Омский литературный музей в пространстве Достоевск

В период создания музея, работая над Тематико-экспозиционным планом, авторы будущей экспозиции, в первую очередь, задумывались над хронологией ТЭПа. Собственно, о Достоевском и его судьбе, неразрывно связанной с Омском, все знали, но необходимо было вписать жизнь и творчество Достоевского в определённую среду, которую впоследствии назовут «пространством Достоевского».
Да, учёные, краеведы и исследователи творчества местных писателей давно сошлись во мнении об Омске как городе литературном. Но с какого момента начать отсчёт литературных событий? Когда возникло в Западной Сибири явление, принятое называть литературным процессом? Первая поросль, ростки – это, конечно же, народное творчество, фольклор. Однако как, изучая его, найти первые упоминания о литературных произведениях? И что считать таковыми? Выделяя одно явление, не отодвинем ли мы в тень другое, может быть, гораздо более значимое?
После длительных размышлений было принято решение остановиться, всё же, на возникновении первого литературно-художественного издания в Сибири. И сразу обозначилась дата. 1789 год. В Тобольске, тогдашнем административном центре Западной Сибири, издан первый номер журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». На момент своего выхода этот журнал оказался не только первым в Сибири, но единственным во всей России.
Журнал своим выходом знаменовал главное, и в чём-то парадоксальное, устремление российских литераторов: работая самостоятельно, стремиться к объединению. Любому пишущему человеку хочется иметь среду творческих людей для общения, дискуссии, сравнения себя с другими. Каждому пишущему необходимо признание читателей. Лучшим способом обеспечить литератору возможности для первого, второго и третьего является публикация его произведений в каком-либо издании: литературной страницы в газете, альманахе, сборнике или журнале.
На протяжении более чем двухсотлетней литературной истории литераторы Западной Сибири никогда не изменяли этой традиции. В центре крупное литературное имя, литературное издание, литературное сообщество, вокруг – множество талантливых людей. Как в созвездии – крупные звёзды не были бы видны, не сияй они на фоне звёзд мелких и даже едва заметных.
Четыре года пребывания в Омском остроге Ф. М. Достоевского стали заметной вехой литературной жизни региона. Отныне всё, что бы ни происходило в литературе, какие бы ни издавались книги, какие бы ни организовывались объединения – каждое большое или маленькое событие соотносилось с фактами жизни Достоевского и с масштабом его великих произведений.
Тогда-то «пространство Достоевского» стало в Омске оформляться не только в мистические знаки, вехи людской памяти, а в реальных топографических вехах. Можно сказать, что оно перешло из области фантазии, размышлений и представлений в конкретный интерактив: улицы, дома, река…
Никуда ещё не делись здания, связанные с пребыванием в наших краях будущего автора «Записок из Мёртвого дома», но они ещё не были выявлены и названы. Пространство Достоевского тогда существовало лишь в памяти и сердцах людей, помогавших писателю в его каторжные годы. Надо сказать, что оно и впредь будет формироваться людьми и для людей. Краеведы, журналисты, представители науки, общественности, власти выявляют памятные места, выделяют средства, реставрируют, размещают мемориальные доски и памятные знаки, называют именами тех, о ком следует помнить улицы, учебные заведения и учреждения культуры. И всё это для других людей – молодёжи, с детства понимающей, что по этим улицам ходили до них другие, которых все уважают и почитают. Школьников и студентов, которые с первыми книгами получают навык привязывать их к местам, в них описанным, потому что литературное произведение не возникает ниоткуда. Оно – результат осмысленных и прочувствованных впечатлений автора. Для гостей города – как знаменательный, выдающийся и неповторимый знак отличия места, в которое они приехали, от других мест.
Автор книги о каторге сделал как бы первый шаг к сохранению памяти о своём пребывании в Омске, указав в ней топографически точно, где находился острог, военный госпиталь с арестантскими палатами в нём, крепостные ворота, через которые каторжане ходили на работы, а также места, где эти работы производились.
Его посыл был услышан многими сибирскими литераторами, журналистами, общественными деятелями. Известный сибирский общественный деятель, поэт и публицист Николай Михайлович Ядринцев, считавший себя последователем Ф.М. Достоевского и, в какой-то степени, выразителем его воззрений, выступил в «Сибирском сборнике» со статьёй «Достоевский в Сибири» . Он напомнил читателям о месте, где отбывал каторгу Достоевский. И сделал это в духе известных слов, сказанных писателем об Омске в сердцах, как о месте собственной каторги: «На окраине русской земли, в отдалённой и забытой Сибири, на границе Киргизской степи стоит небольшой уездный город Омск с душной атмосферой канцелярии, тяжелым запахом казарм и скучной физиономией казенных зданий. В нём находится старая упразднённая крепость с осыпавшимися валами. На углу её на память сохранилась старая каторжная казарма, обнесенная частоколом. Это бывшее когда-то военно-каторжное отделение, впоследствии арестантские роты. Здесь когда-то провёл несколько лет тяжкой жизни Ф. М. Достоевский. Несколько лет назад мы видели ещё и этот частокол, и дворик, и казарму, увековеченные в "Мёртвом доме". Эта тюрьма, находившаяся в г. Омске, ныне заменена новою военно-исправительною тюрьмою, не имеющею ничего общего с прежнею».
Ярким эмоциональным посылом краеведам была публикация в газете «Степной край» статьи её редактора Ивана Фёдоровича Соколова. Он прочёл в «Томском листке» воспоминания некоего Кошарова о встречах с Достоевским на каторге, и выступил с гневным разоблачением лжи, содержащейся в них. Кошаров рассказывал, как якобы встретился с будущим автором «Записок из Мёртвого дома» в Усть-Каменогорске, где тот, в крайней степени изнеможения работал, будучи прикованным к тачке. И.Ф. Соколова возмутило такое враньё и он решил рассказать правду .
Так читающая публика узнала о существовании ещё одного омского знакомого Ф.М. Достоевского. Когда писатель отбывал каторгу, И.Ф. Соколов был унтер-офицером и был среди тех, кто водил заключенных на работы. В то время и состоялось знакомство, память о котором бывший младший офицер, а в конце века – генерал-майор в отставке, сохранил на всю жизнь .
Спустя почти три десятилетия о Достоевском написали сразу два человека. Замечательный омский поэт Георгий Андреевич Вяткин записал воспоминания сына фельдшера омского военного госпиталя А. И. Иванова о своём отце. Известно, что в арестантских палатах госпиталя часто бывал Достоевский. Из воспоминаний А. И. Иванова благодарные потомки узнают о сердобольности Достоевского, сострадавшего перенесшим телесное наказание арестантам, а также о том, что писатель никогда не забывал доброту по отношению к себе и старался всячески за неё отблагодарить .
Автором второй публикации был известный сибирский и уральский журналист, автор единственной поэтической книги, вышедшей в Омске в 1913 году – Николай Васильевич Феоктистов. Она рассказал в журнале «Сибирские огни» о пропавших письмах Достоевского и о своих поездках и встречах с целью отыскать следы этих бесценных человеческих документов .
Те, кто не мог похвастаться личным знакомством с Достоевским, и не занимался биографическими разысканиями, но хотел заявить о собственном существовании и придать ему как можно большую значимость, сочиняли, как некогда П. Кошаров, разные небылицы, связанные с местом, где Достоевский отбывал наказание. Кто-то заявлял, что видел Достоевского на каторге в Бухтарме, кто-то – в Усть-Каменогорске . И всюду Достоевский был прикован к тачке и передвигался, едва живой. Были воспоминания, в которых Достоевского, якобы, так жестоко наказали телесно, что он умер. А когда снова появился в остроге, то каторжане так удивились, что присвоили ему кличку «покойник» …
«Пространство Достоевского» формировалось постепенно, с годами становясь всё более устойчивым, благодаря повторам одной и той же информации, закреплявшей в общественном сознании тот или иной факт, связанный с пребыванием писателя в Омске в частности, и в Сибири в целом. Его формирование завершилось, благодаря двум событиям. Выход в 1965 году в свет брошюры А. Ф. Палашенкова «По местам Ф. М. Достоевского в Омске» обозначил не только существование мест, зданий и сооружений, связанных с пребыванием великого писателя в нашем городе, но даже обозначил маршрут следования по нему любому любознательному человеку. И, наконец, открытие в Омске 28 января 1983 года литературного музея имени Ф. М. Достоевского с большим залом в центре экспозиции, рассказывающем о жизни и творчестве автора всемирно известных произведений.
На протяжении всех лет своей работы литературный музей одним из главных направлений деятельности видит изучение и популяризацию сведений о пребывании Достоевского в нашем городе, о людях, связанных с ним, о местах, где Достоевский бывал. В «зале Достоевского» первой постоянно действующей экспозиции музея мы рассказывали о достаточно известных фактах из биографии писателя. О них посетители музея могли узнать из книг, а также из экспозиций других музеев, посвященных Достоевскому, независимо от места их нахождения – Москва, Ленинград, Старая Русса, Новокузнецк или Семипалатинск (Казахстан). Однако в Омске этот рассказ приобретал особое звучание. Именно Омск позволяет прикоснуться к «тайне Достоевского», ведь именно здесь писатель проходил через испытания, с которыми не сравнится ни одно другое переживание его жизни. В Омске Достоевский остро, как никогда и нигде более, ощущал людей. Обстоятельства заставляли их открываться и ярко проявлять свою истинную сущность. Рисковать собой, помогая человеку, попавшему в беду, или подличать и проявлять равнодушие ради сохранения своей жизни и безопасности. Именно пройдя в Омске «горнило испытаний», Достоевский скажет, что «на свете много благородных людей» и что, если бы он «не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно» . Поэтому его известные слова о тогдашнем Омске как о «гадком городишке» меркнут рядом с другими характеристиками города, как места, где живут превосходные люди.
В Омске будущий автор великого пятикнижия «узнал если не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как немногие знают его» (28,1,173). Встреча лицом к лицу с многонациональным народом России позволила писателю под корой грубого и наносного отличить его лучшие черты. Без этих знаний Достоевский не смог бы создать глубокие и достоверные психологические типы.
Видимо, поэтому, когда рассказываешь посетителям о пережитом писателем в Омске, они откликаются по-особенному. Сказывается таинство места: здесь, именно здесь, находился каторжный острог, полусгнивший, вросший в землю по самые крыши. Здесь будущий автор «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых» провёл, закованный в кандалы, четыре страшных года. И не было бы ни одного из его романов, если бы писатель не прожил свои каторжные годы в полном соответствии со своими представлениями о них. Направляясь в Омск и думая о том, что его ждёт, Фёдор Михайлович написал своему старшему брату Михаилу слова, которые невозможно читать равнодушно: «Брат! я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою» (28,1,162).
Мы рассказываем о пребывании Ф.М. Достоевского в Омске в необычном доме. Это здание было построено в 1799 году для комендантов Омской крепости. При Достоевском им был Алексей Фёдорович де Граве. Открыто помогать политическому преступнику он не мог – такой высокопоставленный офицер как генерал-майор, комендант крепости, был всегда на виду. Поэтому Алексей Фёдорович делал вид, что не замечает разносторонней помощи, которую оказывали закованному в кандалы литератору его подчинённые. Достоевского водили работать на кирпичный завод. Эта работа была тяжелая, но не могла подорвать здоровье, как, например, работа на Иртыше, где товарищ писателя по кружку Петрашевского Сергей Фёдорович Дуров однажды получил вместе с другими каторжанами «урок»: в декабре месяце разобрать баржу, вмёрзшую в лёд метрах в пятидесяти от берега. Заканчивая работу, Дуров вместе с другими арестантами оказался по пояс в ледяной воде Иртыша. После выполнения этого «урока» Дуров навсегда остался инвалидом. Это о нём было сказано в «Записках из Мёртвого дома»: «Я с ужасом смотрел на одного из моих товарищей (из дворян), как он гас в остроге, как свечка. Вошёл он в него вместе со мною, ещё молодой, красивый, бодрый, а вышел полуразрушенный, седой, без ног, с одышкой»(4,80). Достоевский ходил толочь алебастр, крутил тяжёлое точильное колесо в инженерной мастерской, разгребал снег на улицах крепости, «по воспоминаниям старожилов» штукатурил здание военно-окружного суда.
«Пространство Достоевского» сегодня вполне зримо и осязаемо . Можно пройти Тарскими воротами Омской крепости , представляя, как въехала через них арестантская повозка и сразу повернула налево. Там, в конце нынешней улицы Красина, когда-то находился каторжный острог. «Представьте себе большой двор, шагов в двести длины и шагов в полтораста ширины, весь обнесенный кругом, в виде неправильного шестиугольника, высоким тыном, то есть забором из высоких столбов (паль), врытых стойком глубоко в землю, крепко прислоненных друг к другу ребрами, скрепленных поперечными планками и сверху заострённых. < > По обеим сторонам широкого внутреннего двора тянутся два длинных одноэтажных сруба. Это казармы. Здесь живут арестанты, размещенные по разрядам. Потом, в глубине ограды, еще такой же сруб; это кухня, разделенная на две артели; далее ещё строение, где под одной крышей помещаются погреба, амбары, сараи. Средина двора пустая и составляет ровную, довольно большую площадку. Здесь строятся арестанты, происходит поверка и перекличка утром, в полдень и вечером, иногда же и еще по нескольку раз в день».
В 2016 году зам. председателя омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры И.Л. Коновалов произвёл раскопки на месте бывшего острога и нашёл часть фундамента одной из острожных казарм. Предположительно, именно в этой казарме состоялся спектакль в остроге, описанный Ф. М. Достоевским в «Записках из Мёртвого дома». К представлению о «пространстве Достоевского» был добавлен ещё один штрих.
К счастью, сохранились Тобольские ворота Омской крепости. Через них Достоевский с другими арестантами ходил на работы. Сохранилось здание военного госпиталя, в одной из казарм которого писатель «бывал частенько».
Большим событием стало восстановление бывшего Воскресенского военного собора. Это был, в своё время, первый каменный храм нашего города. Его строительство завершилось в 1773 году. Эта церковь связана с именами многих выдающихся людей. Например, здесь крестили будущего знаменитого художника Михаила Врубеля. В стенах собора имелась большая духовная библиотека. Каторжан водили в эту церковь говеть, и Достоевский в «Записках из Мёртвого дома» проникновенно описал, как это происходило:
«Мы становились тесной кучей, у самых дверей, на самом последнем месте. Я припоминал, как бывало еще в детстве, стоя в церкви, смотрел я иногда на простой народ, густо теснившийся у входа и подобострастно расступавшийся перед густым эполетом, перед толстым барином, перед расфуфыренной, но чрезвычайно богомольной барыней, которые непременно проходили на первые места и готовы были поминутно ссориться из-за первого места. Там, у входа, казалось мне тогда, и молились-то не так, как у нас, молились смиренно, ревностно, земно и с каким-то полным сознанием своей приниженности. Теперь и мне пришлось стоять на этих же местах; даже и не на этих: мы были закованные и ошельмованные, от нас все сторонились, нас все даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней, и, помню, мне это было даже как-то приятно, какое-то утонченное, особенное ощущение сказывалось каждый раз в этом удовольствии. „Пусть же, коли так!“ – думал я. Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор. „Тоже ведь и я человек, – может быть, думал он или чувствовал, подавая, – перед Богом-то все равны“. Причащались мы за ранней обедней. Когда священник с чашей в руках читал слова: „но яко разбойника мя прийми“, почти все повалились на землю, звуча кандалами, кажется, приняв эти слова буквально на свой счет».
К несчастью, собор был разобран в 1958 году. Его восстановление в 2016 году, когда отмечалось 300-летие Омска, украсило город, значительно обогатило его духовную жизнь и внесло новые краски в представление о «пространстве Достоевского».
Много лет в городе обсуждалась судьба зданий Старой Омской крепости. Большинство из них изветшали, почти рассыпались. Казалось бы, проще снести их и построить новые, современные здания. Однако, благодаря усилиям руководства Омска, Старая крепость была сохранена. Большинство её зданий отреставрированы. В них вдохнули новую жизнь. Сейчас, подходя к Тобольским воротам Омской крепости, через которые писателя водили к месту каторжных работ, видишь не развалины, а здания почти в таком виде, в каком их видел и сам Достоевский.
Отрадно отмечать попечительную заботу о музее, сохраняющем литературные традиции, властей региона. Благодаря их заботе, в 2006 году в музее был произведён капитальный ремонт, заменены полы и перекрытия, а первая экспозиция, прожившая двадцать три года, заменена на новую, более современную, яркую и живую. Отныне, отвечая запросам посетителей, о жизни и творчестве Достоевского рассказывают не один, а шесть залов. В двух из них – обстоятельный эмоциональный и информативный рассказ о пребывании писателя на каторге, о людях, которые его окружали в нашем городе. Кроме того, в цокольном помещении здания создана интерактивная экспозиция «Казарма каторжного острога». Спустившись в неё, посетители вдохнут сырой воздух каземата, увидят клейма, которыми клеймили лица заключенных в острог навсегда, тяжкие кандалы, фотографии разных лет и одежду арестантов. В 2017-2019 годах на здании музея впервые за тридцать лет поменяли кровлю, капитально отремонтировали фасад, при этом был укреплён фундамент здания и восстановлены утраченные со временем конструктивные элементы окон и стен.
Музей находится в центре «пространства Достоевского». Рядом с ним, на улице Спартаковской находится здание бывшего Военно-окружного суда. По имеющимся сведениям, Достоевский участвовал в штукатурных работах на этом доме. От здания музея можно пройти ко всем местам, связанным с пребыванием в Омске.
Некими вехами для каждого, кто хочет пройти «по местам Достоевского» служат памятники писателю. Первым из них является массивный чугунный барельеф, выполненный скульптором Д. Манжосом и установленный на углу бывшего дома комендантов Омской крепости ещё в 1971 году. Тогда о создании литературного музея в Омске только мечтали.
В 2000 году на месте бывшего острога установлен памятник писателю работы скульптора А. Н. Капралова «Крест несущий». Это единственный в мире памятник Достоевскому, выполненный методом сварки. Лицо писателя и вся композиция сварены из около 500 кусочков металла. Памятник выражает любовь скульптора к Достоевскому и символизирует собой силу, мощь и трагическую глубину личности писателя.
В 2001 году, к 180-летию со дня рождения писателя, на пересечении улиц, мимо которых часто ходил Достоевский, установлена монументальная скульптура работы С. А. Голованцева. Писатель как будто идёт от Тарских ворот или из острога, на работы в сторону Иртыша, мимо здания бывшей гауптвахты. Левее – бывший дом комендантов Омской крепости, где сейчас музей. В руках у Достоевского книга. Предположительно – Евангелие – единственная разрешённая в остроге книга. Испытывая большие физические и нравственные страдания в Омске, Достоевский не раз задумывался о вере и о высшей справедливости. Будучи с детства глубоко верующим человеком, в Омске он проходил путь от сомнений в самом существовании Божьем, допускающим существование такого воплощенного зла и незаслуженных страданий, до убеждения в существовании бессмертия души и вечной жизни. Выйдя из каторги, Достоевский окреп в вере и оставался глубоко верующим до последних мгновений своей жизни.
В Омске глубоко чтят Достоевского и бережно относятся к сохранению памяти о нём. Закономерно, что в городе есть университет, названный именем писателя, библиотека. Правда, улица Достоевского – едва ли не самая короткая улица в мире – на ней всего по два здания с каждой стороны. Зато есть единственный в Западной Сибири музей истории литературы, который тоже носит имя писателя.
Характерно, что музей выполняет миссию, о которой мечтал и сам Достоевский. В «Концепции развития музея» сказано: «цель музея стать признанным центром литературной жизни региона, объединить разрозненные литературные силы для воспитания молодёжи в духе патриотизма, поддержания интереса всех категорий посетителей к прошлому и настоящему во имя будущего, развивать туристическую привлекательность Омской области».
Действительно, в Омске два официальных писательских союза. В них более девяноста человек. Много молодых и начинающих литераторов. А ведь литературный процесс не знает разделения на творческие союзы. Если они и происходят, то носят характер лишь внешний, формальный. В конце концов, в истории остаются лишь талантливые писатели. И только их биографов или историков литературы будет интересовать, относились они к какому-либо писательскому союзу или нет.
Тем не менее, Омский литературный музей стремится объединять в своих залах, на своих мероприятиях всех пишущих. Предоставлять им помещение для литературных собраний, презентаций, юбилейных встреч.
Разумеется, в центре всех творческих акций музея продолжает оставаться Достоевский. Два года, в 2015-2016, в музее реализовывался интересный выставочный проект «21 история из жизни Достоевского». В его рамках были проведены выставки, презентации книг, встречи с писателями, лекции и беседы для школьников. Об этом проекте музей рассказал на Интермузее в Москве. Музейная презентация в Манеже вызвала большой интерес у посетителей выставки. Нам задавали вопросы, спрашивали, можно ли приехать, устанавливали контакты, делились опытом.
В 2016 году в музее состоялась выставка, о существовании которой Достоевский мог бы только мечтать: «Жизнь в нас самих, а не во внешнем». Выставку музей организовал благодаря поддержке УФСИН по Омской области. Это была выставка художественных работ заключённых омских колоний. Картины маслом, графические листы, макеты острожных помещений, поделки из бересты и дерева, выполненные заключёнными, напоминали слова Фёдора Михайловича Достоевского о том, насколько талантливы многие заключённые. «И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж всё сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего!»
В омском «пространстве Достоевского» литературный музей на протяжении многих лет заслуженно занимает центральное, ключевое место. Происходит это благодаря кропотливой работе по сбору сведений о пребывании писателя в Омске, включая материалы об омском окружении писателя, уважительному отношению к памяти автора «Записок из Мёртвого дома» и неустанной просветительской деятельности. Наша целевая аудитория – молодёжь и туристы. Если бы можно было сформулировать всю деятельность музея в нескольких словах, то, наверное, этими словами были: «Изучать, собирать, сохранять, просвещать и представительствовать».
_______________________________

Опубликовано: Омское пространство Достоевского. – Омск, 2020, СС.14-27


Рецензии
Прочитала и подумала вот о чём - нам действительно не дано знать, когда, в какой момент времени, какое событие нашей жизни окажет влияние на будущее... Мог ли Достоевский или хоть кто-то из его окружения предполагать, что эти четыре ужасных года каторги дадут не только ему самому невероятный толчок для творчества, но и скажутся на целом городе, даже целом регионе! На судьбах живущих там людей - Вашей в том числе...
Вот уж воистину - нет худа без добра... и ещё множество поговорок на эту тему...

"...Любому пишущему человеку хочется иметь среду творческих людей для общения, дискуссии, сравнения себя с другими. Каждому пишущему необходимо признание читателей. Лучшим способом обеспечить литератору возможности для первого, второго и третьего является публикация его произведений в каком-либо издании: литературной страницы в газете, альманахе, сборнике или журнале..." - :)) что верно, то верно... А в качестве первого (про среду) вполне подходит наш портал:)) И ехать никуда не нужно, чтобы подискутировать или пообщаться:))

"...в Омске он проходил путь от сомнений в самом существовании Божьем, допускающим существование такого воплощенного зла и незаслуженных страданий, до убеждения в существовании бессмертия души и вечной жизни..." - вот эта метаморфоза для меня самая... удивительная, что ли... Всегда кажется, что страдания должны отвращать от Бога, от Веры... а они, наоборот, именно к ним и поворачивают...

"...А ведь литературный процесс не знает разделения на творческие союзы. Если они и происходят, то носят характер лишь внешний, формальный. В конце концов, в истории остаются лишь талантливые писатели. И только их биографов или историков литературы будет интересовать, относились они к какому-либо писательскому союзу или нет..." - у меня однажды вырвалось в ответ на вопрос, зачем нужны эти союзы, для... нет не буду, мрачновато...:)
Пусть они будут - для тех, кому хочется и нравится чувство "писательского локтя":))

Спасибо за столь подробную и живую картину литературного Омска! По Вашим статьям город представляется таким литературно-уютным...

Успехов Вам и, главное, удовольствия от Вашей замечательной работы!

С искренним теплом и неизменным уважением:)

Нила Кинд   13.07.2022 10:25     Заявить о нарушении
Какой большой-пребольшой отзыв! Как приятно его читать. Чувствуется, что автор - человек глубоко интересующийся многим, что автор умеет думать во время чтения, примерять на себя, на окружающих то, что он читает. Такой читатель - находка для любого пишущего. А если такой читатель ещё и умеет быть благодарным, умеет оценить работу, которая стоит за прочитанной статьей - такому читателю вообще цены нет.
Мне повезло, что у меня есть такой читатель! Спасибо Вам!

С уважением и признательностью

Виктор Винчел   13.07.2022 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.