Девчата. Послесловие к 8 марта

  Премьера старой советской комедии с Надеждой Румянцевой состоялась 8 марта 1962-го года, и я люблю её, как артефакт того времени, когда родители были молодыми, только поженились, а скоро и я должна была появиться на свет.

   Этот киношный заснеженный посёлок лесорубов на Урале такой уютный: общаги с печками и водой из колодца теплые во всех смыслах, и от печек, и живут в них дружно советские девчата и парни.

   Клуб и столовая, где работает героиня Румянцевой Тося Кислицына, по сюжету молодая девчушка с косичками только из Симферопольского кулинарного училища (самой актрисе уже за 30 тогда было, но задорную и наивную девушку замечательно она сыграла), тоже уютные и домашние, так что переживания киношных завхоза и парочек по поводу того, что нет пока жилья для молодожёнов, не влияют на общее настроение в кадре.

   Жаль, что в реале не такими красивыми были посёлки и общаги лесорубов (не такими добросовестными как киношные художники-постановщики те, кто их строил, да и денег меньше), и сами лесорубы не такими образцовыми, не только соревновались, кто больше леса срубит, смотрели концерты в клубе, танцевали, в шашки играли и учились очно в вечерней школе и заочно в вузах, но и пили, и матерились... Даже те, кто по своей воле туда попал, в фильме этой темы вообще нет, что не все по своей, кино про другое, лирическая комедия.

   По нынешним временам сомнителен этот антураж: ударная рубка леса. Хотя, предположим, в то время от этого больше пользы было самим лесорубам, не то что теперь, нужно же, действительно, было строиться и жить молодым семьям.

   Это сейчас молодой семье нужно влезть в долги с ипотекой, чтобы купить участок и построить дом, а тогда "даром давали". Тоня Кислицына, военная сирота из советского детдома, находит в уральском посёлке лесорубов своё счастье в лице молодого бригадира (Николая Рыбникова), и лицо это очень симпатичное, хоть поначалу и не очень воспитанное, так что весь фильм борьба хорошего с лучшим, общежитской дружной и весёлой жизни парней и девчат с образованием по мере влюблённостей будущих семейных пар, проходит с переменным успехом и завершается образцовым хэппи-эндом: весело стучат топоры, строят жильё для будущих молодожёнов.

  Вспомнились же мне "Девчата", когда в восьмимартовском настроении решила пересмотреть "Мои черничные ночи" Вонга Карвая. Когда-то посмотрела их из-за красавчика Джуда Лоу, но прошло время, и прочие фильмы с ним не захотелось пересмотреть, только этот, где переиграли его "девчата".

   Снятая китайским режиссёром с европейскими звёздами и одной актрисой русского происхождения в штатах, эта история сначала задела меня только расстояниями. Главная героиня, брошенная любовником потерянная девушка (Нора Джонс), чтобы то ли забыться, то ли восстановиться, уезжает из Нью-Йорка всё дальше и дальше, до Лас-Вегаса, работает там и сям официанткой, и когда счётчик на экране всё прибавляет дни и километры, сотни к тысячам - это впечатляет.

   Не смотрела больше ничего у Карвая, но этот фильм понравился, так-то мне что Тарантино, что Триер, если фильм дрянь - без разницы, что там за фамилия у режиссёра. А тут зацепило. Девушка уезжает всё дальше, и по мере развития сюжета её судьба одинокой, ничем ни к чему не привязанной особы зеркалится ещё двумя судьбами: пьющей красотки, застрявшей в каком-то провинциальном городке, выскочив замуж за однажды тормознувшего её пьяной за рулём полицейского (Рэйчел Вайс) и безшабашной Натали Портман, красотки-игрока, которой не у кого в решительную минуту занять денег, кроме как у главной героини под залог не совсем собственного, как окажется, автомобиля.

   Героиня Норы Джонс копит на автомобиль и охотно отдаёт героине Портман накопленное с условием, что в случае проигрыша забирает её машину, Потом окажется: Портман её обманула, что проигралась, просто не хотела дальше ехать одна, и машину отдать она не может - память об отце, научившем её играть и неожиданно умершим.

   Но долг она вернёт и прибавит, так что купит себе машину официантка с разбитым сердцем и помчится вдаль по автобану на фоне пустынного пейзажа, помахав на прощание на развилке своей случайной подружке. Равно как и героиня Рэйчел Вайс, похоронив своего ревнивого покончившего с собой мужа, уплатит его долги и уедет из городка, где застряла на несколько лет, куда-то вдаль за рулём своей машины.

   Эти судьбы, пьющей красотки и красотки-игрока, ещё более одиноких, чем главная героиня, не просто фон, они учат её ценить то, что есть, и когда она возвращается в Нью-Йорк к приветливому хозяину кафе с черничными пирогами (Джуд Лоу), рана от разрыва с коварным любовником уже затянулась и героиня готова к новому чувству, а парень тем более, предыдущая пассия, русская девушка, уже забрала у него свои ключи и улетела навсегда.

   Не подозревала раньше, что китайцы могут снимать чудесные мелодрамы, азиатское кино только по случаю смотрю, редко, но метко, посмотрела, помню, "Трёх идиотов" с Аамир Ханом и потом под впечатлением ещё несколько фильмов с ним, индийское, болливудское кино оказалось смесью Голливуда и Мосфильма времён расцвета советского кино примерно в равных пропорциях.

   А тут скорей "Ленфильм" по настроению, хотя сюжет и актёрский состав смешанные, сюжет американский, артисты отовсюду, включая "русскую девушку, сыгранную актрисой русского происхождения".

  "Ленфильм" от "Мосфильма", как и в целом Питер от Москвы, отличался, как мне кажется, преобладанием грустной интеллигентности  над напористым, если не сказать нахрапистым оптимизмом, и сейчас с первым, получается, больше азиатское кино  соотносится, а со вторым - голливудское.

   Достаточно сравнить "Золушку" Кошеверовой с "Девчатами", чтобы понять, о чём я, и что золушки и принцы разные бывают. Владелец Нью-Йоркского кафе, который сам себе и повар и уборшик, в исполнении Джуда Лоу таким деликатным, а не напористым принцем получился, по-моему, это одна из лучших его ролей периода романтических красавчиков, сейчас-то, понятно, он другой и хорош в ролях "молодых стариков" вроде Папы или Дамблдора, а "Черничным ночам" уже лет 15.

Нынешнее же российское кино как-то всё пошлей, по-моему, те же "Мамы", специальный 8-мартовский проект, если ещё неплохо начинались, с хорошими старыми актрисами, то потом, без них, сразу и испустили дух.

  Видимо, идея снять кино по случаю и показать в праздничный прамтайм, хоть новогодний, хоть февральский с мартовским - так себе, для хорошего кино желания создателей на нём подзаработать мало, нужно ещё что-то, хотя бы любовь к кино и своим героям, как у Вонга Карвая, загадочного китайца в чёрных очках, который в детстве днями просиживал в ближайшем кинотеатре, "это было моё единственное хобби".

   А вообще самое восьмимартовское кино - "Золушка" Кошеверовой, или я плохо понимаю, о чём этот праздник.


Рецензии