну занимали две бездетные пары, перегородив её простынями, развешанными на верёвке от двери до окна. В двух других, с солнечной стороны, жили военные лётчики: командир эскадрильи, майор Евтеев и командир звена, капитан Реутов. В четвёртой комнате жили мы.
   
   Их быт обеспечивал ординарец, дядя Ваня, по возрасту старше офицеров. Жил на кухне. Посередине её стояла печка. В углу, за дверью, его кровать. Дома, в деревне, его ждала жена с дочкой и сыном. Дядя Ваня, как-то сразу, проникся ко мне чуткостью. Часто гладил меня по голове - я напоминал ему сына.

   - Заходи ко мне, и бери сухари, сколько хочешь. – порой я слышал от солдата. Они лежали в противне, на краю печки. Постоянно хотелось есть, выручали сухари из чёрного хлеба.

   Он делал уборку в комнатах лётчиков. Я, часто был рядом с ним. Мне нравилась комната дяди Кости, майора. Кроме никелированной кровати, застеленной голубым покрывалом с двумя белыми подушками, у окна стоял светлый комод. На комоде электропроигрыватель. Деревянный, светлый, сверкающий лакировкой.

   Делая уборку комнаты, дядя Ваня ставил пластинки, я, с интересом наблюдал, как они крутились.  Из деревянного, такого же красивого ящика, рядом с проигрывателем, слышалась музыка. Я просил, - дядя Ваня, поставьте про валенки. - Очень нравилась та песня. 

   По другую сторону окна, возвышалась этажерка. На её верхней полке размещался деревянный, зелёный ящик с крышкой. Это был телефон. Сверху лежала большая трубка с длинным проводом. Прежде, чем разговаривать, нужно было крутить ручку, сбоку.

   На одной из полок этажерки, однажды, я увидел журнал. Солдат разрешил посмотреть. Положив журнал на стул, я встал на коленки, и с большим интересом начал его рассматривать. Моё внимание привлекла обложка.

   На ней я увидал крупное изображение военного человека. Он стоял на крыле самолёта. Высокий, стройный, в гимнастёрке, перетянутой широким ремнём, с четырьмя звёздочками на погонах, и двумя орденами. На голове шлем, на ногах сапоги. Правой рукой держался за открытую дверь кабины, его взгляд был устремлён вдаль. У ног лежал парашют с белыми широкими лямками.

   Мне нравилось его  худощавое лицо с прямым носом. Он казался рыцарем, из сказки, которую читала мама мне с сестрой. Подумал, - он лётчик! На этом аэроплане, воюет с фашистами в небе.
   
   Вспомнил, -  с наступлением сумерек, во всех домах, на окнах, опускаются темные шторы, чтобы фашистские лётчики, не видели света в окнах. - Размышлял, - этот лётчик собьёт фашистский самолёт, не позволит сбросить на город бомбы. Мне захотелось стать таким же смелым лётчиком, похожим на него.

   Все игры, с того момента, стали играми полётов на самолёте, сооружённом из стульев, схожим, в моём воображении, на самолёт лётчика на обложке журнала.
Позже, желание быть подобным герою журнала, не пропадало. Особенно, после неоднократного посещения аэродрома.
   
   Дядя Ваня показывал мне самолёты По – 2. С крылом сверху, зелёные и со звёздами на фюзеляже, они были очень красивыми.  Дядя Ваня говорил механикам самолётов, - разрешите будущему лётчику посидеть в кабине? Получив разрешение, я усаживался в кабину. Двигал ручку управления, и был счастлив.

   Шло время. Хотелось снова увидеть портрет лётчика.  Перебирал, не однократно, стопку журналов, снятых с полки этажерки, но журнала, с самолётом и лётчиком на обложке, не было.

   В дальнейшем, во взрослой жизни, вспоминая ту фотографию, хотел увидать её, но она не попадалась.

   И, вот неожиданность, мне встретилась та фотография через семьдесят пять лет. Я радовался, как ребёнок. На фотографии, теперь я знаю, лётчик – трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

   Его портрет «После боевого вылета», сыграл судьбоносную роль в моей жизни. Он породил во мне мечту о небе. Мне хотелось стать лётчиком – истребителем. Мечта сбылась.

   Теперь, эта фотография стоит заставкой на рабочем столе моего компьютера.
                Б. Аверин.
                08.03.21.


Рецензии
Прочел с большим интересом. Хорошо составлен текст! Каждый читатель,
при прочтении вот таких мемуаров, вспоминает прожитые дни своего детства,
свои детские мечты. Вот что интересно: стать летчиком-истребителем была
и моя детская мечта. Возле города моего детства стоял полк истребителей,
протяжностью сто километров, и я ежедневно после уроков, лежа на спине
в поляне цветов, наблюдал на голубой небе за "картинками", которые рисовали
там истребители. Мои родители были педагогами и у нас дома ежедневно были
летчики в голубых фуражках и погонах. Мой отец готовил их для поступления
в ВУЗ и я был единственным "гражданским лицом", который свободно "гулял" среди
военных самолетов, свободно садился в кабине истребителя. Но мечта моя
не сбылась быть военным летчиком, поскольку за краткий срок этот полк
истребителей и воинская часть ПВО, который располагался в нескольких
километрах, расформировался и исчез навсегда! Спустя годы я узнал причину
такого рода исчезновения. Оказалось, американский самолет-разведчик летал
над местностью и вел съемки...

Тофик Гасанов   02.01.2022 03:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.