Долгая дорога к Богу Гл. 3. Часть1 Введение

НА КОЛЛАЖЕ:
Верхний ряд слева направо:

Это снимок старого альбома, доставшегося мне от бабуси – Мариамны.
На первой странице проставлено число – 5 июня 1903 года.
Значит в этом году этому альбому исполнится 118 лет.

Второй снимок:
Так выглядит раскрытый альбом. Остальные страницы сохранились ещё хуже.
На снимках в альбоме:
Слева братья – Степановы - Борис и Владимир (будущий мой отец).
На обратной стороне снимка  детской рукой написано:
- «Харабали 1912 год 22 марта.
Дорогому папе от Бори и Воли.)

На вырезанном снимке – старший брат – Борис с отцом – Василием Иродионовичем Степановым. Это мой дедушка, которого при жизни мне увидеть было не суждено, так как он умер в 1932 году, а я родилась – в 1935 – м.

На правой странице раскрытого альбома на снимке – Дмитрий Иродионович Степанов – мой двоюродный дедушка.
На обратной стороне снимка написано: -
«Племяннику Боричке на долгую память – дядя Дима.
5 марта 1913 г. Вспоминай его чаще.»

Нижний ряд слева направо:
Увеличенная фотография, вставленная в открытую страницу альбома.

А на двух последних снимках - для примера я привела два «паспарту», на которые наклеены почти все  старинные фотографии в сохранившемся у меня альбоме.
Решила убедиться – правильно ли я употребила слово – «паспарту».
Паспарту; (фр. passe-partout) — кусок картона с вырезанным в нем фигурным отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру, сообщает нам ruwiki.

В дореволюционных каталогах многослойная конструкция из картона, на которую фотографы наклеивали фотографию называлась "Фотографический бланк" или "Бланк для наклейки фотографических снимков".

В наши дни фотографический бланк общепринято обзывать "паспарту". Как правило, термин "паспарту"  применяют к лицевой части старинной фотографии. Или к оборотной. Или к обоим сразу. В общем, там, где есть имя фотографа, адрес или какой-нибудь узор, там и паспарту.
На паспарту, снимки которых я привела в коллаже, сделаны фирменные оттиски:

«Существуетъ съ  1861  года.  Фотография ВИШНЕВСКАГО,  удостоенная высочайшихъ наградъ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА,  ВЕЛИКИХЪ КНЯЗЕЙ, в АСТРАХАНИ на Канаве, в собственном доме  81".   
    
  "Фотография двора Его Величества,  ШАХА ПЕРСИДСКАГО, - КЛИМАШЕВСКОЙ, въ Астрахани,  у Полицейского моста,  собственный дом.  Негативы сохраняются."...
    
ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 3 РОДОСЛОВНАЯ ИРАИДЫ – ВАРСОБИНЫ
ЧАСТЬ 1. ВМЕСТО  ВВЕДЕНИЯ
             
  ВМЕСТО    ВВЕДЕНИЯ

Раздел – «ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ» нами придуман для того, чтобы перед каждой выкладкой текста основного произведения, можно было бы общаться с читателями, отвечать на их заданные вопросы, комментарии или – сообщать какие-то свои новости, мысли…

Все фамилии, упоминаемые в текстах, и - воспоминания опираются на реальные события, нашедшие отражения в письмах, дневниках и – других документах.

Сейчас модно копаться в историческом прошлом своей семьи. Решила и я порыться в домашних архивах. Так с какой ветви моей РОДОСЛОВНОЙ нужно начинать? И будет ли интересно кому-нибудь, кроме прямых потомков читать о жизни незнакомых людей?

Для меня лично интересно всё, что связано с православной темой, поскольку я вступила уже на дорогу, по которой иду и ищу истину – когда и по каким приметам  она ведёт меня к Богу…

Нам лично кажется, что в рамках исторических данных жизнь любого человека является отражением эпохи, в которую он жил, а потому эти данные могут пролить свет на какие-то исторические события, привычки, характеры тех далёких лет. И, соответственно из таких зарисовок будут проявляться картинки из прошлого – будь то человек, город, или – маленькое местечко, приютившее ЧЕЛОВЕКА, давшего продолжение своему роду…

Мои родители: 
 отец – Степанов Владимир Васильевич
мама – Степанова (Варсобина) Нина Николаевна
Родители отца:
 отец – Степанов Василий Иродионович
 мама – Степанова (Мейстрик)  Мариамна Алониевна
Родители мамы:
отец – Варсобин Николай Николаевич
мать – Варсобина (Исайкина) Надежда Павловна
Таким образом, моими предками являются:
МЕЙСТРИКИ,  СТЕПАНОВЫ,  ВАРСОБИНЫ  И  ИСАЙКИНЫ.

По линии Исайкиных никаких сведений не сохранилось. По линиям - Мейстрики, Степановы и Варсобины сохранились документы, фотографии и воспоминания живущих ныне родственников.
Начали с Мейстрик…
Сначала данных накапало мало-мало. Но вот к моим археологическим «раскопкам» подключились две родственницы по ветви  Мейстриков – Светлана Ивановна Фирсова и Вероника Анатольевна Смирнова.

Светлана Ивановна Фирсова, хоть и моложе меня, но – является моей двоюродной тётушкой. Её мама – Фаина Алониевна – родная сестра моей бабуси – Мариамны Алониевны Мейстрик. Мариамна – старшая дочь Алония Алониевича Мейстрик, а Фаина – младшая. Между ними разница в возрасти – 20 лет.

Вероника Анатольевна Смирнова – внучка Виктора Алониевича Мейстрик (дочка сына его – Анатолия).

Общими усилиями (мне, Светлане и Вике)  удалось восстановить нашу родословную по линии МЕЙСТРИК.

По линии Степановых – Соловьёв Александр, живущий в Астрахани, нашел меня по моим публикациям на ПРОЗА.РУ.  Так же, как и я, он (правнук Степанова Фёдора Иродионовича – родного брата моего деда – Василия Иродионовича) занимается поисками данных о своём двоюродном  прадеде, пропавшем без вести – Степанове Григории Иродионовиче.
С Сашей Соловьёвым я переписываюсь до сих пор и мы обмениваемся найденной информацией о жизни наших двоюродных дедов и прадедов.

И, наконец, до последнего времени я общалась со своей двоюродной сестрой – Натальей Ивановной Кайдаловой (Плешаковой). Мы обе – внучки Николая Николаевича Варсобина, а наши мамы – Нина и Маргартита – родные сёстры. Наташа долго жила вместе с дедушкой, поэтому именно она позволила расширить мои знания в области его биографии.

Все мои предки жили – до революции и росли в семьях православных, верующих в Бога, и соблюдавших все полагающиеся обычаи. Поэтому трудно выделить отдельно тему православия, которая являлась аурой всей России.
Поэтому буду приводить здесь тексты о моей Родословной – целиком.

Поскольку лично в моём архиве хранится старый семейный альбом, перешедший ко мне от моей бабуси – Мариамны Алоньевны и много других интересных документов, мне очень хочется привести их здесь, если не все, то – многие.

Поэтому в отличие от больших текстов, опубликованных  в Главе о Родословной моего мужа – Виктора, где снимков старых времён сохранилось мало, мне придётся  мои рассказы разбивать на Части. Зато может быть удастся  поместить больше интересных фотографий.
Трудности этого момента для меня заключаются в том, что – я – плохой фотограф. Кроме того – у меня зрение – минус 10, плюс диабетические осложнения. А, составив из снимков коллаж, прежде, чем  вставить в публикуемый текст, его нужно перефотографировать и отредактировать. В моём исполнении качество теряется на 30 %. Тем более, что многим снимкам и документам по 100 и больше лет…

Попробуем – что из этого всего получится.

Осталось решить последний вопрос – в каком порядке  публиковать рассказы о моих предках по линии мамы и отца.

Как уже я упоминала – по линии Искайных ( моя бабушка по линии мамы- Надежда Павловна Варсобина (Исайкина) – данных практически нет никаких…

О дедушке – Николае Николаевиче не так много, но воспоминания о нём нам с Наташей удалось объединить в один рассказ. Поскольку он в моём Родословном древе является по линии мамы – «Главным» предком, пожалуй мы с него и начнём…

Рассказ о роде Мейстриков, чья Родословная ведёт нас в Астрахань, намного больше, чем о Варсобиных.
В семье Главного предка – Алония Алониевича Мейстрика было 10 детей. До взрослого возраста дожило из них – 7 человек. Судьбы не всех детей нам известны. Тем не менее, желательно рассказать о каждом то, что мы знаем…

И, наконец – Родословная Степановых, корни которой ведут в Астрахань – самый большой раздел.
У моего дедушки было несколько братьев. Все они – священники с тяжёлыми судьбами. Рассказывая о них, нельзя не затронуть исторических сюжетов дореволюционной Астрахани, таких, как; раскол церковных священников и кровавый террор…

Ну вот, таким образом, последовательность публикации моих Родословных веток определился сам собой.
Начнём с тех, тексты о которых – короче, а потом – по возрастающей: Варсобины, Мейстрики и – Степановы.

Кстати, по линии моего отца, продолжавшего свою Родословную по мужской линии – на мне Род Степановых нашей семьи - кончается. Дочка Стэлла выйдя замуж, продолжила род Ануфриевых. Её дочь – Людмила , замуж официально не вышла, родила сына – Илью, который по отцу записан, как – Баканов. Вот и род Ануфриевых в семье Стэллы тоже оборвался…

Мой сын Олег носит фамилию – Дудко.  По линии Дудко род продолжают – его сын – Дмитрий Дудко и теперь уже – внук Олега – Максим Дудко…
Это всё я  привела для примера о том, как продолжается в разных случаях и передаётся по наследству Родословная история семьи.

Тем не менее – прервалась ли Родословная ветка по линии одного из родителей в семье или перешла в другой клан, гены по наследству передаются следующим потомкам обязательно. Другой вопрос – насколько они сильны и в каком качестве проявятся потом у рождённых позже зависит от многих факторов. Но здесь мы их разбирать не будем.
 
Ну, а теперь о снимках, с которых начинаем публикации о РОДОСЛОВНОМ ДРЕВЕ ИРАИДЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ДУДКО (СТЕПАНОВОЙ).

В тумбочке под телевизором  лежит целая гора разных фотоальбомов. И самый старый был составлен 5 июня  1903 года. Хотя многие фотографии в нем сделаны гораздо ранее.  Листы  в альбоме толстые, с двух сторон в них можно вставлять фотографии. Обрамление страниц украшено нежными виньетками из цветов  и орнаментов.  К сожалению, на большинстве страниц, эти обрамления разорваны и фотографии не держатся на положенных местах,  а почти  все  вложены  между  листами альбома россыпью.
Можно было бы аккуратно подклеить странички,  но тогда потеряется чувство древней старины,  которое ощущаешь, когда  держишь альбом в руках.  И не просто старины, а источника моей родословной,  которого при жизни наших родителей и прародителей мы не удосужились изучить, запомнить, и передать своим детям и внукам. А теперь  можно лишь рассматривать фотографии,  читать надписи на них, если они  есть,  вспоминать отрывочную информацию из чьих-то далеких рассказов,  рассказов тех,  кого уже давно нет в живых, и которых уже не переспросишь...

На первой странице альбома - фотография моего прадеда.
Как и многие  другие фотографии,  она наклеена на плотную фирменную картонку.
Надпись на обратной стороне фотографии, сделана  в 1900 году рукой Иродиона Григорьевича Степанова:

 « Дарю на память сыну моему Василию Иродионовичу Степанову, чиновнику особых поручений 8-го класса, от родителя его Иродиона Григорьевича Степанова,
5 февраля 1900 года, с Пожеланием от Бога дожить долгих лет в полном здравии и счастье.
НА 72 году жизни моей – Иродион Григорьевич Степанов.
 1900 г. 5 февраля.»

А на картонке, на которую наклеена фотография сделан фирменный оттиск:         
 "Фотография двора Его Величества,  ШАХА ПЕРСИДСКАГО, - КЛИМАШЕВСКОЙ, въ Астрахани,  у Полицейского моста,  собственный дом.  Негативы сохраняются."...

На других  фотографиях, сделанных в других ателье, встречаются другие оттиски, типа:
«Существуетъ съ  1861  года.  Фотография ВИШНЕВСКАГО,  удостоенная высочайшихъ наградъ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА,  ВЕЛИКИХЪ КНЯЗЕЙ, в АСТРАХАНИ на Канаве, в собственном доме  81".   
       
Где  пепел этих негативов ныне,  сто с лишним лет спустя?
Как говорят, кануло в лету...
А  фотографии ПО ВОЛЕ СЛУЧАЯ - живут...


ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии