Главный проект

Анонс документального фильма

Всему самому лучшему в себе я обязан советской семье, советской школе и советской армии. Чем дольше я живу, тем сильнее осознаю, как много значит для меня советская эпоха. А еще я убеждён, что во всех 15 республиках бывшего СССР нет второго такого города, как Усть-Илимск, в котором столь же ярко отразились бы её лучшие черты и достижения. И хотя ему выпала редкая честь прославиться – в знаменитой песне о местах «на далекой таёжной реке» «от огней городских вдалеке», – знают о моем любимом городе до обидного мало. А это неправильно, несправедливо! 
Сколько себя помню, я всегда порывался рассказать о городе, с которым связан будто тысячей нитей, хотя уже очень давно в нем не живу. Рассказать о том, что есть в Сибири удивительный Белый корабль среди моря тайги.
Вы спросите: почему? Да просто потому, что нет во всей стране другого города, в судьбе которого также масштабно, ярко и зримо отразилась современность! Он будто маленький слепок СССР, отпечаток лучших черт эпохи при минимуме худших. Потому, что этот город поражает воображение не только своей красотой, рациональным устройством, современной архитектурой и потрясающим удобством для жизни, но и непередаваемой атмосферой гармонии, в которой, несмотря на все былые потрясения, продолжают счастливо жить десятки тысяч хороших, порядочных, добрых, отзывчивых людей.   
Усть-Илимск фактически стал самым успешным евразийским экономическим проектом, крупнейшей строительной площадкой в рамках СЭВ на пространстве от Берлина до Владивостока и единственным в истории СССР объектом сразу трех ударных комсомольский строек: ГЭС, лесопромышленный комплекс, город. 
«Численность работающих в период пика разворота работ на строительной площадке УИ ЛПК и г. Усть-Илимска доходила до 25 тысяч человек. Такую акцию по созданию заводов и города среди вековой тайги можно сравнить лишь с действиями на трудовом фронте в 1941–1945 военные годы», – вспоминал первый генеральный директор комплекса, впоследствии министр лесной промышленности СССР Михаил Иванович Бусыгин. 
Помимо представителей почти всех союзных республик на берегах Ангары работали болгары, венгры, вьетнамцы, немцы, поляки, румыны, а улицы и дворы мостили асфальтом улыбчивые чернокожие студенты из Университета имени Патриса Лумумбы.
И еще потому нужно рассказать об Усть-Илимске, что в железобетон его фундаментов и стен вместе с арматурой, щебнем, песком, цементом и водой будто добавили еще один компонент – любовь. Скажете, это сентиментальная аллегория? Как знать… А вот я с детства видел и на себе испытал, как действует эта скрепляющая добавка.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому возникла идея рассказать о моем городе в фильме, который так и называется: «Притяжение любви».  

Город-спутник

На всей планете Земля нет для меня другой точки столь же сильного притяжения, как Усть-Илимск. И даже утомительная 14-часовая поездка на автобусе из Иркутска для меня – лёгкая прогулка, полная радости от скорой встречи с любимым городом, с родней, с друзьями, одноклассниками и с нею – с Ольгой… 
Подозреваю, что эту женщину, недавно захватившую все моё воображение, я хотел бы увидеть больше всех, вместе взятых... Но об этом потом... 
Так вот, мы с Усть-Илимском почти ровесники и скоро отметим юбилей.  
Мы современники: вместе росли, взрослели, учились, работали, строили планы на будущее.  
Мы единомышленники: у нас общие взгляды на жизнь, быт, культуру, отношения между людьми. Мы всегда сходимся в том, что наиболее важно для человека и города. Даже климат нам подходит один и тот же – резко континентальный.  
Я рос вместе с моим городом и достиг совершеннолетия к тому моменту, когда и Усть-Илимск оформился в своих нынешних границах. А после школы я трудился на ЛПК – на Механическом заводе, где меня – сначала ученика слесаря – посвятили в рабочие и проводили в армию. А после службы, до поступления в университет, мне повезло работать на УИ ГЭС. Словом, в этом городе я стал комсомольцем и непосредственным участников всех трёх ударных комсомольских строек. Может, я вообще один такой?)))
А еще мы романтики: у нас общие представления о счастье и любви. 
Всё это дает мне определенные основания надеяться, что я вполне уполномочен моим городом вести это повествование... 
 
Почти идеальный
 
Большинство жителей бывшего СССР – как сейчас, так и 30–40 лет назад – могут позавидовать качеству жизни и тому уровню комфорта, в котором жили тогда и продолжают жить сейчас вполне себе обычные устилимцы.  
В 70-е Усть-Илимск был единственным городом в Сибири, имевшим четкую перспективу развития до 2000 года, а к началу строительства — утвержденный генеральный план. Город будто пророс среди вековых сосен. При его строительстве берегли буквально каждое дерево. Согласно проекту ЛенНИПИградостроительства, застройка микрорайонов была организована в жилые группы с озелененными дворами.
В Усть-Илимске сложилась уникальная городская среда, где всё под рукой, всё под боком и всюду-всюду – то парк, то сквер, то роща, то лужайка. Все в шаговой и даже голосовой доступности, в естественном и уютном окружении сосен, елей, берез и лиственниц. Например, когда мы только приехали сюда в 1979 году, дорога в 7-ю школу занимала у меня около минуты, позже до 10-й школы приходилось «топать» целых три (!) минуты.  
Каждый микрорайон рассчитан на проживание 10–12 тысяч человек. В нем разместились 3–4 детских сада, общеобразовательная школа, общественно-торговый центр, магазины, объекты соцкультбыта, спортплощадки. Чтобы покататься на лыжах, устроить пикник или искупаться в водохранилище, большинству жителей правобережного Усть-Илимска нужно пройти пешком всего 1,5–2 километра.  
На рубеже 70-80-х мой город переживет форменный бум рождаемости. В 5 классе уйдет в декретный отпуск наша математичка и классный руководитель в 7-й школе Надежда Игоревна, а буквально через год, когда я учился в 10-й школе, та же история приключилась с тоже математичкой и тоже нашим классным руководителем, Валентиной Сергеевной. Да что там! И в моей семье также произошло пополнение: родилась моя сестра Евгения.  
По статистике, в начале 80-х средний возраст устьилимцев составит 25 лет (!). Население достигнет 120 тыс. человек. Вообще за четверть века с момента обретения Усть-Илимском статуса города здесь родились 43 879 детей, открылись 12 школ, построено 35 детских садов. 
 
Приглашение к творчеству
 
Прошло много лет с тех пор, как я поступил на журфак Иркутского университета и покинул мой город. Но удивительное дело: мой город не покинул меня! Всё это время я был на его орбите, он оставался в моем сердце, моих мыслях, моих планах, я часто приезжал погостить у родственников, встретиться с друзьями, одноклассниками.
И вот какая штука: все чаще и чаще я прислушивался к себе и понимал: как же мне здесь хорошо!!! Среди этих людей, улиц, домов, рек и лесов! И это не ностальгия, это – притяжение! Я устьилимский! Я даже физически лучше себя чувствую здесь – в нижнем течении Ангары, на 153 метра ближе к уровню моря.
Наши желания и стремления могут исполняться самым необычным образом. Когда в середине минувшего лета первая волна пандемии вроде схлынула, я взял небольшой отпуск и билеты на самолёт до Усть-Илимска и обратно. Мой город встретил меня как всегда радостно, хлебосольно и немного загадочно – как умеет только он. Первые три дня пролетели в беззаботном отдыхе и роскоши дружеского общения, а на четвёртый – я познакомился с Ольгой, и задохнулся от любви – неожиданной, внезапной, ошеломляющей. Теперь этого притяжения мне не одолеть.
Решение начать работу над фильмом об Усть-Илимске было принято, когда окончательно пришло понимание, что откладывать дальше уже нет ни сил, ни времени, ни права.
В начале было слово, кино рождается на бумаге – часто повторял мой наставник Сергей Николаевич Петенко. Все, что написано выше, – пока лишь наброски будущего сценария. Это пролог, приглашение к совместной работе.
И я нашёл много-много устьилимцев, отзывчивых, искренне поддержавших меня в этом начинании. Я продолжаю искать коллег и единомышленников. Прошу и вас помочь на добром слове, подсказать, порекомендовать, посоветовать, поделиться.
 
Ваш Игорь Ружников,
Иркутск, март 2022 г. 


Рецензии