Гл. 3. 2. Сознание

Наши  взаимодействия с объектами  порождают наше  сознание. 
Вещи ощущаются нами не непрерывно, а через органы чувств, представляя их в нашем  сознании в виде образов.
Между вещественным объектом и его образом есть большая разница. Объект состоит из многочисленных образов, а нам, чтобы распознать его, достаточно нескольких из них. Отсюда следует, что у каждого человека свое представление об окружающем мире. Это представление в некоторых учениях, к примеру, в позитивизме, и считается истинно реальным, и другого, объективного мира вне этих представлений, по утверждению позитивистов, не существует. В связи с этим возникает необходимость объяснения соотношения субъективной реальности к законам объективного материального мира.
Большинство работ о сознании мыслители разделяют на объективную и субъективную реальность или отказываются от объективной реальности совсем. Мы попробуем устранить различия между подходами в определении сознания на основе субъективного опыта (иного инструмента ни у кого нет), ибо только на его основе можно предполагать какую-то иную реальность.

Сознание условно можно разделить на две группы – образы и желания. Образы – это субъективные ощущения (зрительные, слуховые, болевые и т.д.), эмоции и  какие-то мыслеформы, теснящиеся в голове человека. Желания управляют телом человека и его мыслительным процессом. Образы возникают при взаимодействии человека с другими объектами, желания зависят от его потребностей и внутренних психофизических установок. Эти две группы сознания взаимозависимы. Желания мыслятся нами для получения или изменения образов. Образы изменяются так, а не иначе, в угоду нашим желаниям. Догадавшись об этом, человек сознательно использует образы для удовлетворения своих потребностей.
Как показывает опыт, сознание не является ни детерминированным, ни  локальным. Образы сознания, возникающие во время взаимодействия человека с окружающим миром, являются частью его нелокального окружения, и это окружение можно назвать объективной реальностью. Она тоже обладает сознанием, так как обладает сходными свойствами: зависит от времени, описывается физическими величинами, условно может быть разделена на отдельные объекты и обладает едиными законами природы.

Материя причинно связана с сознанием, иначе она не могла бы влиять на индивидуальное сознание. Она обладает независимыми от сознания степенями свободы, иначе была бы локальной. Однако наличие объективного мира проще всего распознать из фактов, по которым мы узнаем о внутреннем состоянии другого человека и его мыслеформах. Если наши ощущения реальны, то реальны и ощущения другого человека, но он находится в окружающем мире. Честно рассказать о своих ощущениях может не только человек, но и любой объект, поэтому объективная реальность существует.
В  структуре сознания основным элементом является информационная связь (движение) между органом сознания и познаваемым объектом. Любая информация об объекте, знание о нем имеет форму образа.  Мозг не имеет никакого отношения к сознанию. Он воспринимает информацию из вселенской сферы сознания, Ноосферы и овеществляет ее в последовательном воздействии на нервные центры. Процесс создания нового осуществляется вне нашего тела, он находится в ином измерении, в Ноосфере. Благодаря образному взаимодействию с вещью у человека возникают ощущения и чувства, которые в  мозгу преобразуются в смысловую форму.

Смысл состоит из значения познавательного объекта, то есть доступного знания о нем и цели – движения этого знания к его воплощению. Человек смотрит на дерево и, возможно, единственное, что он знает о нем, это то, что дерево -  источник тепла в его доме, в этом состоит смысл-значение дерева для этого человека, в нем знание пассивно, как в библиотеке. Смысл-цель появляется после действий по заготовке дров от этого дерева, в этом смысле знание активно. У другого человека знание о дереве может быть более глубоким, чем у дровосека и сфера его использования более широкой, но в принципе это в характеристике сознания ничего не меняет. 
Здесь мы говорим о приобретаемом сознании, которое расширяется благодаря познавательной деятельности человека. Но человек все-таки начинается с врожденного сознания.  Им обладают все вещи Вселенной и даже элементарные частицы, потому что весь мир находится в постоянном движении и непрерывных взаимодействиях, а там, где происходит взаимодействие, там проявляется и сознание. После появления квантовой механики эта фантастическая идея стала научной. Известный физик Дэвид Бом в конце своей жизни пришел к заключению, что «… способность формы быть динамичной – это наиболее характерный признак сознания, и мы уже видим нечто сознательное в мире электрона».

Проявленные образы, то есть вещи, сами по себе инертны. Импульс жизни они получают при своем зарождении, а далее существуют благодаря инерции. Когда инерция заканчивается, то форма вещи разрушается, однако ее образ сохраняется.
Что это за импульс и откуда он берется?
Наша Вселенная есть  идея, подробнейший образ, проявленный путем затухания скорости движения этой идеи до скорости света и ниже ее. Вся наша Вселенная, бывшая небольшой в первые секунды своего зарождения или нынешняя огромная и расширяющаяся с множеством разнообразных форм вещества, полей и энергий, всегда находилась и находится в коконе одного образа. Из этого кокона наружу не может вылететь ни одна элементарная частица, ни одна мысль, потому что, расширяя свое жизненное пространство, вещество расширяет и образ Вселенной. Из этого предположения вытекает, что Мультивселенная состоит из множества  коконов, словно ягоды, нанизанные на один гребень, со свойствами образонного континуума, о которых мы уже упоминали. Все в этих ягодах непрерывно двигается и взаимодействует  между собой и гребнем, значит, обладает сознанием.

Уровень сознания объекта зависит от знания, можно сказать, формулы с которой он взаимодействует с миром. Гребень (первичная субстанция) активно взаимодействует со всеми объектами мироздания, включая элементарные частицы, поэтому обладает полным знанием и абсолютно совершенным сознанием. О том же  можно сказать  по-другому и прийти к тому же: первичная субстанция обладает полным знанием, поэтому взаимодействует со всеми объектами мироздания и имеет абсолютно совершенное сознание. Все остальные объекты мироздания обладают более или менее несовершенным сознанием, так как хотя они и взаимодействуют с первичной субстанцией и имеют представление (смысл-значение) о полном знании, применить они его, то есть рационально превратить в смысл-цель, не могут, поэтому для них оно  пассивно. Эти отношения можно проиллюстрировать случаем над пропастью.
 Один человек висит над нею, другой пытается его спасти, ухватив за руку.  Оба взаимодействуют друг с другом и оба знают, как выйти из опасного положения, но знание повисшего над пропастью пассивно, а знание спасателя активно, потому что преобразуется в действия по спасению попавшего в беду. Каждый объект мироздания обладает активным знанием (частицей полного знания), реализация которого помогает кому-то или себе реализовать новую ступень на пути к полному знанию. В нашем примере потерпевший должен по мере сил и ума всячески помогать своему спасателю, и большего никому в мире от него в этой ситуации ничего  не требуется.
 
Базой сознания, очевидно, является знание, ибо само слово со-знание означает первобытную причастность человека к знанию. Новый человек получает   импульс жизни  при своем зачатии. Этот импульс и есть врожденное сознание.  Как и все остальное в мире, импульс жизни есть образ, то есть сформированное знание, поэтому вместо силы жизни можно сказать, что человек при своем зачатии получает активное знание о своем месте в нем или смысл-цель. Кроме него, в силу своего взаимодействия со всей Вселенной, он становится обладателем и  полного знания (смысл-значение), которое пассивно.  Врожденное сознание является основой души человека.
Энергия жизни находится в Ноосфере нашей  Вселенной или ее идеальной сестры и дискретно исходит в вещественный мир при зарождении чего-то нового.   В Ноосфере находятся энергетические матрицы  всех вещей, потенциально готовых к проявлению.

 Они, как и все остальное в мире, созданы сознанием образонного континуума. В коконе нашей Вселенной не может быть скоростей, превышающих скорость света, но новое распространяется  в ней мгновенно, поэтому Ноосфера, скорее всего, находится в состоянии квантового  поля, вселенского информационного табло или эфира, заполняющих весь объем вещественной Вселенной. Мысль человека не может покинуть Ноосферу из-за слабой энергии существования, но главное -  потому, что  для нормальной эволюции Вселенной необходимы абсолютно все мысли,  продуцируемые в ней, - научные и художественные, бытовые и рефлекторные.
Всем известно, что новые развивающие мысли появляются в творческом процессе. В нем  готовность человека  к чему-то новому формируется багажом знаний творца. Из комбинаций доступного знания у него появляются идеи, одна из которых часто неожиданно может слиться со своей матрицей из Ноосферы,  тогда ученый или иной мастер почувствует интуитивное озарение, то есть наслаждение от соучастия в нисхождении духовной энергии в вещественный мир, воплощенной в новую вещь или знание, и, быть может, воскликнет: -  Эврика!
 
Из-за недостатка ума и общего развития человечества никто из людей пока не может активировать полное знание о Вселенной, полученное ими при своем зачатии, поэтому оно остается в подсознании. Однако любой человек может примерно догадываться о нем при помощи своих чувств, и этим с древнейших времен  пользуются мастера искусств, философии и религии. Это помогает разумным существам с достоинством коротать время до открытия полного знания о  Вселенной, и опровергает критику некоторых пессимистов о бессмысленности религий, философии и искусств.
Художник и ученый начинают одинаково -  с погружения в подсознательное, там они прикасаются к источнику и черпают из него знание в соответствие со своими природными способностями, потом их пути расходятся. Художника к художественному образу, ученого к гипотезе (научному образу). В итоге ученый открывает новый закон, а художник новое направление в искусстве. Из-за общего источника творчества их творения переплетаются. В великих научных сочинениях зачастую нетрудно заметить (в трудах, допустим, Дарвина), что они глубоко художественны, а многие художественные произведения, например, в монументальном искусстве основаны на глубоких научных знаниях. Кроме этого, художественные произведения, такие как Библия, Война и мир или Братья Карамазовы  мудры и учат тому и исследуют то, что пока недоступно науке (любовь, нравственность, смысл жизни и т.д.).

Более глубокое чувственное погружение в подсознание, чем научно-художественное, предлагают разного рода мистические учения, однако ни одно из них не может связать «увиденное» в подсознании с реальной действительностью. Виной этому оказывается вещественный мир, и мистик  отходит от него, предлагая окружающим последовать своему примеру. Для большинства людей такие учения неприемлемы, поэтому какая-то мистика со временем сливается с шоу-бизнесом, а другая пытается стать религией (религиозным бизнесом)  для избранных.
Без связи с полным знанием о Вселенной, которое у человека находится в подсознании, его ум теряет жизненные ориентиры, что приводит общество, страны, человечество и самого человека к простым проблемам существования.
Со второй частью врожденного знания дела  обстоят проще и вместе с тем  сложнее. Проще, потому что каждый человек безошибочно уверен в своем призвании и всей душой тянется к нему, сложнее -  из-за того, что человек – существо социальное и реализация  природных способностей почти у всех людей зависит от общественного сознания, а оно может быть слишком эгоистичным.

Чрезмерный эгоизм современного общественного сознания появился из-за отсутствия его связи с полным знанием о Вселенной, проще говоря, в мире отсутствуют адекватные времени новые религии, идеологии или философии существования, и все старые развенчаны или стали формальными. Этот эгоизм обнаруживается в превышении  власти государства, общества и прочих групп над человеком, который проявляется усекновением индивидуальных природных способностей человека и поощрением стадных признаков. Человек  потенциально есть творческая индивидуальность, а общество лепит из него человека толпы.  От этих унижений человеческой природы происходят многие  беды среди людей -  нескончаемые войны, голод в одних местах и сверхпотребительство в других, тотальная коррупция среди мировой бюрократии, терроризм, массовое развращение народов в погоне за комфортом и  другие. Чрезмерный эгоизм общества закрепляется путами патриотической  пропаганды, национальной, религиозной или клановой идентичностью,  прочими стадными (групповыми) объединениями, в которых человек провозглашается или является по умолчанию винтиком государственного механизма, религиозного или какого-то иного.

О разного рода общественных объединениях (государство, социум, народ, нация и т.д.) социальная наука и философия написали тысячи разных томов литературы, но могли бы ограничиться и одним, например, о толпе. В них общественные объединения провозглашаются чем-то возвышенным, хотя на самом деле все нации и народы обладают признаками примитивных (где-то рядом со стадом или стаей) низких сообществ, толпы, членов которых объединяют общие страхи и инстинкты, заточенные на самосохранение и корысть.  В погоне за наживой (благополучие - главный критерий самосохранения) толпа любой идеологии и национальности, как стая шакалов  в природе, вытягивается в длинную цепочку, и первые, достигшие клондайка,  триумфуют, а остальные завидуют им. Меняются времена, идеологии и технологии, а корысть, покрываясь все более толстым слоем гламура, продолжает довлеть над человеком столь же властно, как над диким животным. И нет никакого намека на то, что это унижение человеческой природы когда-нибудь закончится. Даже глядя по телевизору на лидера страны,  говорящего перед детьми   об искусственном интеллекте, почти физически ощущается повышенное слюноотделение у этого оратора от предполагаемой, но далекой  выгоды.

Среди разноликих толп всеобщий трепет и массовые спекуляции (правого, левого, центристского и всех остальных сегментов политики в государстве) вызывают национальные объединения. Народ, нация, национальность провозглашаются наивысшими ценностями в государстве. Для обоснования этих приоритетов придуманы национальные эгрегоры, похожие на поля, состоящие из физиологии, чувств и интеллекта, принадлежащих конкретной национальности. Если сравнить их с каким-нибудь природным элементом, то эгрегор – это чистый (лабораторный) слиток металла, а человек –  атом в нем. Но в природе химические элементы в чистом виде и крупными залежами встречаются редко. Еще реже можно сохранить в первозданной чистоте эгрегор племени, от которого начался какой-то народ. Миграции, оккупации, плавающие границы государств, межнациональные брачные и просто сексуальные отношения постоянно разбавляют национальности друг с другом, и за века эгрегор, например, племени полян изменился настолько, что превратился в локальный миф.

Очевидно, что национальный эгрегор или просто пропаганда национальности и нации необходимы государственной бюрократии ради известной выгоды. Однако человек – штучный продукт, а не массовый. Он обладает возможностями  прямых отношений со всей Вселенной без посредничества какой-то группировки, толпы и даже мудрого гуру. Эти  отношения наиболее полно осуществляются при раскрытии его природных способностей, тогда он более велик, чем его нация  и любой самый могущественный народ во Вселенной, потому что человек -  естественное существо, жестко структурированное, а нация -  искусственное создание, расплывчатое как кисель. Человек по рождению велик не только когда он гениальный поэт, художник или изобретатель - он возвышается над всеми группами и в роли, допустим, сантехника, если человек -  слесарь от Бога, то есть занимается деятельностью, соответствующей его природным способностям.
В современном мире человек не может проявить свою оригинальность, значит, по факту он ничтожен, даже владея флотилией яхт, как ничтожен человек в футляре или интернете (ну, очень большой футляр), в этих условиях великим  провозглашается сумма этих ничтожеств. Складывая миллионы нулей, выпускники Оксфорда или грандоеды вместо очевидного итога настойчиво, часто на грани паранойи,  твердят о чем-то великом - национальном,  государственном, народном, клановом, революционном, - возводят нуль в высокую степень, чтобы обнулить  человека со всех сторон, превратить в безвольного участника толпы, в которую он случайно попал, скрыть конфликт между толпой и творческой личностью. А он состоит в том, что толпа следует инерции жизни, а творческая личность предлагает новую (обновленную) жизнь. Поэтому то, что предпочитает толпа на опросах и референдумах, при всех «новаторских» поправках ее лидеров, в лучшем случае ведет к стабильности угасания.

Конечно, человек в толпе народа или активистов свою  связь  со Вселенной совсем не прерывает, однако его сознание, засоренное инстинктами и страхами толпы, а также искривленное несовместимостью природного дарования человека с наличной деятельностью, обновляется гораздо медленнее, чем могло бы, как следствие -  замедляется, останавливается или идет вспять прогресс общества.
Справедливости ради нужно заметить, что укрепление государства за счет сплоченности его населения было необходимостью для биологического выживания человека еще полвека назад, поэтому вышеприведенная критика не относится к историческому периоду до создания атомной бомбы в СССР. Однако вскоре после окончания второй мировой войны такая угроза стала рассеиваться, а кабала толпы над личностью осталась, и, например, вооруженные силы, тысячелетиями бывшие спасением для народа, в современном мире стали одним из инструментов его деградации.
 
Такое положение сохраняется во всех странах мира, начиная с Северной Кореи и заканчивая США, из-за инерции мышления государственной бюрократии, которая все еще ищет врагов своего народа и находит обычно надуманных. Она постоянно играет в войны, как дети, пережившие настоящую войну. В этих, часто изощренных, играх, живя среди мифических врагов, из-за их реального отсутствия любая  власть на земле, сама того не замечая, воюет со своим народом. И весьма успешно.
Ныне деспотизм властных институтов над человеком стал более изощренным, чем был в период рабства, крепостничества и концлагерей, и таким же античеловеческим. Тогда человек мог умереть от голода, непосильного труда и насилия, сейчас, наоборот, все  власти и революции стремятся не только накормить человека и уберечь его от травмы, полученной в результате брошенного в его сторону банана, но и перекормить его. Человек не видит своего узурпатора, и в потребительской гонке забывает о призвании, ради которого он  появился на этом свете.
 
Пастухи концлагерей и пастухи демократии совершенно одинаково плюют на природные (творческо-нравственные) потребности массового человека, но без их реализации его и человеком назвать сложно. Конечно, существование человека многообразно, но его принципиальное отличие от остальных существ во Вселенной, то есть истинно человеческое достоинство, заключается в способности сознательно и нравственно творить новое. Если эти способности у него не раскрыты, то его нельзя назвать  обезьяной, шакалом и даже бактерией, чтобы не оскорбить их, так как у братьев меньших свои функции в жизни Вселенной, и они их в отличие от человека более или менее сносно, но выполняют. Поэтому правильнее было бы назвать это существо квазичеловеком, настоящая  человеческая жизнь которого по вине властей откладывается аж до возможного Воскресения. А если никакого Воскресения не будет? Тогда жизнь современных людей протекает если и не напрасно, то на благополучие какого-то дяди из инопланетян. Таким людям сочувствовал еще  Лев Толстой: «…жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей».
Вывод для всех демократических реформаторов отсюда плачевный. Без реформы, раскрывающей природные способности человека и насаждающей нравственность, как инстинкт, их «демократическая» деятельность ничем не гуманнее реформ мирового порядка по декретам Гитлера, Сталина, Ким Чен Ына,  аятоллы Хаменеи и прочих «исчадий ада», с которыми (умершими и живыми) «дети рая» на всех жизненных фронтах  карикатурно и непрерывно воюют.
Однако общественное сознание понемногу меняется. Уже кое-где появились лозунги о государстве для человека, вместо устаревшего человек для государства, но пока они повсюду лицемерны. Никакое государство не готово отдать свою жизнь (власть) ради истинной жизни человека, как последний делал (делает) это ради своей страны. Впрочем, прямой жертвенности в этом деле никому и не нужно. Государствам необходим плавный переход от организации бюрократического типа к самоорганизации творческих и нравственных личностей.  Смена акцентов существования населения от национального к индивидуальному настолько ослабит влияние различных группировок на человека, что сепаратизм, цветные революции, волюнтаризм власти и прочие унижения личности станут невозможными.

Сейчас все перепутано в доме человеческом. Пироги пекут звезды эстрады со способностями сапожника, странами управляют артисты, рожденные быть ковбоями, профессиональные воры, бизнесмены и бог знает кто, в академиях сидят продавцы пиццы, а в военных штабах, -  быть может, дизайнеры нижнего белья. Профессии делятся на престижные и унизительные, тогда как все они абсолютно равны между собой, если соответствуют природным способностям человека. В отрыве от своего дарования человек правдами и неправдами стремится достигнуть благополучия и престижа, а когда достигает их, то не чувствует удовлетворения от накопленного. И владельцу известного английского футбольного клуба скучно от футбола, которым восхищается пятидесятитысячная толпа на стадионе и миллионы болельщиков вне него, быть может, потому, что он по призванию   часовщик. Этот богач на основе суточных ритмов организма мог бы придумать часы, показывающее время… на коже человека, и получить настоящую славу и истинное счастье от своего существования. Однако  миллиардеру приходится удовлетворяться счастьем затолканного в ворота мяча, которое доступно даже  собачкам на арене дешевого цирка.
 
От этой профессиональной  путаницы ум  человека, видно это из правоохранительной статистики или  скрыто за добропорядочным поведением, безусловно, криминален. Не связанный со своим призванием, ум становится «свободным» и развращается во вседозволенности, ограниченной более авторитетной вседозволенностью. Однако истинная свобода человека  проявляется только при реализации его природных способностей, ибо  тогда у него появляется  выбор из своих отношений со всей Вселенной, который несравненно значительнее связи с ненавистной работой, подельниками по бизнесу, супругами, футболом, бытом, вещами и всем остальным мелочным и преходящим.
Кроме ума, к природным способностям человека относятся чувства. У современного человека они тоже редко соответствуют статусу властелина Природы. По своему потенциалу человек должен контактировать с Вселенной, знание о которой скрыто у него в подсознании, с помощью нравственных чувств, а они у него обычно не развиты, поэтому полное знание Вселенной воспринимается его сознанием искаженно или недоступно совсем.  Нравственность необходима человеку для, так сказать, чувственного  прочтения полного знания, заключенного в книге Вселенной, и жизни в соответствии с ним, то есть для согласованности компонентов (умственных и чувственных) своего сознания.

Из-за своей полноты знание о Вселенной абсолютно гармонично, прекрасно и возвышенно, и его можно сравнить с совершенным художественным творением. Только нравственные чувства могут оценить эту красоту, получить  наслаждения от соприкосновения с нею и непрерывно находиться в русле ее. К примеру, многие люди восхищаются какой-то музыкой гениального композитора, некоторые к ней равнодушны, а шакал, услышав ее, побежит без оглядки. Последний по факту побежит от  знания, которое ему недоступно из-за несовершенства его чувств, так как в основе даже самой гениальной музыки находится информационный ряд. По аналогии, чтобы получить наслаждение и пользу от полного знания о Вселенной, которое находится в подсознании, и обладать, пусть необъяснимой, целью своего существования, человек должен располагать нравственными чувствами, соответствующими его природным способностям, а когда они неразвиты, то…  бегут-бегут-бегут двуногие существа от  пути к совершенству к тропам шакалиным.

Нравственность ограждает научные открытия  от двойного использования. Из-за плотного контакта со вселенским знанием она способствует росту производительности труда, примиряет человека со своей «не престижной» профессией и сводит на нет гордыню у человека популярного. Без обладания нравственным стержнем выбор профессии в соответствии с природными способностями человека, когда  талант самостоятельно пробивается из мрака жизненных обстоятельств или развивается в специализированных школах, столь же ущербен, как вопреки ним.
По всей видимости,  нравственность гармонизирует не только экономические отношения. Так устроен мир, что у человека  нет будущего без устранения нынешней безнравственности.
Человек, в отличие от животных,  надприродное существо, так как работу над его совершенствованием Природа закончила, и теперь его дальнейшая эволюция зависит только от него самого. Для ее старта сначала, наверное, следует правильно использовать то, что дано ему Природой, то есть ум возвратить в поле деятельности, которое ему определено до рождения, ибо только там он будет наиболее полезным своему хозяину, обществу и миру, а нравственные чувства закрепить так, чтобы никакой соблазн не мог поколебать их. Вот первый шаг в сторону совершенствования сознания человека, и никакой буддист или коммунист не может начать совершенствование своего сознания без этого условия. Известно множество, часто прекрасных, практик по совершенствованию сознания человека, но младенец читать моральные кодексы не умеет, а когда повзрослеет, то воспринимает нравственность компромиссно. От этого даже у самого совершенного йога, своим великим умом, железной волей и изнурительным трудом овладевшим телепортацией, телекинезом и прочими волшебствами, нравственные принципы иногда  нарушаются, и он вопреки морали порой  следует зову своей животной плоти.

 Трудно это реализовать или не очень, но вернуть  человека на путь к совершенству может только нравственность, закрепленная в нем, как инстинкт. Согласно ведической мудрости наиболее благоприятное время для сращивания человека с нравственностью - это год до зачатия младенца и три - после его рождения. Если это время упущено, то даже самый «нравственный» человек на земле воспринимает мораль только умом, а ум, как известно, изворотлив, циничен и слаб перед всякими соблазнами. Пять тысяч лет эта мудрость развенчивалась, чтобы человек мог перейти от патриархального общества к индустриальному. И теперь, в 21 веке эта мудрость стала столь далекой от реальности, что появились однополые браки. В то же время багаж знаний и технологии позволяют человечеству начать реализацию этого наставления без ущерба для прав женщин, однополых семей и общественного прогресса. Время насаждения среди людей непоколебимой нравственности пришло.
Нравственность -  категория биологическая, а не духовная. Ею должна заниматься прикладная наука, а не только религии, искусства и философии. От духовной пищи, например, литературы или музыки можно отказаться без всяких последствий для себя, безнравственность же сродни  отсутствию любой еды. Поэтому  к известной «научной» болтологии об этике необходимо добавить  научно-исследовательские институты этики, способные разрабатывать конкретные технологии воспитания нравственности человека, ибо из всех  бед (врагов) современного человека самой главной является трагедия отчуждения человека от своего призвания, вызванного безнравственностью общества, и все остальные  проблемы народов и личности вытекают из этой базовой.

Только после узаконенного, программного и материально обеспеченного раскрытия природных способностей у каждого родившегося человека в стране и воспитания его нравственных чувств до автоматизма инстинктов объединения людей поднимутся над толпой и шакалиной стаей, станут творческими, значит, разнообразными подразделениями единственно истинного коллектива во Вселенной,  самой Вселенной.               
Итак, человек при своем зарождении получает знание обо всем мире, которое находится в подсознании (практически недоступное) и знание о своих способностях, которое он реально осознает. Появляется человек – оригинальный образ как частица всеобщего образа Вселенной. Эта частица связана со всеобщим и имеет определенные функции в нем. Знание из подсознания  доступно человеку с помощью чувств, у развитого, то есть стоящего над толпой человека, это нравственные чувства, которые контролируются его совестью. Теоретически, у него есть дорожная карта и инструмент для реализации своего смысла жизни. Чем-то подобным обладают все тела Вселенной.

Сознание любой вещественной формы имеет определенные функции, ограниченные способностями к взаимодействию с окружающим миром, то есть доступным знанием. Человек, познавая окружающий мир,  расширяет свое сознание. Очевидно, что обладатель полного знания о Вселенной имеет совершенное сознание. Полным знанием может обладать только форма всей Вселенной.
Среди людей наиболее полным сознанием обладает  изобретатель, открывший человечеству последнюю новую наукоемкую вещь. Об этом он не догадывается и на эту роль не претендует, поэтому его место занимают какие-то учителя, проходимцы и кормящиеся подле них, утверждающие о совершенном сознании какого-то гуру и его последователей. Сознание – это в первую очередь движение, реальное движение между вещественными формами, а совершенное сознание – это активное знание всех видов и родов движений во Вселенной. Знание без действия (движения) мертво.  Тут скажут, что мистик приобретает трансцендентное полное знание, но оно и так находится не только в учителе, но и в самом невежественном человеке и каждом электроне атома, как цель существования.

Полное знание Вселенной в нас пассивно, словно знание в библиотеке, а меняя расположение законов мироздания по полкам и стеллажам этой библиотеки, библиотекарь никак не приближается к обладанию полным знанием, находящемуся в ней. Для достижения полного знания все в мире двигаются к нему, реализуя свое предназначение во взаимодействии с живыми объектами, как частица полного знания с другими частицами полного знания. Активное знание ведет к поглощению  знания, заключенного в познаваемом объекте. Смысл этого состоит в том, чтобы в конце концов человек, познавая, допустим, яблоню, мог приобрести такие знания, которые позволили бы ему самому сконструировать яблоню. Лишь тогда его обладание знанием будет тождественным знанию, заключенному в яблоне. На эту кропотливую, творческую и коллективную работу тела Вселенной затратят миллиарды лет, и только распущенный и безнравственный ум человека  через несколько лет  обучения навыкам, образно говоря, включения света в библиотеке для какой-то перестановки идей по полкам в своей голове объявит себя обладателем полного знания Вселенной и совершенного (просветленного) сознания.
Можно утверждать, что движение и материальные формы в нашей Вселенной существуют благодаря инерции, а рано или поздно инерция заканчивается и вместе с движением исчезают сознание и материальные формы. В какой-то мере это утверждение является верным. Однако за счет импульса жизни во Вселенной появляются новые материальные формы и сознание, вместо того, чтобы исчезнуть, постоянно обновляется.
Человек  обладает реальным сознанием, все остальные формы жизни - квазисознанием. Эволюция простых вещественных форм в  человека, не могла бы осуществиться в инерционной системе. Нетрудно также заметить, что  сознание человека, допустим, за пять тысяч лет заметно расширилось, что тоже было бы нереальным при затухающем движении.
Инерция - это проблема конкретной формы, в том числе  всей вещественной формы нашей Вселенной, а не всего мироздания. Когда-нибудь она, несомненно, исчезнет, но не в Пустоту, а преобразовавшись в невещественную форму жизни, при этом ее сознание просто обновится. Уже человек – это обновленное сознание косного вещества Вселенной. Он появился для того, чтобы обновить (вывести из подсознания) сознание всех остальных вещественных форм в ней. Это может произойти  путем вовлечения в сознание разумного существа квазисознание всех остальных вещественных форм Вселенной.
 
Исходя из этой концепции,  дальнейшая эволюция человека нам представляется в рациональном освобождении человека от плоти. Уже сейчас можно вообразить нейронную сеть головного мозга, питающуюся раствором химических элементов, прямо взятого в окружающей среде без посредничества рук, ног, желудка и всех остальных нагромождений к сути человека, что примерно показал Станислав Лемм в своем романе «Солярис». Кстати, прогрессивный смысл искусственного интеллекта (ИИ), на наш взгляд, заключается не в том, чтобы получить рукотворного и дешевого раба, помощника человека. В этой роли искусственный интеллект, как любой ширпотреб, поспособствует деградации человека или прямо убьет его. ИИ необходим науке, как модель для эволюции самого человека. Уже сейчас очевидно, что ИИ будет во всем лучше среднего человека (считать, учить, управлять, охранять, шить, готовить, лечить, убивать), но у него никогда не появится способность творить, поэтому он не сможет заменить человека полностью. В будущем, когда тело человека и тело ИИ станут совместимыми, они естественно и гармонично соединятся в одно существо. Возможно, что именно через ИИ многие тела вселенной перетекут в тело разумного существа.

Энтропия во Вселенной когда-нибудь уничтожит все громадные и микроскопические тела, находящиеся в ней, превратит вещество в излучение. В этом случае человек в виде разумного компота химических элементов, продолжит свою эволюцию к форме разумного излучения, состоящего из элементарных частиц.
Задача разумного существа -  по возможности ускорить неадекватно растянутый во времени процесс расщепления вещества Вселенной, быть может, созданием искусственных черных  дыр, однако этот способ обнуления массы Вселенной окажется продуктивным только после открытия метода трансцендентного Воскресения всех людей и инопланетян, когда-либо существующих во Вселенной. В чем состоит смысл Воскресения, порассуждаем в конце работы.


Рецензии
Добрый день, Владимир!

Статья интересная, познавательная, но некоторые выводы и заключения не убедительны и даже, на мой взгляд, неверны.

"Человек, в отличие от животных, надприродное существо, так как работу над его совершенствованием Природа закончила, и теперь его дальнейшая эволюция зависит только от него самого".
Не слишком ли самонадеянно утверждать человека "надприродным существом"? Ведь развитие мира во всех направлениях бесконечно, что подтверждают научные открытия и статистика.
Человек живет в определенных природных условиях, которые тоже созданы под человека Создателем. Следовательно, и человек, созданный Творцом, развивается по определенной Программе, включая и все человечество. Потребляя пищу, человек получает энергию для своей деятельности, значит перерабатывает энергию одного типа в энергию более высокого порядка. Заложенная способность к развитию разума дает направление развития, которое определяется религиозным посылом - "не навреди". Отсюда и необходимость утверждения во взаимоотношениях с людьми нравственности. Предлагаю ознакомиться: "Просто о сложном". http://proza.ru/2022/05/28/1283, http://proza.ru/2021/11/07/1590.

Но рассуждения интересны. Зеленая.

С уважением, Виктор Павлов.

Виктор Павлов 4   02.06.2022 13:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!

Не слишком ли..."

Не слишком, потому что у человека есть мозг и творческие способности. Они могут ускорить эволюцию в тысячи и больше раз по сравнению с природной. К примеру, чтобы создать яблоню со сладкими плодами Природе понадобится миллионы лет, а человек может справиться с этой работой за несколько лет. Так и во всем.

Спросите, а куда спешить? В будущее. Мозг так устроен, что если он не работает на развитие, то действует на разрушение. Поэтому ожидание разумным существом милостей от Природы смерти подобно.

С уважением,

Владимир Толок   02.06.2022 20:47   Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир!
Так давайте ускорим процесс - предложим конкретный проект преобразования общества в более творческое, более сознательное. http://proza.ru/2020/09/29/1520,http://proza.ru/2021/03/01/1523.

Виктор Павлов 4   03.06.2022 15:41   Заявить о нарушении