716. Хуторская чертовщина. Вынужденное сиротство

           В этот раз схватка продолжалась яростнее и продолжительнее, уже не было той упорядочности в рядах, всё смешалось в одно большое поле боя, которое медленно вращалось вокруг спонтанно возникшего центра.
         В какой – то момент получилось так, что станичные казаки вывернулись всей своей   массой на край поля, тут же навалившись на  одну из расчлененных половин барагунцев, чем вскоре способствовали их общему соединению.
          Противники разошлись к своим временным позициям, сказывалась усталость с обеих сторон, были подняты белые флаги с целью дальнейших переговоров.
         Переговорщики с обеих сторон съехались на середину поля, где ими было объявлено временное перемирие, чтобы подобрать убитых и оказать помощь раненым.

          А в это время, во временно организованном  штабе, что разместился  в доме усадьбы Дыдымова, из – за возникшего волнения, по поводу того, что надежда на быструю победу уходила прямо из рук, возникла всеобщая нервозность  по  банальным причинам.
                И самая первая причина, это  то, что не учли, что небольшая группа голодранцев их хуторских ополченцев смогла сорвать стремительное наступление.
               Да и не обученная сотня молодых казаков оказала достойное сопротивление, выходит, что недооценили противника в ожидании лёгкой победы.
           Войсковой старшина нервно расхаживал по комнате, подходил к окну, глядя в бинокль, оценивал обстановку, которую ещё можно было изменить в свою пользу.
             Отходил от окна, задумчиво поглядывал на свою приготовленную белую черкеску, а под окном коноводы обхаживали белого с дорогим кабардинским седлом и богатой уздечкой коня.
           Уже в воздухе повисло сомнение, что может и не случится торжественного и победного въезда в родную станицу, отчего войсковой старшина не сдерживался в выражениях по отношению к своим подчиненным.
          Ведь о таком знаменательном дне он мечтал не одну бессонную ночь, и вот казалось, что мечта в скором времени сбудется, но находились не предвиденные обстоятельства, которые отодвигали этот исторический  момент.

           Наблюдали за ходом сражения не только из усадьбы Дыдымова, самой станицы и ближайшего хутора Мамкина переименованного в Красный Партизан, но и ещё один субъект, который расположился в не заметном месте поблизости от хуторского кладбища.
           А началось всё с того, что хуторской чёрт зарыл свои денежки, добытые им у казаков обманным путём, у восточной стороны родового склепа Мамкиных, где как мы знаем, имелся ещё один его клад.
          После чего он отправился в овраг, чтоб на всякий случай присмотреть, чтоб по свежим следам или случайно подсмотревшими людишками, а то и того хуже, его не умыкнули у него золотишко, стал вести наблюдение.
          Не успел он толком обустроится, как послышался шум, всякие скверные мыслишки так и полезли в его голову, что те черви, копошившиеся в перепревшей навозной куче.
        Уж всякое мог подумать Злотазан, но чтоб сюда ночью в овраг ввалилась хуторская бабка, а в скором времени подоспели ещё две, заинтриговало его.
         Вот кто – то окликнул:
           -Марфушка?
          -Ты здесь?
        Послышался ответ: Здесь я, идите ко мне.
       Третий голос, сказал:
         -Вот заразы, видно заметили, как мы сюда через дорогу прошмыгнули.
         -И какой только чёрт их сюда несёт? 
  Хуторской чёрт это возмущение не взял на свой счёт, он и сам не желал, чтоб здесь оказались казаки, да ещё бы устроили облаву, ему достаточно было и той беготни, которую ему устроили на пустыре.
      -Тихо бабы,
                оборвала своих подружек Марфа,
        -не приведи господь услышат.
       -Оставят тогда наших мужиков голодать, поди уже сутки, как толком не ели.
         И действительно вскоре раздался конский топот, к оврагу подъехали двое казаков, один из них держал поперёк седла карабин и вглядываясь в овраг сказал:
          -Кажись, сюда сиганули?!
         -Да опять привиделось тебе, только и  мерещится, что везде снуют хуторские вояки.
         -Разбежались они, кто куда, если и есть, то только на той стороне,
                спокойным голосом ответил второй казак.
        -Ты лучше хлебни сиводрала, скверная гадость, но нервы успокаивает.
         -Да сюда побежали, больше не куда,
                вторил первый.
       - Да чёрта лысого им вдогонку,  пусть бегут,
                отозвался второй казак.
      Злотазана слегка передёрнуло от услышанного ругательства, он пощупал под подобием папахи свою голову, где в обилие росла волосистая растительность и едва не выкрикнул:
                «Это где ж ты увидел лысого чёрта, пьян беспробудная?!
                Иди, потрогай, пощупай своей ручищей, какая шевелюра на моей голове, такую ещё поискать надо»!
          Но вовремя опомнился, не давая своим эмоциям взять верх над разумом, стерпел, глубоко и тяжело дыша, давал ударившему давлению в голову снизить пульсацию сердечных ритмом.
          Второй казак не унимался:
             -Поехали Харитошка отсюда.
              -Да чёрт с ними, пусть себе рыскают.
      После чего пошёл на хитрость и решил взять на испуг Харитона:
       -Ты меньше крутись у оврага, может тебя уже на мушку взяли.
       -Хлопнут и фамилии не спросят, а мне потом с тобой возись.
      Харитон не подал вида, но внял словам товарища:
        - Может и померещилось.
        - Вроде, больше на собак похоже было.
         -Они тут свадьбы играют, а мы за всеми должны  приглядывать.
         - Так уж и быть, поехали.
       Казаки удалились в сторону хуторского извоза, а в овраге вновь заговорили бабы.
     -Ваши – то в какой стороне?
    - Да здесь сразу за курганом, ответила одна из женщин.
     -А твои?
      - Да Павлушка сказывал, что они там, на горе у извоза, где верхняя мельница.
         -Просил по - больше продуктов принести.
         -Ему с собой наложила, да вот ещё собрала, отнесу, пусть поедят.
         - А мне Любка придурашная, значит и говорит, чего это ты Танька взялась казакам хлеб печь?
          -Ведь твои, вроде, как против них воюют.
          -Дуре невдомёк, что я хлеба и пирожков с капустой успела напечь и для своих, вон три огроменных каравая, да пирожков узелок с собой несу.
         - А у самой мозгов не хватает, что её Петька не жрамши, уже как цельные сутки.
          -Бабоньки надо нам спешить, чтоб за темно вернуться обратно.
          -Это хорошо, что мы огородами прошли, а так не дают казаки прохода.
           -Вон с той стороны, задержали Лидку и Скибиху, и всё отобрали, да ещё грозились выпороть.
         - Им бы только над людьми глумится, всё свои порядки хотят установит.
          -А у людей и не спросят, нужно это им или нет.
          -Бабоньки давайте поспешать, я с вами на ту сторону, а там уж по горе прямо к своим.
         Три хуторские женщины прошли мимо Злотазана и под покровом ночи удалились  через бывший барский огород в сторону речки.
       Хуторской чёрт был удивлён храбрости этих хуторских баб, а ещё их заботе о своих близких, он даже замечтался, что и ему было бы неплохо подыскать себе жену подобную вот этим бабенциям.
       Но вскоре опомнился, вспомнив и представив многие истории, которые ему приходилось видеть и слышать в этом же хуторе, где скандальные бабы изводили своих мужей до полного расстройства их нервного состояния, после чего тем приходилось применять не только кулаки, но хвататься за топоры или вилы.
          Злотазан брезгливо сплюнул в сторону, пристыдил самого себя за то, что подался временной ностальгии по хорошей жизни, в реальности же выходило совсем не так, находясь на данное время самым обычным велисом (Временным лишенцем и скитальцем).
          Злотазан ещё не знал, что и его приятель  Шоба со вчерашнего вечера оказался в подобной ситуации, так как нижняя мельница сгорела в результате брошенной в неё ручной бомбы.
         Но хуторской чёрт по  поводу своего вынужденного сиротства особо не огорчался, подобные ситуации для него не впервой, так что с закалкой  нервной системы  и временным унынием, случались иногда везения.
          А полученный им опыт по всяким передрягам подсказывал, что жизнь переменчива подобно  взмученная воде в ключе, пройдёт немного времени и всё просветлится, как  небосвод после грозового ливня.

              Хуторской чёрт задремал, слышался ему шум дождя и раскаты грома, настолько частые, что не вольно подумалось, что сейчас обрушиться ливень с градом и надо бы подыскать соответствующее убежище.
         Злотазан невольно дернулся и очнулся, действительно со стороны верхней мельницы слышались раскаты, но не грома, а частой стрельбой из винтовок, которая в скором времени закончилась.
          В предрассветных сумерках ещё было не понять, с чего началась стрельба, а чтобы лучше рассмотреть, хуторской чёрт перебрался в более удобное место, отсюда хорошо просматривалась противоположная сторона.
         Вот по дороге бежал человек, да так быстро, что вполне мог посоревноваться в быстроте бега с лошадью.
         Вот он завернул к извозу, по которому ездили из усадьбы за водой, что – то спросил у ополченцев устроивших там завал и снова побежал.
         Не добежав до второго выезда из балки, заметался в поисках не понять кого, но вот уже другой человек бежал в обратную сторону.
          Не большая заминка возле извоза и уже не большая группа вооруженных людей бежала в сторону верхней мельницы.
         Злотазану стало интересно, с чего это забегали по другой стороне люди, видно что – то очень интересное назревает.
       Почёсываясь и позёвывая, хуторской чёрт подумал, что неплохо было бы позавтракать, да и слегка подлечить голову, после вчерашнего застолья дрянной сиводрал давал о себе знать  шумом в голове и разбитостью организма.
            Уже слегка пожалел, что своим видом не напугал хуторских баб, чтоб поживиться из их узелков хотя бы пирожками с капустой.
       Иногда со стороны верхней мельницы раздавались одиночные выстрелы, а те люди, что были на горе, пригибались и шустро бегали.
         Злотазан уже было заскучал, как вдруг до его слуха донеслась пулемётная очередь, тут же на кургане им были заметны движения, пулемёт продолжал постреливать, заставляя пригибаться к земле всех, кто находился на горе. 
          Раздалось несколько глухих взрывов, Злотазан сообразил, это взорвались ручные бомбы.
         Вялая стрельба велась с кургана, и хуторской чёрт ни как не мог понять, в кого они стреляли, в тех, что на горе над извозом или же в кого – то в там внизу.
           Но вот из под горы выскочили первые всадники, одни заворачивая, помчались на курган, а другие к тем, что залегли над извозом.
            Злотазан заёрзал на месте, предвкушая увидеть интересную картину происходящих событий.
         Вот те, что оказались над извозом  без всякого сопротивления, устроили повальное бегство, чему способствовал размахивающий наганом командир, указывающий им бежать к горе и искать там своё спасение.
        Да и те, что находились на кургане, при виде скачущих к ним казаков, поспешили укрыться под горой в зарослях  терновника и других кустарников.
        Хуторской чёрт даже слегка привстал, когда конь одного из всадников перекувыркнулся через голову, а сам казак вылетел из седла, проделав в воздухе невероятный пируэт, свалившись в десятке метров от упавшего коня.
       Вот он вскочил, припадая на одну ногу и сняв с себя карабин, пальнул под гору, медленно идя по краю горы, выслеживал спрятавшихся там своих врагов.
       А вон двое казаков остановились на самой высокой точке кургана, один из ни соскочил с коня, кого – то пнул ногой, другого поддев ногой перевернул.
          В это же время раздался глухой винтовочный выстрел, явно стреляли из под горы и припадающий на ногу казак рухнул вниз головой.
        Забрав трофей у убитых, как теперь сообразил Злотазан, из пулемёта, казак вскочил на коня, и уже с товарищем поглядывая под гору стали курсировать вдоль горы, к ним присоединилось ещё трое.
           А вот по другую сторону, что у извоза, творилось что – то невероятное, смешанный состав хуторского ополчения в спешном порядке отходил к горе, их командир отстреливался из нагана и едва был не зарублен казаком, которого кто – то из бойцов ополчения вовремя нейтрализовал.
          А в это время из под горы, подобно огромной змее стремительно выползали плотными  рядами вооружённые всадники.
        Но самое захватывающее действие хуторской чёрт наблюдал в поле, когда увидел бегущих от горы трёх молодых парней, в этом он не сомневался по их ритмичной работе ног и  скоростному бегу.
         Бежали парни наискосок к дороге, по которой возили для строительных работ болотный тростник из местечка названого Широкий камыш.
          Бегущим парням ещё было в невдомёк, что за ними устроил погоню ушлый казачок на своём резвом коне.
         Конь не скакал, а летел, почти не касаясь самой земли.
          Красиво и легко скакал казак на своём коне, стремительно сокращая расстояние  между собой и последним убегающим.
          Но что это, хуторской чёрт  даже привстал, не ожидая такого поворота события, казак взмахнул шашкой, конь на мгновение закрывает своим телом бегущего парня, что произошло в этот момент не совсем понятно. 
         Породистый конь,  не сбавляя стремительного темпа скачки, продолжил свой  аллюр дальше, а вот парня уже не было видно в поле.
        Ещё вкрадывались сомнения, что парня просто для науки стебанули плашмя шашкой, вот он и свалился в растущую полынь.
          Но когда настигнув второго парня, казак с выворотом рубанул того по спине, стало понятно, что здесь всё по серьёзному и серьезнее не может быть.
             А вот вокруг  третьего парня, казак  долго кружил вороном и всё же подлая душа, свершила своё подлое дело, а в это самое время со свистом и гиканьем из станицы выскочило не меньше сотни всадников. 
          Злотазан ожидал, что сейчас с гребня загрохочут пушки, но они почему - то молчали.
        Что было очень удивительно и странно, может быть, ещё вчера они расстреляли весь свой боевой запас, гадал хуторской чёрт, не исключено, что по довольно стремительно скачущей сотне сложно вести прицельный огонь или же орудия перебросили на другой участок?
         Но события разворачивались куда интереснее, чем заниматься пустым гаданием, ещё мгновение и противоборствующие стороны схлестнуться в шашечном бою.
             Злотазан уселся по удобнее, пристроив свой зад на небольшом возвышении, подпёр левой ладонью свой подбородок и погрузившись в полное внимание, собрался смотреть грандиозное зрелище.

09 – 10 март 2021г.


Рецензии