Дэнлъэч-адыгский узел счастья и удачи

У каждого народа исторически сложились свои понимание состояния счастья и благопожелания удачи. Для закрепления их и даже якорения люди определяли знаки, символы, орнаменты или талисманы, которые привнесли бы в их жизнь счастье и удачу. Постепенно они становились традиционными, иногда культовыми и даже приобретали сакральный характер.  Со временем знание о них начинало передаваться от поколения поколению. Среди таких знаков широко известны:
- радуга, которая упоминается в Ветхом Завете как знак, созданный Богом после Всемирного потопа в понимание того, что подобного катаклизма никогда больше не будет;
- божья коровка – символ удачи и процветания, с которым связано много народных примет;
- четырехлистный клевер – популярный знак счастья и удачи у европейцев;
-  подкова – предмет, привлекающий счастье и удачу, отпугивающий злых духов;
- рука Фатимы, любимой дочери пророка Мухаммеда, этот символ дарят юным девушкам у мусульман для благопожелания счастья и удачи в жизни;
- цифра 7 – считается у многих народов счастливым числом,  и т.д. (1)
Как и всякий суеверный народ, адыги (черкесы) также имели издавна свои символы счастья, удачи и процветания: серебряные пуговицы-бубенцы, плетеные кисти-подвески, металлические навершии на женских шапочках и другие.  Защищая себя и своих близких от сглаза, злых духов и беды, они украшали свою одежду необыкновенными орнаментами, вышитыми как благопожелания, используя разные мотивы золотошвейного искусства. Но, кроме того, адыгские (черкесские) мастерицы дополняли такие узорчатые композиции аксессуарами, выполненными ими в технике басонного плетения, значение которых подкрепляло общий художественный замысел вышивки. Наиболее популярным из них был и до сих пор остается ДЭНЛЪЭЧ, который можно считать национальным символом счастья и удачи у адыгов (черкесов).
Что именно символизирует узел-плетение Дэнлъэч? И почему за ним закрепили адыгские (черкесские) мастерицы благопожелание счастья и удачи?
Согласно электронному словарю Кабардино-черкесского языка, «Дэнлъэч – это плетение разного вида из канители, служащее украшением адыгской национальной одежды» (2). При этом Дэнлъэч изготовлялся в форме шарика из жесткого шнура, имеющего вид проволоки, как отмечается в художественном альбоме «Золотое шитье адыгов (черкесов). Из коллекции Национального музея Республики Адыгея». Такие шарики служили в качестве застежек или основ кистей и заменяли иногда серебряные навершия на женских шапочках. Размер и форма Дэнлъэч определялись твердым предметом, положенным в их основу. Им могли быть и маковка, и просяное зернышко, и косточка вишни или сливы.  Искусные мастерицы умели превращать их в золотые или серебряные шарики, придавая им символичное значение (3).
Узлы-плетения, символизирующие у адыгов (черкесов) счастье и удачу, или Дэнлъэч имели свои разновидности. Так, простой «Дэнлъэч» - это орнаментальный бубенчик из прутика, «Дэнлъэч хурай» - круглый шарик, а «Дэнлъэч п1уаг» - плоский шарик (4). Это отмечается в научном исследовании Нуриет Теучеж «Золотошвейное искусство адыгов». Как считает исследователь, плоский шарик - это развернутый вид свернутого узла. По её мнению, все эти виды Дэнлъэч изготовлялись как узелки счастья в знак пожелания счастливой жизни. Такое украшение служило также и оберегом для его носителя, и с этой целью нити - как символ жизни - запутывались в узоре, чтобы уберечь судьбу от беды. Большой узор по кругу можно сопоставить со знаком солнца, символизирующим также счастье, удачу и благополучие. А если узор Дэнлъэч выглядел в виде трилистника, то он рассматривался как символ жизни, плодородия, знак трех миров (4).
О полом подвижном шарике Дэнлъэч, который мог перемещаться вверх-вниз и обратно по шнуру, писал в своих работах исследователь и мастер из Кабарды Азретали Кишев. Такой вид узла-плетения использовался как подвижное замочное устройство и назывался - щыкъу дэгъэжей. А полый шарик, называемый теухуанэ – «оплетка», крепился к кнутовищу плети.  Тот же исследователь представил способы плетения шарика Дэнлъэч из золотых и серебряных нитей: один - из трех витков на двух пальцах; другой - из четырех витков (5).
Современные черкесские мастерицы используют и сегодня узел счастья и удачи для украшения традиционной адыгской одежды и этно-аксессуаров (сумочки, башлыки, веера и т.д.). Зачастую это делается ими не просто ради реконструкции старинных изделий или их имитирования. Как и их искусные предшественницы, они дополняют свои изящные работы надежным оберегом, проверенным веками. Известная черкесская мастерица по золотому шитью из Адыгеи Лариса Гумова изготовляет такие басонные плетения, в основном узоре которого, по её словам, «не найти начала и конца нити», как символ бесконечного счастья (6). А мастер по басонному плетению Анжела Исаева специально делает такие золотые и серебряные шарики -  адыгские «узелки счастья» - и украшает ими как плетеным благопожеланием красные шерстяные нити, которые обычно повязывают на запястье как нити-обереги. Мастерица Рузана Чурмыт создает современные аксессуары с использованием традиционной техники басонного плетения и украшает их шариками.
На самом деле, адыгский узел счастья и удачи Дэнлъэч ничем не уступает турецкому глазку от сглаза, арабскому символу счастья – руке Фатимы или израильской Хамсе и буддистскому символу бесконечного узла – «узлу счастья», который является одним их самых магических и самых благоприятных символов и не имеет ни начала ни конца.  И хотя позитивное воздействие таких древних талисманов и амулетов во многом зависит от веры самого человека в его силу, Дэнлъэч также может отражать силу его доверия ко всему адыгскому и этническим корням черкесов.
Адыги - люди солнца – знали с древних времен, в чем искать свое бесконечное счастье и как найти свою веру в удачу. Ведь неслучайно адыгская мудрость гласит: «День рождает день, а счастье рождает счастье».  Так что Дэнлъэч – адыгский узел счастья и удачи – вполне может сделать любого бесконечно счастливым и принести всякому большую удачу в жизни.

Библиография:
1. 50 символов удачи и счастья со всего мира/ 2. «Дэнлъэч» / Кабардино-черкесский словарь/ https://kabard_cherk.academic.ru/3158/дэнлъэч
3. Золотое шитье адыгов (черкесов). Из коллекции Национального музея Республики Адыгея. Майкоп, 1998
4. Золотошвейное искусство адыгов: Историко-этнографическое исследование.  диссертация и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Теучеж, Нуриет Казбековны. РАН. 2005/ 5. Иванокова М.М. Адыгэ Идэ. Золотое шитье адыгов. Нальчик, 2018 г.
6. Символ счастья. Лариса Гумова - о золотом шитье адыгов/ 7. Дмитриев В.А., Мастафов В.Б. Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея. АО «Славия». Санкт-Петербург, 2016.

Фотография из книги Иваноковой М.М. Адыгэ Идэ. Золотое шитье адыгов. Нальчик, 2018 г.


Рецензии