Михитар Хаш - албанский мыслитель и богослов

Михитар Хаш (ок. 1120/30–1213) — выдающийся албанский мыслитель, литературный и общественный деятель, богослов и священник. Михитар Хаш (означает «Святое Имя – Крест») был автором большого количества притч, басен, «Албанской хроники», агиографического сочинения «Мученичество Хосрова из Ганзаха» и других произведений. Но самым главным трудом признан его знаменитый «Судебник».


Михитар родился в городе Ганзах (ныне Гянджа), который он называет «матерью городов», «метрополией». Он получил образование у вардапета Йовханнеса Тавушского, а затем продолжил образование в Киликии. Как известный правовед, он пользовался большим авторитетом в вопросах догматики, церковного ритуала, а также в темах церковных распорядков и монастырского устава, где его мнение рассматривалось как решающее. Недаром многие исследователи называют его «гениальным представителем албанской и мировой юридической мысли».


Михитар Хаш перебрался из Ганзаха в Хачен и поселился в монастыре Нор Гетик (это в районе современного Газаха). После того, как землетрясение 1139 года разрушило монастырь, с помощью хаченского князя Вахтанга и его приближенных Михитар Хаш основал монастырь Нор Гетик (Нур Гъетек – «Луч под звездой» или «Новый Гетик»), благодаря чему, возможно, и получил прозвище Хаш, т.е. «Крестный». Созданная им при монастыре школа (она называлась также Гошаванком/Хашаванком «Монастырем Крестного») стала прославленным очагом просвещения как Албании, так и сопредельных стран. Сюда приходили не только для учебы, но и для совершенствования своих знаний. (См. Орбели И.А. Мхитар Гош и его «Судебник», с. 212–214).


Известными учениками Михитара Хаша были Вардан Аравелци (Восточный, Албанский) и Ванакан Вардапет. Впоследствии ученик Ванакана Киракос Ганзахви оставил большую часть тех сведений, которыми мы располагаем о «духовном деде» его Михитаре Хаше. (см. Мхитар Гош. «Албанская хроника». Изд-е З.М. Буниятова. Баку, 1960, с. 7). Михитар Хаш задумал свою «Албанскую хронику» как продолжение истории Моисея Дасхуранви и изложил события, происходившие в Албании в течение 1130–1162 гг., в период господства Сельджуков, но смерть помешала его завершению. Михитар Хаш умер в 1213 году в монастыре Нор Гетик.


В «…хронике» Михитара Хаша дан «Список патриархов албан, рукоположенных после владыки Елише, который прибыл из Иерусалима». Это ценный аргумент, свидетельствующий об апостольском начале Албанской церкви, восходящей истоками к городу Иерусалиму. Памятником огромной важности албанской правовой науки является «Судебник» Мхитара Гоша, написанный им в 1295 г. по настоятельной просьбе «благородного главы церквей албанского дома» католикоса Албании Степанноса III. Источниками для Судебника стали законы Восточной Римской империи, законы Моисея, а также и албанские церковные каноны. В этом труде синтезированы нормы прошлой жизни, социальные и правовые отношения различных классов и слоев албанского общества. По мнению, З. Буниятова, «Судебник» Мхитара Гоша следует считать памятником албанской литературы, написанным на грабаре. (Мхитар Гош, 1960, с. 7). Как справедливо подметила Ф. Мамедова «написание «Судебника» Мхитара Гоша было требованием времени, исторической необходимостью». (Мамедова Ф., 2005. С. 73).


До падения Албанского государства и во времена правления албанских царей и великих князей, социальные и правовые отношения общественных слоев страны, правовые нормы регулировались каноническими постановлениями албанских соборов, а также светскими законами правителей стран – царями, великими князьями. В период же падения Албанского государства (VIII по ХIII вв.) в условиях отсутствия единой власти в пределах всей страны, «большая часть албанского населения исламизировалась, деэтнизировалась и пользовалась мусульманским правом – шариатом. В эпоху сельджукского господства тоже функционировало мусульманское право на основе шариата. Судьи-мусульмане не рассматривали судебные дела христиан, а направляли их судиться по своим законам. Оставшаяся часть албан – христианское население, находившееся в окружении иноверцев, сохранялось только благодаря Албанской автокефальной (автономной, независимой, т. е. патриаршей) апостольской Церкви, которая выступала в роли центральной общеэтнической организации. Именно в этих условиях намечалось и созревало политическое и культурное возрождение албанского княжества – царства (Хаченского), наблюдался подъем албанского самосознания, появилась необходимость создания для албан-христиан своего юридического документа, который бы регулировал все стороны их жизни. С помощью «Судебника» албаны-христиане могли бы противостоять не только чуждым религиозно-политическим влияниям, но и идейному единению с чужими христианскими церквами». (Мамедова Ф., 2005. С. 73).


Несмотря на то, что «Судебник» Михитара Хаша обслуживал нужды албанского населения его времени, регулировал нормы их общественной жизни, он сохранил свою актуальность для албанских христиан и в последующие века вплоть до упразднения Албанской Церкви в Гандзасаре в 1836 г. Более того, «Судебником» пользовались и другие народы. Автор мечтал о том, чтобы его «Судебник» исправлялся, дополнялся, совершенствовался и в будущем «в соответствии с обстановкой и требованиями жизни» и времени. Эта мечта Михитара Хаша исполнилась: в начале XVII в. большая часть «Судебника» Мхитара вошла в Уложение грузинского царя Вахтанга, которое действовало «не только до присоединения Грузии к России, но и в русских судебных установлениях для закавказских областей в течение первых десятилетий XIX в. и соответственно вошло в состав Свода законов Российской империи».


Кроме Судебника перу Михитара Хаша принадлежит агиографическое сочинение, хвалебное слово, посвященное Хосрову Ганзахви, которое в рукописи названо «Панегириком вардапета Мхитара, по прозвищу Гош, новому ученику Хосрову» (на др. армян. яз.). Сочинение отражает политическое, экономическое положение страны после сельджукских походов, «когда царили беззаконие, насилие и смерть». Постоянные войны сельджукских эмиратов Хлата и Ганзаха и войны их с Грузией разоряло албанское население. Это время характеризуется страшным падением нравов, усилением взяточничества». Михитар Хаш считает, что только единство князей перед лицом врага может спасти страну от порабощения. Для убедительности своих слов он приводит в пример разобщенность армянских князей: «… они предпочли быть в услужении у любого народа, чем повиноваться друг другу и быть свободными».



Автор-составитель: ‘Али Албанви

На фото: Памятник Мхитару Гошу перед фасадом Матенадарана. Скульптор Г. Чубарян.

Литература


1. Нагиев Ф. Истоки словесной культуры лезгинских народов — албан (краткий исторический экскурс в духовную культуру лезгинских народов — леков, албан).


Рецензии