Рогожская ямская слобода Москвы

       Наша дача расположена в Купавне, поэтому станцию метро «Площадь Ильича» знаю хорошо. Осенью 2020 года  попала на экскурсию по Рогожской  слободе и Школьной улице. Рогожа это толстая, редкая, хлопчатобумажная ткань, первоначально производилась из волокон растения рогоз. Судя по названию, то  в слободе жили ткачи, но оказалось  -  ямщики старообрядцы 
       В моём детстве по Школьной улице ходил трамвай, дома были серыми и терялись под тенью  многоэтажек, советского времени.  Каменные дома на улице, были построены   после пожара  1812 года. Интересно, что  в то время  были введены стандарты цветов для окрашивания фасадов строений, с владельцев брали  подписку «о неупотреблении грубого цвета красок». Предлагалось окрашивать дома в белый, палевый, бледно-желтый,  желто-серый,  дикий (синевато-серый),  бледно-розовый  и «сибирка» с большой примесью белой краски. Реставрировать улицу начали в 1984 году, а недавно замостили   гранитной плиткой и сделали пешеходной.
       Первоначально улица  называлась  – Тележной, затем 1-я Рогожская, сейчас Школьная и  была главной в Рогожской слободе.  Протяжённость улицы - 700 метров, ширина – 25-30 метров. Дома вдоль улиц разделены незначительными вставками, местами срослись в единый фасад, создавая целостный архитектурный  ансамбль.  Бросается в глаза, что дома здесь одного типа и высотой только  в два-три этажа, оказалось  это одна из первых типовых застроек города!  На первых этажах  домов расположены большие ворота для проезда повозок, там же витрины лавок,  на втором – квартиры.  Над воротами некоторых дворов и сейчас можно увидеть крест, который напоминает о том, что обитатели  улицы  были  старообрядцами.
       Перед воротами  домов и сегодня сохранились отбойные каменные тумбы, уберегавшие сани, телеги и экипажи от заносов. На воротах прикреплены большие ручки, которыми путники стучали в дверь. Ворота делали  с решетчатыми окошками, хозяин  выходил и рассматривал  человека, просившего кров. Интересно, что окно располагалось  на уровне груди,  так-как рассматривали не  путника, а  лошадь.  Если конь был  в нормальном состоянии, то путешественника  пускали на постой,при отсутствии денег, лошадью можно было расплатиться за приют.  Если путник не внушал доверия, то под воротами был предусмотрен зазор, через него  спускали собак! Отбойными тумбами сюрпризы улицы не заканчиваются. Если идти по чётной стороне Школьной, то рядом с домом с восьмиконечным крестом, мы видим  чугунную конструкцию, напоминающую по форме гриб. Эта подлинная вентиляционная тумба первой московской канализации, сооруженной более ста лет назад. Эти тумбы служили для притока внешнего воздуха в смотровые колодцы, с которыми соединялись под землей.  Действительно, на другой стороне дороги ровно по линии вентиляционной тумбы можно и сейчас Первая очередь Московской канализации была запущена 1 августа 1898 года.
       Рогожская слобода возникла в конце XVI века,  близ деревни Андроново на левом берегу Яузы, здесь стали селиться ямщики, занимавшиеся «ямской гоньбой»  и перевозками товаров из Москвы в село Старый Рогожский ям (город Богородск, а в настоящее время -  Ногинск Московской области).  Слобода охватывала территорию в 178 гектар, её планировка сильно отличалась от традиционной для столицы. На  старообрядческой окраине была чёткая застройка кварталов, не удивительно, что здесь в 19 веке появились типовые дома. Со временем Тележная  обросла лавками и трактирами. Здесь же продавались телеги, тарантасы, кибитки и сопутствующие товары. Самым известным кабаком  улицы  был -  «Крутой яр», из-за него улицу называли -  Крутоярской.  Ямщик это представитель  межклассовой  населения Руси, назначаемый  в установленном порядке из крестьян либо горожан.  В ямщики  брали только уважаемых людей, обязательно семейных и, конечно, не безлошадных, профессия передавалась по наследству. По Тележной  улице  обозы выезжали на Владимирский и Рязанский тракты.  С другой стороны от выхода из метро, на самой площади Ильича,   сохранился вестовой столб  с надписью: «От Москвы две версты»,  он был установлен в 1783 году. 
      В одном из домов на Школьной улице (предположительно д.22) в состоятельной старообрядческой купеческой семье родился художник Константин Коровин (1861-1939). Коровин в автобиографической повести «Моя жизнь» вспоминал: «Я родился в Москве в 1861-м году, 23 ноября, на Рогожской улице, в доме деда моего Михаила Емельяновича Коровина, московского купца первой гильдии. Прадед мой, Емельян Васильевич, был родом из Владимирской губернии, Покровского уезда, села Данилова, которое стояло на Владимирском тракте. Тогда не было еще железных дорог, и эти крестьяне были ямщиками. Говорилось — «гоняли ямщину», и не были они крепостными. Когда родился прадед мой, то по обычаю сел и деревень, находящихся по Владимирскому тракту, при рождении ребенка отец выходил на дорогу и у первого, которого гнали в ссылку по этой дороге, «Владимирке», спрашивал имя. Это имя и давали родившемуся ребенку. Будто это делали для счастья — такая была примета. Нарекали родившегося именем преступника, то есть несчастного. Так полагалось обычаем.» Когда родился мой прадед, по Владимирке везли в клетке с большим конвоем «Емельку Пугачева», и прадеда наименовали Емельяном. Сын ямщика, Емельян Васильевич был впоследствии управляющим в имении графа Бестужева-Рюмина, казненного Николаем I декабриста. Графиня Рюмина, лишенная прав дворянства, после казни мужа родила сына и умерла родами, а сын Михаил был усыновлен управляющим графа Рюмина, Емельяном Васильевичем. Но у него был и другой сын, тоже Михаил, который и был мой дед. Говорили, что огромное богатство моего деда пришло ему от графа Рюмина…»
      Другим знаменитым жителем этой улицы  был   известный  купец  -   Павел Григорьевич Шелапутин, он  происходил из старообрядцев.  Являясь членом Первого московского общества трезвости, организовал Рогожское отделение общества (1896) в своём доме(дом хорошо сохранился)  и на свои деньги содержал две чайные, в которых были устроены читальня с библиотекой, а также книжный магазин. Павел Григорьевич  получил прекрасное домашнее образование, с детства увлекался искусствами и музыкой. Он стал  одним  из учредителей товарищества Балашинской мануфактуры.  Уже в то время  Шелапутин начал заниматься благотворительностью и создал при производстве дом призрения, где осуществлялся уход за 120 престарелыми работниками и сиротами. Он был организатором и председателем совета Общества Средних торговых рядов в Москве. В 1869 году Шелапутин приобрёл  имение Покровское – Фили, предоставив парк и лес для общего пользования горожан. Здесь же он устроил приют для неизлечимо больных на 20 человек.  У Павла Григорьевича  было трое сыновей, которые рано ушли из жизни. В  память о своих сыновьях и о родителях, им  в Москве были построены: Институт усовершенствования гинекологов имени Александры Петровны Шелапутиной на Большой Пироговской улице.; Мужская гимназия имени Григория Шелапутина в Большом Трубецком переулке (1901); Ремесленное училище имени Григория Шелапутина на Миусской площади (1903); Мужское ремесленное училище имени Григория Шелапутина на Калужской улице[ (1904); Женское ремесленное училище имени Григория Шелапутина на Калужской улице (1904);Реальное училище имени Анатолия Шелапутина и Педагогический институт на Девичьем поле, названный его именем (1912). До революции,  когда речь заходила о дорогой покупке, говорили: «Я ещё не сделался Шелапутиным!», или, зная о щедрости этой семьи: «Ты угостишь меня по шелапутинскому счёту».
       В середине 1800-х в России начала развиваться железнодорожная сеть. Ямщики, не могли конкурировать с  железной дорогой, промысел постепенно пошел на убыль, многие разорились.  Постепенно район  Рогожской слободы превратился в трущобы,  здесь стали производить множество  поддельные продуктов.  Самый известным  из фальсификатов был   -  Рогожский чай,   впоследствии давший название всем  подделкам.  Для изготовления фальсификата  в трактирах скупался спитой чай, высушивался  и   смешивался  с  небольшим  количеством  свежего.
        После революции 1917-го года в уцелевших домах в конце улицы обустроили квартиры для рабочей интеллигенции. Когда в 80 годах того века на улице  начинали реставрацию, то планировали в   домах открыть музеи,  мастерские народных промыслов,  превратить улицу  в лучшее туристическое место города . Времена меняются,   нынешние власти сделали  улицу пешеходной, но в отреставрированных домах оставили  ведомства, офисы и медицинские центры. Неужели ямщики, так много сделавшие для страны, не заслуживают музея на своей   улице?
на фото Школьная улица осенью 2020 года


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!
Жаль, что не осуществили план открыть музеи и мастерские народных промыслов.
Это было бы замечательно - превратить улицу в туристическое место города.

Татьяна Карелина7   02.04.2024 19:04     Заявить о нарушении
Всё зависит от мера, Юрий Лужков воссоздал из руин Царицы и ещё множество музеев. он и из Рогожской слободы планировал сделать туристическое место. Нынешний глава строит новые станции метро и каждый год меняет плитку, она за зиму ломается.

Ольга Сангалова   03.04.2024 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написана 51 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.