Человек искусства

     Вовка прямой и худой, как фонарный столб, при ходьбе спину держит ровно, но голова свешивается на грудь, как фонарь на тротуар. С лица симпатичный и нравится девушкам. С малых лет у него проявилась тяга к разным механизмам. Теорией себя не загружал, а любил во всем разобраться самостоятельно, дойти до самой сути, найти неисправность и подчинить механизм. Сидит и копошиться то с часами, а то с замком или с утюгом и обязательно исправит, такой вот домашний мастер, первый помощник матери в доме. Отец одобряет увлечения сына и всячески способствует этому. Он работает водителем и  у него мотоцикл. Всякий ремонт делают вместе. Вовка быстро освоился с мотоциклом и отец переложил на него уход и ремонт. Вовка научился водить и к двенадцати годам уже лихо управляется с мотоциклом и отцовским самосвалом. Ростом длинный в кабине достает до педалей свободно. К семнадцати годам, по окончании школы, вопрос кем быть для него был решенным окончательно и безповоротно. Быть водителем, как отец!

     К восемнадцати годам он успел поработать слесарем в автогараже и получить водительские права. А дальше служба в армии. Уже подготовленный специалист - Вовка попал в автомобильную часть, добросовестно отслужил водителем и получил шоферские права второго класса.

     На гражданке - он водитель тяжелого грузовика, трудится на строительстве дороги. Гоняет свой грузовик в карьер за щебнем. И так целыми днями. Заскучвл и словом не с кем обмолвиться. Поделился с отцом - Батя, что-то мне скучно. Целыми днями один и один. Может мне уйти на автобус?  Буду среди людей. Как думаешь?

     - Ну, а что дело стоящее! Пожалуй ты прав. Если решил, то действуй - одобрил отец.

     Жизнь, в судьбе Вовки, сделала судьбоносный зигзаг. Теперь он в гуще событий. Автобус, набитый пассажирами, гудит новостями: от городских, до бытовых, культурных и разных прочих. За день всего наслушаешься и газеты читать не нужно, ты уже все знаешь, все услышал в своём автобусе.

     Со временем он научился фильтровать новости: к  городским прислушивался, бытовые ему были не интересны, а вот новости культурной жизни города были по-настоящему интересны. Какие премьеры в театре и кинотеатрах, что следует посмотреть, а на что и внимания обращать не стоит. Так и пристрастился Вовка к культурной жизни города через свой автобус.

     Сделался своим человеком в театре. В начале свел знакомство с работником раздевалки, старожилом театра, Петровичем. Он знал все о театре и все обо  артистах. Через Петровича узнавал о премьерах, спектаклях, где играет первый состав, а где играют артисты второго состава и на какие спектали не стоит обращать внимание. Вообщем постепенно Вовка превратился в театрала, который уже не мыслил своей жизни без театра. Да и театральная среда его постенно приняла в свои ряды.
     - Ольга Васильевна, мне, как обычно, в третьем ряду пятое место - обращался Вовка в кассу театра.
     - Да, да Володя, билет на ваше место мы не продаем, он ожидает вас - мило улыбалась кассирша Вовке,  как своему человеку.
Вовка настолько сжился с театром, что посещение спектаклей ему уже было мало и хотелось быть постоянно с театром, стать его частью. Ему захотелось стать работником театра. Поделился своим желанием с Петровичем - Петрович, мне хочется перейти на работу в театр, я водитель автобуса, шофер первого класса, узнай, пожалуйста,  у руководства вам нужны водители?
     - Хорошо Володя, узнаю.

    Через пару дней Петрович, завидя Вовку в фойе театра и подхватив его под мышку, увлек к себе в гордеробную - Послушай, Володя, я разговаривал с директором театра. Для тебя есть работа в театре водителем автобуса. Теперешний водитель уходит через месяц на пенсию и тебя готовы взять на его место, но нужно встретиться с директором. Подойди к секретарше и узнай, когда он сможет тебя принять.

     - Петрович, спасибо! Я твой должник - Вовка радостно поблагодарив, помчался в приемную. Директор был свободен и сразу принял его.
     - Вы хотите у нас работать?
     - Да.
     - Вас хорошо рекомендовали, и я готов взять. Через месяц должность освободится и оформляйтесь.
     - Спасибо!

     Через месяц Вовка уже гонял тевтральный автобус, развозя артистов в гострольные поездки по области. Добрый, услужливый парень, готовый всегда помочь артистам в погрузке и разгрузке реквизита пришелся всем по душе, да к тому же веселый, умный, общительный и интересующийся театральными делами, Вовка не прочь был и поговорить о новых постановках и спектаклях, давая свою оценку. Человек, живо интересующий театром и уже много узнаший о театральной работе давал весьма дельные оценки, чем окончательно покорил артистов и стал своим в их кругу.

     Особенно с ним любит поговорить старый актер - Ферапонт Ильич. Их разговоры было интересно наблюдать со стороны. С одной стороны они были серьезными и доверительными, а с другой, порой проходили с большим юмором и оба были достойными друга в юморе. Народ вокруг всегда прислушивался к ним. 

     Разговор начинал Ферапонт Ильич - Ну-с, коллега, что вы скажете о сегоднешнем спектакле?
Вовка, пряча лукавую улыбку в усы, с серьезными глазами, глядя на старого актера, спрашивал - Ферапонт Ильич, Вам как  отвечать по правде или как?

     - Ну, конечно же, по правде, но, пожалуйста, не грубо, знаете-ли, мы, актеры, как дети, любим, чтобы нас хвалили, хотя бы немного и при этом не грубили. Вы уж постарайтесь коллега!

     - Хорошо по правде, так по правде! Пусть так и будет! Если по правде, то спектакль мне очень понравился. Тема поднята важная - жизнь простого народа, спектакль,  нужно показать в клубах, особенно сельских. Не все смогут выехать в город, чтобы увидеть его. Работа актеров замечательная. Особенно понравился старик в Вашем исполнении! Я смотрел и вспоминал своего деда, такой же добрый и отзывчивый на чужую беду. Спасибо Вам за эту роль. Но есть и замечания. Одет ваш герой не по-деревенски!? Пиджак, новый картуз, брюки, заправленные в сапоги. Что это деревенский старик? Нет! Добавьте галстук и это уже кассир или бухгалтер! Мой дед носил косоворотку на выпуск, снизу шаровары, на ногах самодельные тапки,  сшитые самим. Поэтому наряд надо поменять. Сельский житель сразу заметит эту фальшь в одежде.

     - Спасибо коллега за теплый отзыв, мне приятно, особенно важны ваши замечания по одежде героя, надо подсказать реквизиторам.

     - А, вообще, что вы думаете коллега о театральном искусстве? - с не скрываемым интересом спрашивает Ферапонт Ильич.

     Уже на полном серьезе, обдумывая свой ответ, Вовка отвечал старому актеру - Ферапонт Ильич, я понимаю так, что спектакли должны быть разными: от комедий, драмы, любовных историй, военных историй и до историй из сегоднешней жизни. Спектакли должны быть интересными, познавательными и будоражить сознание зрителей, заставляя задуматься о своей, собственной жизни! Я хочу после спектакля получить массу эмоций, которые заставили бы меня посмотреть на свою жизнь по-другому и что-то, может быть,  исправить в ней. Театр должен помогать нам становиться лучше, чище, добрее друг к другу. Я так думаю.

     - Да, коллега, спасибо за такое серьезное отношение к нашей работе.

     Вовка с головой ушел в театральную жизнь. Если свободен от работы, то присутствует на репетициях и спектаклях, во все вникает и во всем стремиться разобраться. И это его увлекает все больше и больше. Обзавелся учебной литературой и во всю штудирует актерское мастерство. Пытается дома репетировать роли молодых героев из премьерных спектаклей. Об этом в театре ни кому ни слова. Не хочет лишних разговоров. Свое право на театральную работу надо доказывать делом и успехами.

     Как-то Ферапонт Ильич застал Вовку во дворе театра за чтением книги, подошел к нему и спросил - Что читаете коллега?
Вовка смущенно захлопнул книгу, он не ожидал здесь такой встречи.
     - Ну, ну не робейте юноша. Так что же вы читаете? - и он взял книгу из рук совсем оробевшего Вовки. Повертел в руках и сказал
     - Книга серьезная! Вам действительно нравится лицедейство?
     - Очень! Мне кажется, что этому делу я мог бы посвятить всю свою жизнь - ответил он все еще смущаясь.
     - Это серьезное дело! И мне думается, что у вас могло бы получиться, если есть талант к этой службе!? А вообще-то вы человек искусства, и у вас может получиться! Знаете что, приходите ко мне домой в воскресенье, я буду свободен от вечернего спектакля и мы с вами побеседуем и там решим как быть дальше? Вы согласны?
     - Да, я обязательно прийду - Вовка ошалел от внимания, оказанного ему старым, заслуженным актером.
     - Тогда часиков к 11 жду вас, коллега - добро, по-стариковски и с одобрением глядя на Вовку пригласил на встречу Ферапонт Ильич.

     Ровно к 11 часам Вовка, как штык, стоял у квартиры. На звонок дверь открыла пожилая женщина с накинутой на плечи цветастой шалью - Вы, наверное, Володя?
     - Да - робея отвечает.
     - Заходите, юноша. Мы вас уже заждались.
Следом за ней в коридоре появился Ферапонт Ильич, совсем не похожий на себя в театре, в домашних тапках и стареньком спортивном костюме - Проходите коллега, раздевайтесь и пойдём пить чай. Знаете люблю чаевничать!  Кстати, знакомьтесь, Мария Ивановна, хозяйка дома и хранительница очага. Она готовит замечательную вздобу и вы должны обязательно попробовать и оценить. Рекомендую настоятельно!

     Он взял Вовку за плечи и повел на кухню. На кухне был накрыт стол, в центре большая тарелка, полная румяной и вкусно пахнувшей вздобы и самовар электрический, гудевший кипятком, сахарница, конфетница и топленое молоко в поильничке, в красивом цветастом чайнике - заварка.

     - У нас все просто, без церемоний, садимся и пьем чай - все расселись и началось чаепитие сибирское, простое и душевное, с разговорами  о жизни.

     Вовка, вначале робевший, быстро успокоился и активно принимал участие в разговоре, отвечая на вопросы и попивая ароматный с булками чай.

     Закончили чаевничать, Ферапонт Ильич, поднявшись от стола, сказал - Машенька, мы с Володей пойдем в мой кабинет побеседуем.
Володя тоже встал и стал благодарить хозяйку - Мария Ивановна, Ваши булочки просто замечательная прелесть: вкусные, ароматные, аппетитные! Таких вкусных еще не ел! Спасибо за угощение!
     - На здровье, Володенька! Мне приятно, что вам понравилось!

     В кабинете было все просто и не богато. Старенький диван. Стол да два стула, на столе старинная настольная лампа, у стены шкаф с книгами. Вот пожалуй и все убранство. Да, творческая интелленгенция в глубинке России всегда жила не богато, ничего не изменилось и теперь.

     - Ну-с, коллега рассказывайте, чем занимаетесь на театральной ниве? Каких достигли успехов? И, пожалуйста, не стесняйтесь, все подробно - начал разговор Ферапонт Ильич.

     - Штудирую актерское мастерство по вузовскому учебнику, смотрю спектали и стараюсь, в свободное время, тайком от режиссёра, присутствовать на репетициях - и всему учусь, учусь и учусь. Скажу вам по-секрету, что дома репетирую роль молодого героя из последнего премьерного спектакля, пытаюсь на практике применить все полученные знания. Вот так Ферапонт Ильич.

     - Это интересно! А вы, Володя смогли бы что-нибудь показать? Ну какой-нибудь фрагмент на ваше усмотрение? Я вам подыграю, у меня есть копия сценария. Ну, что согласны?
     - Да, конечно! - он выбрал сцену и они совместно разыграли её.

     - Ну, что сказать? У вас несомненные способности к лицедейству! Из вас получиться актер! Но есть и недостатки, но они определяются вашей еще неопытностью и не знанием актерской кухни. Поэтому сегодня посвятим  занятие закулисью актерского мастерства, что называется актерской кухней.

     Начнем со сценария. Автор описывает в сценарии диалоги героев, дает разбивку по актам, сценам. И всё. Далее идет работа режиссера и актеров в том, чтобы наделить своих персонажей личностными характеристиками. И здесь режиссер исходит из психо-физических характеристик актеров и согласно им и сценария выстриавакт образ
героев исходя из возможностей актера. Поэтому один и тот же персонаж, сыгранный  разными актёрами может на сцене отличаться. И первое замечание к вам, вы играете героя так, как выстраивает его режиссер в отношении актера, репетирующего роль.

     Уверяю вас, если бы режиссер репетировал его с вами, то герой мог быть несколько другим, учитывая ваши психо-физические реакции. Но и актер должен вносить свою лепту в постановку. Смотрите вокруг себя наблюдайте людей, их разговор, походку, привычки, поведение в разных ситуациях, как они носят костюмы, какие они употребляют словечки, какая у них осанка и т.д. Копите это в свою актерское копилку. Все это поможет вам в работе.

     Учитесь носить костюм своего героя и держать осанку. Ну, например, уверенный в себе человек, что называется знающий себе цену, держит твёрдо осанку, костюм на нем подогнан, сидит ладно и подчеркивает его достоинства. И, наоборот, человек, не уверенный и  зависяший от чужого мнения, пытается спрятаться в свой костюм, как черепаха в панцырь, костюм на нем кажется большим и осанка не уклюжей и гибкой.

     И ещё одно важное качество актера учитесь думать и оценивать свои поступки и поступки своих персонажей. Учитесь выходя на сцену полностью переключаться на судьбу и жизнь своего героя и на сцене проживать его жизнь и судьбу, полностью забывая, что вы актер и  играете своего героя. Это поможет вам быть достоверным в образе персонажа.

     В подготовке роли актеру помогает литература, описывающее время действия пьесы, а если сценарий написан на основе литературного произведения, то прочтение его  внимательное с анализом по своему персонажу просто обязательно. Все это добавит реальности в изображении героя.

     Вот, пожалуй и всё, если кратко, и для начала будет достаточно, а сейчас займемся проработкой вашей роли применительно к вам.

     Так в жизни получилось, что Ферапонт Ильич и Мария Ивановна остались в старости без детей. В начале занимались работой, строили карьеру, а потом упустили время. И в итоге одинокая старость, как это не печально. Приход Володи к ним в дом был радостным событием для обоих. Они повеселели, в жизни пояаилась забота! Мария Ивановна подкармливала Володю, а он стал её советчиком в домашних делах. Мастеровой по натуре, постепенно отремонтировал сантехнику, заменил резетки, отремонтировал в доме электроприборы. А, Ферапонт Ильич, при своей занятости в театре находил время и раз в неделю занимался с ним.

     Дела подвигались более чем успешно и к весне они отрепетировали две роли в премьерных спектаклях. Параллельно занимались вокалом, сценречью. Подготовили несколько басен и стихов. Мастер уделял много времени на театральные этюды, чтобы проверить насколько Владимир может справляться с такой поистине творческой работой. Он подсказывал, как лучше такие задания выполнять. Потому, что есть этюды, которые можно выполнять только за счет психо-физических реакций.

     - Володя вам такое задание. Предположим у меня перед домом стоит мой автомобиль и вы должны сообщить мне, что его украли, но сообщить так, чтобы я поверил! Попытайтесь меня напугать. Сможете?

     Владимир задумался на некоторое время, коротко посмотрел на мастера, встал, пошел к окну, открыл его и высунулся наружу, повел медленно головой слева направо, затем быстрее наоборот, затем еще несколько раз провел быстро взглядом улицу и затем  вернулся в комнату и повернулся к мастеру. Лицо было растерянным, глаза напуганным и в уголках скатились слезинки, голос дрожал, он не мог выговорить слово, рука показывала в окно - Та-та-та... Таамм... .
     - Володя, что с вами - взволнованный учитель вскочил со стула и бросился к ученику - вам плохо?

     Переведя дыхание и успокоив психику Володя, улыбаясь, сообщил
     - Я хотел сказать, что у вас украли автомобиль.
     - Браво! Браво! Вы меня по-настоящему напугали, я подумал, что вам стало плохо, еще раз браво!
     - Спасибо Ферапонт Ильич! Но мне очень хорошо.

     И он справлялся хорошо, Как итог этой работы мастер предложил Володе поступать летом в театральный вуз.
     - Володя, вам надо учиться, у вас несомненный талант и вы можете стать хорошим артистом. Я надеюсь, что театр даст вам рекомендательное письмо в вуз.   

     А, Вовку распирало от радости, радости от того, что у него все получается! Он уже поверил в себя, как в артиста. И ему хотелось этой радостью поделиться со зрителями. Ему хотелось выступить со сцены и показать, что он артист. Ему хотелось успеха! Это чувствовал и мастер. И случай представился.

     На майские праздники театр выехал в районы области со спектаклями. Театральный автобус рулил по районам, труппа давала спектакли. После спектаклей, как и положено, торжественный ужин совместно с общественностью. И к несчвстью или счвстью, артист исполнявший роль в премьерном спектакле заболел и был снят с роли и госпитализирован в районную больницу. На следующий день спектакль, а исполнителя нет, и что делать? Не отменять же гастроли?

     - Володя, это знак судьбы и ты завтра выйдешь на сцену! - заговорил возбужденно Ферапонт Ильич - я поговорю с режиссером, с утра проведем репетицию, вечером спектакль! Ты готов?
     - Да!

     Режиссер выслушал старого актера - вы уверены в нем? Спектакль не сорвется?
     - Да, уверен!
     - Тогда под вашу ответственность!

     На следующий день была репетиция. Она прошла успешно и Владимир всех очаровал своей игрой. Совершенно новое прочтение роли. Герой был ироничным, естественным, слегка циничным, но понятным зрителю! Это был герой из жизни! Роль удалась Владимиру!

     Вечером спектакль прошел с большим успехом и вызвал бурный восторг у зрителей. Вовка был счастлив, к нему пришел успех. Все последующие спектакли он играл, актера второго состава не вызывали. 

     По возвращении из гострольной поездки Ферапонт Ильич снова встретился с режиссером  -  Виктор Павлович, я к вам снова с просьбой по Владимиру, талантливый парень, ему надо учиться! Давайте дадим ему рекомендацию для поступления в вуз и назначим небольшую именную стипендию от театра, с условием, что он к нам по окончании вернется! Вы меня поддержите?

     - Да, парень безусловно талантлив и ему надо учиться! Готовьте бумаги, я подпишу у директора.

     По совету мастера Владимир поехал поступать в Москву. Подал документы сразу в три лучших театральных вуза столицы... И прошел конкурсные испытания во все три вуза, но выбрал, и опять таки по совету мастера, школу-студию МХАТ.

     Учился легко! Сказалась подготовка у Ферапонт Ильича. Он пришёл в вуз с хорошей театральной подготовкой. Со второго курса Владимир уже выходил в массовках на прославленную сцену. Смотрел и учился у больших артистов, что называется прямо на сцене. А они, видя талант и огромное желание молодого актера служить театру, подбадривали и помогали ему советами.

     Школу-студию закончил в числе лучших и сразу получил приглашение во МХАТ, но отказался и поехал домой в родной театр, сделал правильный выбор, потому как в столичном театре долго бы сидел на вторых-третьих ролях; а в родном театре ему сразу доверили главные роли. Да и обязательства были перед театром, которые Владимир  считал своим долгом выполнять. Дорогу в жизнь он получил здесь и об этом всегда помнил с благодарностью.

     Ферапонт Ильич постарел и сдал, но продолжал играть спектакли. Для актера театр - дело всей жизни, шутя говорил - В театре буду служить, пока будет позволять здоровье, а уйду только ногами вперед.

     С Владимиром они были дружны, теперь, уже и как коллеги, но их связывала и большая человеческая дружба! В выездных спектаклях они поселялись вместе в номер и Владимир помогал мастеру в житейских делах - следил чтобы он не забывал во время покушать и отдохнуть.

     Бывал он часто вместе со своим сынишкой Сашкой у них в гостях. Старички очень радовались их приходу и особенно их занимал и радовал малой пятилетний мальчуган. Он сразу пришелся им по душе и называл их дедом и бабой. Сказать, что это было несравненной радостью для них - это ничего не сказать! Старички были счастливы, они не знали чем его накормить и какими игрушками одарить.

     Все также Владимир помогал Марии Ивановне в обустройсте квартиры, а она всякий раз совала ему в руки какую-нибудь игрушку и сладости для маленького Саши.
     - Мария Ивановна, ну зачем это, не надо. У на все есть.
     - Володенька, не обижай нас. Вы для нас стали родными!

     Володя, по-прежнему обсуждал с мастером свои театральные дела и спрашивал совета. Однажды Ферапонт Ильич сказал ему - Володя, когда я уйду из театра ты займешь мою гримерную - обещай!? С руководством я уже договорился.

     - Хорошо! Я обещаю. Но давайте не будем о грустном. Я хочу с вами сыграть еще много спектаклей и мне многое надо обсудить.
     - Хорошо! Хорошо! - радостно улыбаясь и с благодарностью глядя на Владимира заключил мастер.

               
                март 2021 г.


Рецензии