Братки

«Братки»

Мы шли по мертвой деревне с таинственным названием – «Бобры». Это название нам ни о чем не говорило, разве что навевало некоторые мысли об особенностях жизни этих экзотических речных животных, которые устраивали на реках своеобразные запруды и плотины с целью создать себе благоприятные условия в среде обитания.

Вполне вероятно, что когда-то эта деревня была построена недалеко от реки, в местах, где обитают эти самые бобры. Нам выяснить это не удалось, поскольку до реки было расстояние с полкилометра, и это расстояние было мало проходимым, из-за того, что заросло высокой травой, густым кустарником и диким молодым подлеском.
 
Целью нашего путешествия было разведать новые клюквенные и брусничные места, поскольку все остальные болота и леса, мы уже исходили и, естественно, опустошили. Клюквы и брусники там уже не осталось.

В деревне «Бобры» лет двадцать никто не жил. Дома были либо разрушены по естественным причинам, либо разобраны на стройматериалы и разворованы. Из голых крыш торчали одинокие покосившиеся печные трубы.  Двери сорваны, окна выбиты. На столбах, по которым когда-то подавалось электричество, болтались обрывки проводов. Сады, некогда ломившиеся от спелых яблок, груш, винограда тоже представляли жалкое зрелище, что глядя на них, хотелось плакать.
А ведь когда-то здесь кипела жизнь, жили люди, бегали ребятишки, паслись стада коров, овец. Гудели трактора, машины. Колосились поля. Все это было совсем недавно, каких-то двадцать лет назад. Умирает Русская деревня.

Так медленно, проходя по центральной улице «Бобров», оглядывая разрушенные и еще не совсем разрушенные дома, мы мысленно прикидывали на всякий случай, в каком из домов можно было бы переночевать, если бы пришлось задержаться в этих местах, занимаясь сбором грибов и ягод.
Деревня кончилась, дорога, с остатками асфальта, продолжала стремиться дальше в неизвестность в сторону брошенных полей по направлению к дальнему лесу. Мы шли по ней, периодически оглядываясь, как бы прощаясь с деревней, убирая грусть из своей души, стирая воображаемые образы когда-то цветущей здесь жизни…

Вдруг видим, - навстречу нам катит автомобиль внедорожник - Land cruiser 200. Поравнявшись с нами, автомобиль останавливается, и из него выходят два амбала, молодые парни лет под тридцать, в камуфляжной одежде, берцах, широкополых ковбойских шляпах. На поясе у каждого – патронташ, под завязку напичканный патронами. Ясное дело – охотники.
- Эй, мужики! – Один из охотников обратился к нам. – Не видели, здесь лось не пробегал?
- Нет, не пробегал… А вы что, от стада отстали? – Спросили мы их.
- Ага, шутники…  Вы сами, что тут делаете, в этой глуши?
- Приехали за клюквой…
- Ага… Молодцы! Только клюквы здесь нет. Тут одни лоси и лохи, вроде вас. Вам надо идти на юг, отсюда километра четыре. Там хорошее болото…  Идите в ту сторону! Шутники… – Парень махнул рукой в сторону леса.

Они снова сели в машину, и ни слова больше не говоря, рванули в сторону «Бобров» догонять своего лося, а мы пошли дальше, в том направлении, куда нам показали эти горе охотники.
- Какие тут могут быть лоси? – Думали мы. – Кругом поля, деревня брошенная, речка есть еще где-то рядом. Лоси они же в глубине леса только могут быть… Сами они лохи… А вот насчет нового болота, это интересно. Надо бы сходить туда на разведку…

Сначала шли дорогой, на восток, потом, когда начался лес, сошли  с дороги и повернули на юг, пошли по окраине леса. Я изредка доставал компас, по которому периодически проверял направление движения. В смартфоне у меня имелась копия карты местности, и то болото, на которое указали охотники, было обозначено зеленым цветом. Мы были уверены, что двигаемся в правильном направлении.

Погода стояла хорошая, светило ласковое солнце, высокая трава, по которой шли, поначалу влажная от утренней росы, высохла.  Мы чувствовали  прилив сил и полны были радостного ощущения предстоящего приключения и удачной «тихой охоты».  Я имею в виду, если найдем это таинственное болото, и там окажутся нетронутые заросли спелой клюквы, то мы неплохо подзаработаем на сборе ягод.

Болото мы нашли. Только это болото уже было не болото. Какие-то умельцы, наверное, еще в Советское время, сумели его осушить. И вместо клюквы на нем росли камыш и густая трава. В Советское время была такая мода – осушать болота, чтобы потом добывать торф. С началом перестройки работы были прекращены. Торф так и остался на своем исконно доисторическом месте, лежать на глубине где-то десятка метров. Никому не нужный…

Из конца в конец этого «болота» тянулась гать - старая автомобильная дорога, вымощенная бревнами и горбылем. Зачем и кто ее построил, осталось загадкой. Можно было лишь предположить, что эти самые "умельцы" приготовились начать копать торф, но дерьмократы сделать это им уже не позволили. Великая страна развалилась. Брошенные поля, деревни, торфяники... Все из той же серии.

А моя непутевая голова уже строила планы... Эх!.. Вот взять бы и выкопать этот торф. Это же какие бабки!.. Миллионов сто, двести? Нет, даже больше... Надо только, для начала, арендовать парочку экскаваторов, парочку камазов - торф возить. Брикетную утановку приобрести. Нет, не установку, - фабрику построить! Торговую точку организовать. Нет, не точку.. Целую сеть складов и магазинов по всей державе!.. Денежки в карман... Красота! 

* * *
Дорога была уже в таком плачевном состоянии, годная лишь для случайных путешественников, типа нас с Валерой, которым приспичило ею воспользоваться для перемещения из одного леса, росшего рядом с болотом в другой такой же лес, только по другую сторону, в поисках грибов или ягод.

Тут мы вспомнили наших шутников «охотников», которых встретили на машине и которые посоветовали нам идти на это болото. А мы глупые, поверили. Это надо же было так лопухнуться… 
Короче, получилось,  что наша шутка над ними по поводу лосей, обернулась для нас самих ответной шуткой и лишним марш-броском совершенно в противоположную сторону от болота, которое мы разыскивали, и которое, скорее всего, располагалось от Бобров не к югу, а к северу...

Что теперь делать. Ну не идти же обратно. За то время, что мы шли, а это около двух часов, прошли, вероятно, уже километров восемь на юг.

Пройдя по гати из одного конца болота на другое, мы повернули снова на восток. В сторону другой, судя по карте, тоже заброшенной деревни: «Подвигаи». Что это название означало, нам было не понятно. В русском словаре Даля, который я быстро открыл в своем смартфоне, такого слова не обнаружил. Были слова: подвиг и подвигать, а слова – подвигаи не было.

Шли на восток еще часа четыре, сквозь лес, сквозь поляны, вырубки, какие-то просеки. Никакой клюквы, естественно, не нашли. Даже грибов никаких не было. Деревни «Подвигаи» тоже не встретили. Зато брусничники видели огромные. Без брусники. Сезон этих ягод закончился месяц назад.  Забили координаты брусничника, на всякий случай, в навигатор телефона и пошли дальше.

Когда лес кончился,  мы, наконец, вышли к какому-то болоту. Поначалу мы обрадовались. Ура!.. Неужели нашли, что искали?.. Уж сейчас мы насобираем клюквы! Но не тут-то было. Попасть на болото было не так-то просто. На границе между лесом и болотом, где по нашим предположениям должны быть ягоды, стояла глубокая вода.

Мы пошли вдоль берега, лесом.  Нашли каждый себе по длинной палке, для прощупывания глубоких мест и двинулись по кромке, выискивая, где можно перебраться через омуты на территорию болота.
Наконец, я нашел поваленное дерево, которое своей макушкой лежало в нужную нам сторону и почти перекрывало глубокое место.
Взобравшись по комелю на ствол, и, помогая себе палкой держать равновесие, двинулся в сторону макушки. Валера полез за мной.

Благодаря этому дереву, спустя некоторое время, нам удалось преодолеть опасное место и выбраться на середину болота, где можно было идти по травяному покрову не проваливаясь.
Однако нас ждало разочарование. Все кочки, на которых должны были расти ягоды, были почему-то пустые.
Вдруг слышу голос Валеры:
- Василич, смотри! Наши вешки!.. Ты куда меня завел?!..
Смотрю, точно! Висят на приокраинном дереве два черных полиэтиленовых пакета, которые я сам же когда-то и повесил, в качестве маячков, обозначающих тропу, по которой можно было выйти из болота.
 Оказывается, мы уже были на этом болоте неделю назад и не плохо тогда почистили его от клюквы.
- Это еще неизвестно, кто кого завел! – Начал спорить я. – Ты же знаток этих мест, мог бы раньше догадаться, куда идем!..
- А ты, со своим долбаным смартфоном-путефоном и навигатором куда смотрел?!..

Так мы переругивались между собой некоторое время, двигаясь по болоту в сторону своих вешек, догадавшись, что пришли на болото с известным нам названием: «Камешки», и на котором делать уже было нечего.

Итогом нашей долгой прогулки по новым местам, типа «разведки», явилось то, что мы попали на известное уже болото, обойдя поселок Марищи лесом по дуге длиной около двадцати километров, и вышли почти к трассе, по которой утром ехали на автобусе. День прошел впустую, мы остались и без клюквы, и место новое не нашли, да еще ситуация грозила нам опозданием на автобус.

Через какие-то полчаса, этот единственный в сутки автобус должен был из Марищей отправляться обратно в Пучеж, и нам надо было на него успеть. Обычным ходом, если идти, расстояние от болота до трассы, занимало сорок минут. Выйдя по тропе из болота на сухое место, мы побежали…
Ну и денек выдался! Мало того, что целый день шли по лесу, теперь напоследок еще и бежать пришлось. Мы ни о чем не думали, кроме того, как бы успеть на этот долбаный автобус.
Когда мы добежали до трассы, то увидали только хвост ПАЗика, который весело пылил по дороге уже далеко от нас, и на который мы все же опоздали. Вроде бы и бежали налегке, без клюквы. Но, видимо, не достаточно быстро. В наши-то семьдесят лет.  Точно, - не наш день!

Нам ничего не оставалось, как теперь идти пешком семнадцать километров до ближайшего поселка с названием - Сеготь, откуда можно было бы уехать случайной попутной машиной до Пучежа, где мы жили.

Но чудеса в жизни все же бывают! Сейчас я поясню, как это происходит.

Итак, идем весело по трассе. Подумаешь, каких-то семнадцать километров… За три часа, думаем, дойдем! Поскольку все лето мы посвятили хождению по лесам и болотам, наши, некогда дряблые мышцы ног за лето так окрепли, что пешие марши с утра до вечера, на многокилометровые расстояния, нам не казались обременительными.

Вдруг видим, нас обгоняет какой-то внедорожник. Мне показалось в нем что-то знакомое. Ну, показалось и показалось. Бог с ним. На трассе легковые автомобили сейчас никого не подбирают. Боятся короновируса…
Однако, я ошибся. Внедорожник, который обогнал нас уже на добрую сотню метров, вдруг останавливается, и задним ходом начинает двигаться в нашу сторону.
Выходят из него два здоровых парня - амбала. Одетые в джинсовку, в легкие кожаные куртки, на головах бейсболки, улыбаются… Я их сразу узнал!
Ба!.. Да ведь это наши «охотники», которых мы встретили утром недалеко от «Бобров». Уже переодетые в повседневную одежду, довольные и веселые…
- Привет, мужики! Как клюква? Много набрали?
- Да пошли вы! Сами-то хоть лося догнали?
- Нет, не догнали. Убежал, скотина… А вы, кажется на автобус не успели? Так вам и надо! Садитесь, подвезем. Вам куда?
- Да идите вы! Сами доберемся как-нибудь. Нет на том болоте никакой клюквы. Высохло оно…
- Да ладно, мужики! Не обижайтесь! Ну, пошутили мы маленько… Давайте, хоть подвезем вас. В компенсацию. И водочкой угостим. Как раз в магазин едем…

Валера, уже начал поддаваться на уговоры, а фраза про водочку сломала его окончательно. Он подхватил свой рюкзак и полез в машину на заднее сидение. Мне не оставалось ничего, как последовать за ним.
«Охотники» заскочили на передние сиденья и ударили по газам…

Постепенно мы с ними разговорились.
Они назвались – «помощниками депутата». Помощниками на отдыхе. Какими помощниками, мы уже начали догадываться. Вышибалы обычные, скорее всего. После неудачной охоты, они решили немного расслабиться. Банька, девочки. Обычное сейчас дело для такого контингента. Одним словом - братки! Даже удивительно, что они решили подвезти нас.
Оказалось, что едут они только до Сеготи. В общем, нас и это устраивало, поскольку сокращало нам дорогу на три часа, и экономило наши силы. А когда мы рассказали им, что прошли за полдня лесом от деревни «Бобры» до трассы с остановкой «Камешки», они нам не поверили, говорят, что сами на охоте такое расстояние за целый день никогда не проходили… Ну, не верите, не надо. Как же мы тогда могли с ними снова встретиться?

Доехав до магазина в Сеготи, они на наших глазах затарились дорогущей водкой, шпротами, колбасой, хлебом, виноградом, минералкой, пивом… Когда один из них расплачивался за покупки, я наблюдал, как он достал из кармана солидную пачку купюр, от которой небрежно отстегнул несколько штук, вручил продавщице, при этом сказав, что сдачи не надо. Подхватив увесистый пакет с продуктами, махнул нам с Валерой рукой, пригласил следовать за ними.

Не плохо живут «помощники депутатов»!..

Возле магазина, прямо на капоте машины, они открыли шпроты, разлили водку по стаканчикам, нам с Валерой и себе тоже. Не смотря на то, что были за рулем. Ничего не боятся! Выпили, закусили шпротами. Еще разлили. Процесс продолжался, пока бутылка не закончилась.

Пока выпивали, болтали каждый про свое. Они про баньку, про девочек… Мы им про свою работу, институты, которые были у нас за плечами, и которые закончили еще в Советское время. Я про армейскую жизнь в Германии, про радиозавод, про нефтезавод, про стажировку в Италии… Валера про Алма-Аты, про буровые вышки на Сахалине, про Горбачова – суку, который развалил Советский Союз и, как все русские в союзных республиках стали изгоями. Я им про войну на Украине, откуда мы бежали с женой из-под бомбежек.
За короткое время, пока опустошали бутылку, эти «братки»  под водочку, само-собой получилось, стали нам уже, как  братья. А вы говорите, что чудес не бывает…

Они сказали, что мы классные мужики! В наши годы такие прогулки по лесу совершать,  равносильны подвигу! А за наши биографии, так вообще мы герои. У них, правда, тоже работа трудная. И если, кто-то нас обидит, то стоит только им позвонить, они приедут и разберутся…
Мы сказали им – спасибо, за угощение, за то, что подвезли по дороге, за заботу, и вообще… Пожали руки, и двинулись в сторону Пучежа, до которого оставалось всего каких-то тридцать километров.

Однако, преодолеть такое расстояние, после водки, без обеда, после лесной прогулки по диким местам, мы, как оказалось, были уже не способны. Несмотря на всю свою браваду, мол, вот мы какие крутые в семьдесят лет, я уже еле-еле, кое-как переставлял ноги, идя по дороге. Какие уж тут тридцать километров?!..

Позвонили в Пучеж, вызвали такси, через полчаса сидели уже у меня дома в беседке, и под рюмочку уплетали за обе щеки вкусный борщ, делились с женами впечатлениями от прошедшего дня и от встречи с «помощниками депутата». По-нашему соображению, просто - братками…
Валера, под рюмочку вообще стал заговариваться. Завтра, говорит, снова пойдем искать то таинственное болото, которое не удалось найти сегодня.  Я не стал ему возражать, поскольку возражать сил никаких уже не было…


Рецензии
Живой рассказ, Александр. Отлично читается)

Анатолий Шинкин   12.11.2021 08:32     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Анатолий! И Вам творческих успехов!..

Александр Сивухин   12.11.2021 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.