О чудесном

               

   Что же мы считаем чудом? Конечно, что – то неожиданное, что выходит за рамки нашей привычной жизни. С одной стороны за чудо мы можем принять что – то неожиданное, которое обусловлено  пока нашим незнанием причин случившегося. А с другой стороны мы удивляемся, допустим, мастерству артистов, спортсменов, отдавая дань их каждодневному труду на тренировках и репетициях.

   Но, согласитесь, что это всё же «привычное» чудо, и мы знаем его источник. Но кому из нас не хотелось хоть раз в жизни просто потереть лампу Аладдина –  и сразу получить желанное без шума и пыли, без всяких там изнурений, без всяких особых хлопот?

   Обычно дальше таких желаний дело не идет, потому что сейчас же со всех сторон тебе напихают, что, мол, не всё сразу, что надо хорошо попотеть, прежде чем… А такими разными побасенками с лампами можно скрашивать минуты отдыха каждодневного труда.

    Всё это так, но вот незадача: всё равно хочется несмотря ни на то, что мы много раз смотрели фильм «Москва слезам не верит», где чётко расставлены акценты: чур, не всё сразу; а та героиня, что посмела желать получить всё сразу и сейчас, показана полной дурой.

    И всё же задаёшься вопросом: неужели тут всё дело в нашей греховной сущности, и из – за этого мы позволяем мечтать о таком? А не может ли быть других причин для такого нашего хотения? Так ли уж безупречна формула «только через пот и не всё сразу?»

    И тут можно привести несколько но. Во – первых, такая последовательность всегда рядом с тягомотиной долгого ожидания. А этим до сих пор злоупотребляют всякие жулики и политики. Все они любят сначала получить деньги утром и пообещать, что вечером отдадут стулья. А многие из них договариваются до того, что готовы ради светлого будущего принести в жертву жизнь целых поколений. Все мы слышали лозунги типа того, что надо напряжённо потрудиться 10 лет, отдавая всего себя, чтобы потом наступили 10000 лет счастья. Что же это получается? Выходит, что жизнь прошлых поколений будет лишь навозом, на котором будет основано счастье будущих поколений.  Вот почему не стоит посвящать себя целиком будущему, надо жить и настоящим, не слушая сказочку о том, что, мол, не всё сразу.

   Во – вторых, есть в мире и то, где последовательность, основанная на причинно – следственных отношениях, не работает. Ибо бывает в нашем мире и такое, что внезапно из ниоткуда проявляется нечто, оставляет после себя продукты творчества и исчезает в никуда. О творчестве можно сказать многое, но одно несомненно: оно не имеет никакого отношения к последовательности, к причинно – следственным отношениям. Невозможно творить по последовательности – инструкции.

   В – третьих, не будем забывать и о любви. Разве она подчиняется причинно – следственным отношениям? Если для этих отношений присущи отношения «ты – мне, а я – тебе», то любовь – это бескорыстная отдача любимому человеку всего себя без остатка. Поэтому приверженцы причинноследственности считают любовь видом сумасшествия. Это у них в ходу пословица «Любовь зла – полюбишь и козла».

   И творчество, и любовь приоткрывают нам другой мир, который вытесняет последовательность из нашей жизни. Этот мир показывает, что есть в нашей жизни места чуду. Чудо – это творчество и любовь. Человек рождён для чуда как птица для полёта.

   И вроде бы всё вышеизложенное не подлежит сомнению. Тут всё определено, всё пригвождено к месту, всё открыто для всеобщего обозрения, всё верифицировано независимыми наблюдателями. Сейчас в моде открытость и ещё раз открытость, сейчас доминирует эпоха просвещения.

   Но вся эта возня с открытостью сразу делает любое рассматриваемое обычным, заурядным объектом. Это сродни с фиксацией снежинки на руке, которая от этого тает, прекращает своё существование.
   И сразу вспоминается известный физический эксперимент с двумя щелями, в котором попытка фиксации, появление наблюдателя изменяло появление частиц. Вспоминается и то, что на основе того, что вмешательство постороннего в квантовый мир приводит к его уничтожению, созданы линии связи, с которых нельзя похитить передаваемое.

Вот почему не надо ставить знак равенства между научным открытием и сотворённым.
Наука находит в окружающем мире постоянство повторяемости причинно – следственных связей между явлениями, которые она проверяет исследованиями независимых наблюдателей.
Сотворённое – это от творчества, которое внезапно врывается в нашу жизнь из ниоткуда и, оставив после себя продукты творчества, исчезает в никуда. Это есть таинство, это то, что принципиально не для науки с её причинно – следственными отношениями, со стремлением всё максимально раскрыть, чтобы не было никаких тайн. Наука не допускает, не принимает постулат о принципиальной таинственности мира.

  И поэтому сам процесс творения и самое жизненное, самое сокровенное не воспринимаются наукой примерно так же, как иногда компьютерная ОС не хочет признавать то или иное приложение, ту или иную утилиту. Они для этой ОС попросту не существуют, она не видит их.

   Конечно, в научной деятельности творчество присутствует, но присутствуют имманентно, ничем не выделяясь среди других субъективных моментов исследований. Эти субъективные моменты потом тщательно убираются из итогов исследований, чтобы ничто не замутняло ясность добытых сведений.

 И поэтому чудо есть творчество, есть прежде всего тайна, есть поэзия, а не проза, ибо в поэзии важно выразить, а не объяснить.


Рецензии