О роли волос в Египте фараонов. Мистика и медицина

У египтян уже с доисторической эпохи сложная причёска была знаком высокого статуса, а позже она могла даже указывать на род занятий. Из волос догмы египетской веры и магии сделали своего рода фетиш: в них, как и в сердце, был заключён аспект личности человека. О них рьяно заботились: гребни для волос нашли даже в могилах времён бадарийской культуры. У самых древних гребней часто очень длинные и острые зубья – очевидно, их не втыкали в волосы, как украшение, а с большой яростью вычёсывали ими гнусных паразитов. Бич южных стран – вши и блохи, вынуждал время от времени даже иную даму или царицу сбривать свою шевелюру, но это была крайняя мера: даже по статуям видно, как дорожили египтяне своими собственными волосами и не упускали случая показать пробор или чёлку, кокетливо отодвинув со лба «львиную гриву» парадного парика.

Парик был нужен как тюрбан, защищающий от солнечного удара и как средство не только часто, но и быстро менять виртуозно задуманную и исполненную причёску. Древнейшим шиньонам из Египта 55000 лет, и нашли их в некрополе Нехена (Иераконполиса). В лысине и даже просто седых волосах видели грозную стигму старости, а поэты, воспевая пору юности, называли волосы красавицы «силками любви». Не случайно в разных культурах мира, а не только у древних египетских жрецов было принято удалять на себе все волосы в знак отрешения от мирских страстей, и лишь заодно ради обычной гигиены. Голову по строгому предписанию опрятности брили и в связи с определённой должностью – к примеру, стольники и кравчие при дворе. Упомянутое М. Мюррей табу на появление фараона без головного убора (хотя бы без парика) – ошибка.

В числе памятников, изображающих царя с непокрытой головой можно назвать алебастровую голову Менкаура и бюст Тутанхамона. В ходе ритуала казни врага фараон хватал его за волосы, как бы «душу вытряхивая», но сам свои волосы не боялся показать. У знати и низов не было, ясное дело, равного выбора в средствах по уходу за собой и дно нищеты возле дворцов, по сути, и было тем самым гнездом, где заводились тиф и лихорадка. И все эти беды рано или поздно достигали кварталов высокого сословия, где избранные ни в чём себе не отказывали. Но в знак траура даже высокородный человек был должен избегать любых удовольствий, в том числе купания и умащения, и соблюдать это правило было нужно не менее 70 дней. Регламент требовал, чтобы скорбящая женщина ходила босой в измятом рубище и без всяких украшений, которым считался и парик. Она посыпала голову пеплом, от чего её волосы и белое одеяние могли казаться сизыми.

Мужчина же должен был дать обет не брить бороды. Известен вдовец, который так горевал, что забыл обо всех утехах на восемь месяцев. И, надо думать, когда он опомнился, то походил уже на пустынного дикаря. Ключ для слова «траур» в иероглифах – прядь волос из трёх косиц. И это не только аллюзия на локон, который в знак скорби отрезала себе богиня Исида. В длинных волосах скорбящих и наёмных плакальщиц видели струи потока океана Нун, существовавшего до начала времён. Из Нуна возникла жизнь, и женщины в роли медиумов должны были, причитая, звать душу из мира мёртвых. Их слёзы – слёзы богини и животворящая вода предвечного океана. У волоса есть одно магическое свойство – он всё время растёт и сам себя обновляет, как нильский тростник. Две пряди волос на плечах – будто два берега Нила.

В образе самки коршуна, взмахом крыльев богиня Исида вернула на мгновение дыхание жизни убитому супругу. И сам вид, и жесты женщин на похоронах должны были напоминать эту птицу. Исполнив долг в отношении умершего близкого человека, люди приводили себя в подобающий подданному фараона вид. И если не только лишения причинили вред живой красоте, но также сказывались года и болезни, они обращались к советам родной медицины. Но они редко внушают доверие и часто – омерзение. А по мумиям стариков, даже коронованных, не скажешь, что они им помогли. То ли магия, то ли древняя разновидность гомеопатии была источником целой серии рецептов для роста волос, их укрепления, или наоборот – уничтожения (эпиляции) в свитках папирусов Эберса и Херста. Ко времени Клеопатры VI эти средства по сути мало изменились. Вот некоторые из них:

1) Рецепт, который посоветовала царица Клеопатра лысеющему Цезарю: «Истолочь красную серу с мышьяком и смешать со смолой дуба. Положить смесь на тряпицу и прикладывать, предварительно хорошенько намылив лысое место. Я смешивала вышеозначенные ингредиенты со взбитой селитрой, и средство имело хорошее действие…»

2) Ещё один совет Клеопатры Цезарю: «Следующий рецепт самый лучший при выпадении волос, когда его наносят вместе с маслом или помадой; действенно при выпадении ресниц или при полном облысении. Он просто чудесный. Одна часть сожжённых домашних мышей, одна часть сожжённой виноградной лозы, одна часть сожжённых зубов лошади, одна часть медвежьего жира, одна часть костного мозга оленя, одна часть коры тростника. Все это в сухом виде раздробить и смешивать с большим количеством мёда до тех пор, пока смесь не приобретет консистенцию мёда. Затем нужно смешать с этим медвежий жир и костный мозг оленя (растопив), и это средство следует положить в медную флягу и втирать его в облысевшую часть головы до тех пор, пока на ней не начнут расти волосы»

3) Начало перечня средств для борьбы с сединой; первое: кровь чёрного телёнка, сваренная в масле для нанесения на волосы (Папирус Эберса, 451);

4) Другое средство: панцирь черепахи и позвонки из хребта ворона, сваренные в масле, применить несколько раз (Папирус Эберса, 452);

5) Ещё одно средство, предупреждающее поседение волос, как у мужчин, так и у женщин: матка кошки, воронье яйцо, растительное масло и смола «ибер» (т.е. лабданум из растения Cistus spp., более дешёвый аналог «белого» ладана от босвеллий, в других вариантах перевода слово «ибер» переводят как «ладан», а впрочем, лабданум как ароматическое курение иногда называют «средиземноморским ладаном»). Смешать, приготовить, процедить и наносить на голову (Папирус Эберса, 453);

6) Другое лекарство от седины: кровь из рога чёрного вола рогами отварить в растительном масле и нанести на волосы (в другом вар. перевода – кровь телёнка с чёрными рогами) (Папирус Эберса, 454);

7) Другое лекарство: много мозга из рыб, а именно – из сомов синодонтов, или перевёртышей (в другом вар. перевода – много рыбьих кишок) собрать в миску, а затем нанести их на голову человека, у которого не растут волосы (Папирус Эберса, 455);

8) Ещё одно средство от седины: головастика из пруда высушить, измельчить, смешать со смолой «ибер» (лабданумом), процедить и нанести на волосы (в другом вар. перевода вместо головастика – вяленая рыба) (Папирус Эберса, 456);

9) Ещё одно средство от седины: кровь из хребта ворона в смеси с истинным ладаном (в другом вар. перевода – лабданумом) втереть в волосы. А затем он (больной) да коснётся рукой спины живого коршуна и его (или живую ласточку) приложит к своей голове (суть этого совета в магическом обряде «сбрасывания» «седой порчи» на птицу. В другом вар. перевода вместо ласточки – голубка. В переводе или описании Ребрика «больной должен вытянуть свои руки на спине живого луня, а голову положить на живую ласточку», но такой дикий акробатический трюк даже и вообразить трудно) (Папирус Эберса, 457);

10) Ещё одно средство от седины: олений рог (в другом вар. перевода – рог газели) сварить в масле в котле и умастить отваром голову мужчины или женщины (Папирус Эберса, 458);

11) Ещё одно средство от белых волос (седины): кровь чёрного вола смешать с растительным маслом и применить (Папирус Эберса, 459);

12) Ещё одно средство для избавления от белых (седых) волос: копыто осла, сваренное с вульвой суки, а также соль, камедь и ворс (?) (Папирус Эберса, 460);

13) Чтобы избавиться от седых волос, возьми жир чёрной змеи и навозных червей (личинки?), отвари их в масле и применяй много дней (Папирус Эберса, 461);

14) Лекарство, чтобы не дать возникнуть седине в бровях: мазь из мёда, пульпы стручков рожкового дерева и крокодильего помёта вотри в брови после умывания и оставь так на три (в другом вар. перевода – четыре) месяца. В дальнейшем втирай её ежедневно. (В других вар. перевода мазь состоит из медовой воды с глиной или мёда, сока из колоцинта и молотой фритты; но толкование термина «дарет» как сока дикого арбуза уже устарело и в наше время учёные склоняются к тому, что это именно мякоть стручков цератонии). (Папирус Эберса, 462);

15) Ещё одно средство от седины, и отменное: «сереф» от «седжер» (не переведено), печень осла держи в горшке до тех пор, пока она не станет бугристой массой (букв. «не станет шарами»), а затем свари в котле (сосуд «джа-джа») над огнём, после смешай её с маслом и нанеси на волосы (в другом вар. перевода печень нужно не довести до гниения, а лишь порезать на шаровидные комочки) (Папирус Эберса, 463);

16) Это средство для роста волос включает в себя смесь из семян льна (?), какого-то «белого» масла и солода, взятых в равных частях. Её применяют после взбалтывания (Папирус Эберса, 464);

17) Ещё одно средство для роста волос: жир льва – 1 часть, жир гиппопотама – 1 часть, жир крокодила – 1 часть, жир кошки – 1 часть, жир змеи – 1 часть, жир ибекса (козерога) – 1 часть. Смешать все компоненты в крем и нанести на лысину (Папирус Эберса, 465);

18) Ещё одно лекарство, чтобы волосы на голове отрасли после «болезни жнеца» (вар. «пятнистого облысения», т.е., видимо, лишая): иглы ежа (в другом вар. перевода волосы дикобраза), которые варят в растительном масле и мажут этим отваром голову в течение четырёх дней (Папирус Эберса, 466);

19) Ещё одно средство для роста волос: к нему нужно добавить охру, растёртую с желчью и рубленые стебли «афет» (дикий латук Lactuca virosa). К нему – то есть, к нутру раковин («уаджит»), растёртому со смолой «ибер» (т.е. лабданумом из растения Cistus spp., который был заменителем «белого» ладана от босвеллий). Это нужно накладывать на голову (Папирус Эберса, 467);

20) Крем, сделанный для Сешешет (Шеш), матери его величества фараона Тети: кость ноги борзой собаки – 1 часть, молотые косточки фиников (в другом вар. перевода – раковины) – 1 часть, ослиное копыто – 1 часть. Всё выварить в сосуде «джа-джа» (котёл?), измельчить и смешать с маслом или жиром и втирать в голову (папирус Эберса, 468);

21) Это средство нужно для обработки редеющих волос, и в нём используется зуб осла, смешанный с мёдом. Его втирают как мазь. (Папирус Эберса, 470);

22) Ещё одно средство для ухода за волосами: охра – 1 часть, чёрная тушь для глаз – 1 часть, мирт (?) – 1 часть, растительное масло – 1 часть, жир антилопы (в другом переводе – навоз газели) – 1 часть, жир гиппопотама – 1 часть. Из этого сделай пасту и нанеси её на волосы (Папирус Эберса, 471);

23) Ещё одно средство для роста волос, такое, чтобы дать им расти на старой ране (рубце): семена сосны пинии – 1 часть, клубни ореховой сыти (Cyperus rotundus) – 1 часть, вещество «хес» от тамариска – 1 часть, растение «шаша» (валериана?) – 1 часть, амми (Ammi visnaga) – 1 часть, растительное масло – 1 часть, мёд – 1 часть. Эту смесь привязать к рубцу как припарку (Папирус Эберса, 472);

24) Ещё одно средство для роста волос: растительное масло и смолу теревинфа (в другом вар. перевода почему-то жир) смешать в равных частях и нанести на голову (Папирус Эберса, 473);

25) Зелье для того, чтобы голова той, которую ты ненавидишь, облысела: найди червя анарт или же нарви «сапет» (листьев лотоса, нильской лилии Nymphaea lotus L.) свари в масле баланитеса или жире и этим елеем умасти голову твоей соперницы (Папирус Эберса, 475);

26) Чтобы удалить волосы, нужно выварить и измельчить панцирь черепахи, смешать его с жиром ноги гиппопотама (букв. «водяного буйвола») и применять это средство много, много раз (Папирус Эберса, 476);

27) Средство для роста волос: бросить червя в жидкую глину и запечь его в ней на огне, а далее применять по многу раз (Папирус Херста, 144);

28) Другое лекарство: жир оленя, жир змеи, жир крокодила, жир водяного буйвол смешать вместе и нанести на голову (Папирус Херста, 146);

29) Это снадобье для предотвращения седины, оно включает можжевельника, косточки финиковой пальмы, тщательно перемешанные сдобренные малой толикой жира (кусочком размером с палец). Из всего этого нужно замесить тесто, накрыть его куском ткани и печь на огне в котле до готовности, затем добавить ещё жир и нанести на волосы (Папирус Херста, 147);

30) Другое лекарство от седины: печень осла держать в миске, пока она не начнёт гнить, тогда сварить её и добавить жир. Эту массу нанести на волосы (Папирус Херста, 148);

31) Для этого средства от седины нужно убить крысу, сварить её, смешать с жиром, затем оставить до начала гниения и этой массой покрыть волосы, чтобы среди них не появились белые (Папирус Херста, 149)

32) Липкий крем для эпиляции: отвари и раздроби кости птицы, добавь мушиный помёт, растительное масло, сок сикоморы, камедь и огурец (точнее разновидность змеевидной дыни, как две капли воды похожей на огурец). Эту смесь нагрей и нанеси на кожу и счисти с неё, когда она остынет с застрявшими в ней волосками (Папирус Херста, 155);

33) Ещё одно средство (от роста волос): кровь из вульвы суки нанести на пробившуюся щетину (Папирус Херста, 156).

Источники:

Hoda Abd Allah Kandil, Mahmoud el-Mohamdy Abdelhady Salama (Higher Technological Institute). "Role of the Hair in Ancient Egypt". June 2018International Journal of Tourism and Hospitality Management 1(1):77-95

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche

Артур Вейгалл. "Клеопатра. Последняя царица Египта". Литагент «Центрполиграф», Москва, 2010 г.

Ребрик В.В. Древнеегипетская магия и медицина. - СПб.: Алетейя, 2016
Папирус Эберса для чтения https://papyrusebers.de/en/

Салес Хосе дас Кандеиас. "Египетский траурный ритуал: между чувствами и театром. Значение плача на похоронах"/As carpideiras rituais Eg;pcias: entre a express;o de emo;;es e a encena;;o p;blica. A import;ncia das lamenta;;es f;nebres. Jos; das Candeias Sales (Universidade Aberta; Centro de Hist;ria da Universidade de Lisboa). Resumo. Isimu 18-19 (2015-2016): 61-76

Тасси Джоффри Джон. Древнеегипетские волосы и причёски в социальном и ритуальном контексте от Додинастического периода до конца Старого царства. Том 2. Приложения. Диссертация представлена в Университетском колледже Лондона на соискание ученой степени доктора философских наук. Январь 2008/Tassie Geoffrey John. The Social and Ritual Contextualisation of Ancient Egyptian Hair and Hairstyles from the Protodynastic to the End of the Old Kingdom. Volume 2. Appendices. Thesis Submitted to University College London for the Degree of Doctor of Philosophy. January 2008

Кинк Хильда Августовна. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. Изд-во «Наука», 1976 г.

Шпаковска К. Повседневная жизнь в Древнем Египте/Kasia Szpakowska - Daily Life in Ancient Egypt, London-New York, Blackwell Publishing, 2007


Рецензии