Асы кубанского неба ч. 3

БАЗАНОВ ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился 10 января 1923 г. в подмосковной дер. Рамешки. После окончания школы ФЗУ работал на Люблинском литейно-механическом заводе. В канун войны был направлен в Качинскую военную авиашколу, которую окончил в 1942 г. Свои первые боевые вылеты гв. сержант 3-го ГИАП (155 ИАП) Базанов совершил под Сталинградом осенью 1942 г. И позднее 3-й ГИАП сражался на главных направлениях; на Кубани, под Курском, над Днепром. В одном из вылетов в ходе Корсунь-Шевченковской операции гв. лейтенанту Базанову удалось сбить сразу 4 транспортных самолёта Ю-52. Он был подбит и ранен единственный раз за войну, при этом сумел привести машину на аэродром и благополучно посадить её. Командир 2-й эскадрильи 3-го ГИАП (235 ИАД, 10 ИАК, 2 ВА) гв. капитан Базанов совершил 360 боевых вылетов на Ла-5, в 62 воздушных боях сбил лично 22 и в группе 6 самолётов. Среди уничтоженных им неприятельских машин 8 типов немецких самолётов: Хе-111 и До-217, Ю-52 (9 машин) и Ю-88, Ю-87, Ме-109, ФВ-190 и Хш-123. После войны служил в ВВС. В 1958 г. окончил ВВА и в 1973 г. Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. Базанов - один из старейшин истребительной авиации, на МиГ-23 он летал до 1984 г. Освоил более 20 типов боевых самолётов и вертолётов. Заслуженный военный лётчик СССР. В звании генерал-лейтенанта авиации демобилизовался в 1985 г. Жил и работал в Москве. Герой Советского Союза (26.10.44). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й ст., 3 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями, иностранным орденом.

БАЛАШОВ ГЕОРГИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Родился 1 марта 1914 г. в г. Воронеже. Отец его был рабочим на одном из местных предприятий. В Воронеже юноша закончил начальную школу, а затем поступил в школу ФЗУ. После неё молодой выпускник отправился работать на завод - слесарем. В судьбе Георгия поворотным оказался 1936 год. Молодой человек оказался в рядах ВС Советского Союза. Модное в 1930-х годах в СССР увлечение авиацией захватило и Балашова - он оказывается в Качинской военной авиашколе летчиков. В 1939 г. Балашов стал, наконец, дипломированным пилотом, отправившись проходить службу в одну из лётных частей Красной Армии. ВОВ застала его в рядах Вооружённых Сил, однако долгое время лётчик не принимал участие в боевых действиях. В те дни огромное количество машин и личного состава оказалось попросту уничтожено на аэродромах. Если же удавалось взлетать то советские машины часто терпели жестокие поражения и в воздухе. Здесь сыграли роль сразу несколько факторов. Во-первых, как правило, многие боевые самолёты СССР проигрывали машинам Люфтваффе чисто технически. Во-вторых, боевая выучка немецких лётчиков, как правило, превосходила подготовку пилотов РККА. В-третьих, играла роль внезапность нападения, вызывавшая стихийные, неорганизованные действия ВВС впрочем, как и всех остальных Сил СССР. Однако, впоследствии в воздухе соотношения сил между нашей страной и Германией стало выравниваться. Сказалась производственная база, давшая СССР новые образцы самолётов, переход к советскому командованию стратегической инициативы, подготовка на ускоренных курсах огромного количества новых пилотов. Именно такими "новобранцами" пришлось руководить Г.С. Балашову.

Его участие в войне относится только к её середине. Боевое крещение ст. лейтенанта Балашова состоялось весной 1943 г., когда он совершил свой первый боевой вылет. С 7 апреля по 5 июня 1943 г. сражался на СКФ, с 1 сентября 1943 г. - на Южном фронте, позже - на 4-м Украинском фронте. Георгий Балашов воевал в должности комэска практически всю войну. Однако, прославился не столько как грамотный руководитель и тактик, сколько как непревзойдённый "охотник" за вражескими самолётами. 2 мая 1943 г., при сопровождении 9 самолётов Пе-2 четвёркой Як-1, 5 истребителей противника Ме-109 пытались атаковать наших бомбёров. Балашов стремительной атакой зашёл в хвост одному из Ме-109 и после первой же его очереди "Мессер" горящим факелом пошёл вниз. Отбив атаки ещё 2-х Ме-109, атакой в лоб подбил ещё один Ме-109, который с пламенем ушёл на свою территорию. В этом же бою лётчики его группы сбили ещё 2 самолёта, тем самым обеспечив возможность нашим бомбардировщикам успешно выполнить своё задание. Все наши самолёты вернулись на свои аэродромы. 18 сентября 1943 г., будучи ведущей группы двух Як-9 Т и двух Як-1 Б, в районе Гуляй Поле встретил 6 вражеских бомбёров Не-111 в сопровождении 4-х истребителей Ме-109. Отдав команду по радио тройке своих товарищей атаковать "Мессеров", Балашов ринулся на бомбардировщиков, подойдя вплотную открыл огонь и первыми же очередями сбил 2-х "Хейнкелей", которые горящими рухнули на землю. В это же время его товарищи сбили двух Ме-109.

Особое упорство и мужество Балашов проявил в боях за г. Мелитополь, летая днём и ночью и в сложных метеоусловиях. Однажды ночью со своей группой Балашов устроил засаду вражеским бомбёрам, при этом своей группой сбил 3 и подбил 4 бомбёра, заставив противника сбросить бомбы не дойдя до цели. К январю 1944 г. командир эскадрильи 402-го ИАП (265-я ИАД, 3-й ИАК, 8-я ВА, 4-й Украинский фронт) капитан Г.С. Балашов совершил 103 боевых вылета, провёл 37 воздушных боев, в которых лично сбил 15 вражеских самолётов. Именно тогда, за эти и другие заслуги лётчика, было принято решение удостоить высшей награды СССР - звания Героя Советского Союза. 31 декабря 1943 г. командир 402-го ИАП майор Ерёмин подписал наградной лист в котором были такие строки: "В боевых действиях на Кубани с 20 апреля по 3 июля 1943 г. совершил 34 боевых вылета, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 6 и подбил 2 самолёта противника за что приказом 8-й Воздушной армии № 62 н от 11 декабря 1943 г. награждён орденом Красного Знамени и приказом 3-го ИАК № 05 н от 15 мая 1943 г. награждён орденом Отечественной войны 2-й ст. На Южном фронте с 1 сентября по 25 декабря 1943 г. совершил 69 боевых вылетов (в том числе 7 ночью) из них: на прикрытие своих войск - 53, на штурмовку - 8 и на разведку - 8. Проведя 14 воздушных боёв, сбил лично 9 самолётов противника.

Всего в боях на Кубани и Южном фронте выполнил 103 успешных боевых вылета, провёл 37 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 (4- Не-111, 1- Ju-87, 2- FW-189, 1- Mе-110, 1- Hs-129, 6- Mе-109) и подбил два (1- Не-111 и Ме-109 ) самолёта противника. Эскадрилья Балашова, за период боевых действий на Кубани и Южном фронте произвела 652 боевых вылета, проведено 232 воздушных боя, в результате которых сбито 45 самолётов. Свои потери составили 8 лётчиков и 12 самолётов. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом ПВС СССР от 1 июля 1944 г. Балашов Георгий Сергеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Отважный воздушный боец до самого конца ВОВ оставался в строю, продолжая увеличивать количество сбитых вражеских машин. Ко Дню Победы Георгий Балашов выполнил 219 успешных боевых вылетов, доведя счёт личных побед до 19. Немалое число техники противника было уничтожено и лётчиками возглавляемой им эскадрильи. После окончания войны майор Г. С. Балашов остался на службе в ВВС, был инструктором-лётчиком ИАД. Умер 21 июля 1947 г. За период службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 2-й ст.; медалями.

БАСТРИКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Родился в Нижнем Тагиле в 1917 г. Учился хорошо, имел завидную память. В 1930 г. вступил в комсомол. Работал слесарем механического цеха завода имени В.В. Куйбышева, перевыполняя план на 170 процентов. Вскоре его портрет появился на заводской Доске почёта. Освоил специальность электросварщика и в этом деле также достиг высоких результатов. Работу совмещал с учёбой в горном металлургическом техникуме и с учёбой в Нижне-Тагильском аэроклубе. Аэроклуб окончил с оценкой "отлично". Осенью 1935 г. по путёвке горкома комсомола поступил в Оренбургскую лётную школу. После её окончания мл. лейтенант Бастриков прибыл в полк, несший охрану дальневосточных границ. Когда началась война, командир звена Бастриков, как впрочем большинство лётчиков, рвался на фронт. И только в 1942 г. вместе с полком выехал на фронт в должности зам. командира эскадрильи. С апреля 1943 г. ст. лейтенант А. Бастриков сражался в составе 15-го ИАП (278-я ИАД, 3-й ИАК, 8-я ВА), командовал эскадрильей. Менее чем за год совершил 100 боевых вылетов, провёл 40 воздушных боёв, в которых сбил 24 самолёта противника. (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные и 1 групповую победы). При штурмовках уничтожил большое количество живой силы и техники, в том числе два самолёта на аэродромах. Воевал на "Яках". Самым ярким днём в его боевой биографии стало 8 мая 1943 г., когда Бастрикову удалось одержать сразу 6 побед. Среди ведомых этого аса был будущий Герой Советского Союза Леонтий Слизень.

Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2020/05/30/1898


Рецензии