Семь невест из Прохоровки-2

В НАЧАЛО http://proza.ru/2021/03/09/1508
Благодаря стараниям Стеши, второго ребёнка Мыланька в роддоме родила, а не дома. Заранее за ней приехали и в больницу забрали. Снова девочка родилась. Машей Мыланька её назвала. Стеша надеялась, что теперь Мотю она сможет удочерить, но Мыланька не соглашалась, но и забирать её у Стеши не забирала.   
К тому времени на радость Стеше в деревне детский сад открыли, и пошла она туда работать в ясельную группу. Работает целый день и не волнуется за Мотю потому, что Мотя у неё на виду всё время. Сравнивает её Стеша с другими детками, те тоже хорошенькие, но Мотя самая лучшая и, как казалось ей, самая умненькая.   Вместе с Мотей Стеша из ясельной в садиковскую группа перешла, а потом и вовсе пришла пора с садиком расставаться,  Мотя в школу пошла, а Стеша в поликлинику вернулась. Стала Стеша вновь ходить патронажной сестрой к роженицам и следить за малышами. Первой пришла к  Мыланьке. Та только родила. Это был у Мыланьки четвёртый ребёнок, и как и предыдущие дети, опять девочка. Старшенькой девочке Маше уже шесть исполнилось и она во всём матери помогала. Как не просила Стеша отдать Машу в детский сад, Мыланька отказывалась.
- А кто же мне помогать будет? – говорила она, - Я одна не справлюсь. Вон их сколько у меня…
Вместе с тем, Мыланька в садик отдала  четырёхлетнюю  Мусю и трёхлетку Зою и днём бывала только с одним ребёнком. Но помощь Маши ей была нужна, так как  на очереди была уже следующая шестая дочка.
А Стеша не могла нарадоваться. Как же хороша её Мотя! И красавица, и умница, лучше всех в классе учится. Стеша с ней, конечно, занимается, но и природные данные у Моти тоже есть. Лучше всех читает, лучше всех пишет её Мотя. Её? Конечно, её! Но как же волнует этот вопрос Стешу! И как она боится однажды услышать от Мыланьки требование вернуть девочку назад! Не пережить Стеше такого. Она уже заранее придумывает план, куда уехать и где спрятаться от Мыланьки.  На этот  случай Стеша и деньги начала копить, каждый месяц откладывая от зарплаты. Специальную копилку соорудила для этого. Такого изобретения ни у кого нет. Стеша приспособила старую кастрюлю, накрыла её деревянной крышкой с прорезью и закопала у себя в сенях. Кидает туда денежку, а достать нельзя оттуда,  для этого потребуется кастрюлю из земли доставать. И это она сделает, если бежать от Мыланьки придётся. 
Но Мыланьке было не до Моти. Ещё бы! Каждый год по новой дочке у неё появлялось.  А из Маши вышла хорошая помощница. К семи годам девочка умела делать всё по уходу за детьми, да и вся женская работа ложилась не неё.  Из-за этого Мыланька её и в школу не отпустила.
Но  удержала от школы только на год, пришли из сельсовета и предупредили, что заберут у неё Машу, если она её в школу не отпустит. Пришлось Мыланьке смириться.
Начальных школ было две в Прохоровке и в обеих учеников было мало, преподавали одновременно в 1-м и в 3-м классах и во 2-м и 4-м. Получилось, что две Мыланькины дочки Мотя и Маша учились в первом и третьем классах у одного учителя. Мотя, которая была лучшей ученицей с первых дней и Маша – отстающая от всех. Между собой девочки дружили и по предложению Стеши, Маша стала ходить к Моте делать уроки. Это немного исправило ситуацию, но не на много.  Учёба Маше давалась с трудом. В 4-м классе её оставили на второй год, и тут-то её и догнала Муся, которая хотя отличной учёбой не отличалась, но и двоечницей не была.
Зато Мотя так и продолжала быть лучшей в классе. Она хотела после школы выучиться на учительницу и потому старалась. Школа в Прохоровке была семилеткой и после 7-го класса надо было решать, где продолжать учёбу. Можно перейти в 8-й класс и закончить 10 классов в районной средней школе, а можно поступить в училище или техникум. Выбрали педагогическое училище. Ведь учительницей можно быть и после училища.

Стеша не сомневалась в успехе своей подопечной. Собрали все документы и поехали. Педучилище находилось далеко от Прохоровки, в городе Азове. Надо ехать сначала до Ростова-на-Дону, а от Ростова ещё столько же. Это и время и  расходы большие, решили документы  отвезти в канун вступительных экзаменов, чтобы сэкономить на проезде.
Но лучше было бы, если бы сдали они документы заранее. Оказалось, что документы принимали лишь у тех, кто положительно прошёл музыкальный отбор. Каждый абитуриент  должен спеть любую песню, а специальная комиссия   прослушивала и давала  рекомендации приёмной комиссии о приёме документов или отказе.
Не получила Мотя положительный отзыв от комиссии за своё пение, не приняли у неё документы на поступление. Расстроилась  Стеша, ну кому же учиться в этом училище, если не Моте, у которой все пятёрки в Свидетельстве за семь классов? Пошла к завучу, но та только руками развела, мол не положено. Училище готовит учителей начальных классов для сельских школ, а там надо вести все предметы, включая и пение и рисование, и физкультуру.
На обратной дороге в Ростове остановились. Там тётя Стешина живёт, приняла их на несколько дней. В Ростове тоже есть педучилище, но готовит оно не учителей, а воспитателей детских садов. Поехали туда. Не приняли документы, опоздали. Остаётся одно: кончать 10 классов. Но десятилетка только в районном центре, а туда каждый день не получится ездить. Попробовали поискать училище, где ещё принимают документы. Нашли. Причём, приняли без экзаменов и общежитие дали сразу. А кого готовит это училище ни Стеша, ни Мотя так и не поняли, какое-то загадочное название специальности – фрезеровщица. Красиво звучит.
Домой Стеша вернулась без Моти.
А Мотя начала постигать рабочую специальность.  Четыре дня в неделю теория, два дня практика на заводе и один день выходной. Съездить в Прохоровку и вернуться оттуда за один день не получалось, поэтому Стеша сама ездила к своей подопечной. Стеша уже не волновалась о том, что Мыланька заберёт у неё Мотю. Выросла девочка и сама будет решать с кем быть и кого мамой считать. Да и никакого интереса Мыланька к Моте не испытывала, ей и других детей хватает. 
Теория в училище Моте давалась легко, она с удовольствием ходила на занятие  в училище, а вот с практикой  на заводе было сложно. Завод оборонный, один из лучших в стране, многие стремились туда попасть на работу, а у Моти не получалось.  Она поняла, что фрезеровщик из неё не получится, долгое время боялась даже подступиться к станку. Тем не менее, бросить учёбу в училище она долго не решалась, ведь столько уже потрачено денег на её учёбу и поездки в Ростов! А когда на втором курсе, посоветовавшись со Стешей, решилась, ей неожиданно заменили практику на заводе работой в учебной части. Она помогала заместителю директора оформлять различные бумаги. Быстро освоила печатающую машинку, печатала различные документы и списки групп и учащихся. Такая работа  ей нравилось, а замдиректора пообещал  после окончания училища  принять её на работу в учебную часть.
Мотя перешла на последний курс, когда в это же училище поступили Маша и Муся.  Но у них было всё наоборот: проблемы с теорией и всё отлично с практикой. С первых дней практики им объявляли благодарность на линейке в училище. 
Однажды в канун Дня Победы, группу в которой учились Маша и Муся, повели в военный госпиталь на встречу с ветеранами  Великой Отечественной войны. Вернулись они оттуда и рассказали Моте, что встретили там странного мужчину-инвалида. Он был без ног и ездил на деревяшке с колёсиками. Но не это было странным, тогда в послевоенное время таких  инвалидов было много. Странно было в его поведении, когда он узнал, что девчонки из Прохоровки.
Его все называли Прохор. А Маша, услышав это имя, подошла к нему и сказала:
- Дядя Прохор, мы с вами почти тёзки.
- Как это, - не понял инвалид.
- Вы Прохор, а мы с сестрой из Прохоровки,. Вот и выходит, что почти тёзки.
- Я не из Прохоровки, - поспешил сказать мужчина и как-то быстро удалился на своей деревяшке.
Маша и Муся хотели ещё с ним поговорить, задать вопросы о войне, но Прохор исчез.
- Жалко, сказала Муся Маше, он мог бы интересно рассказать, нам ведь надо написать рассказ о фронтовике.
- Да жаль, - согласилась Маша,  - не надо было мне шутить про то, что мы тёзки.
Но к концу посещения Прохор их сам нашёл.
. Так говорите, из Прохоровки вы?
- Да, наша деревня называется Прохоровка, - подтвердили девчонки.
- А там в Прохоровке Стеша живёт, в больнице раньше работала, знаете её? – спросил.
- Конечно! Она и сейчас в больнице работает медсестрой. Она недалеко от нас живёт.
- За кого же она замуж вышла? – поинтересовался.
- Так она и не выходила замуж, - ответили девчонки, - всё своего Игната ждала, да так и не дождалась.
- Игната ждала? – удивился странный мужчина, - а ребёнок у неё был…
- Так то Мотя была, сестра наша самая старшая! Она у тёти Стеши жила.
- Может быть вы не про ту Стешу говорите? – спросил и ждать ответа не стал, укатил на своей деревяшке.  Отъехал Прохор подальше, остановился в укромном уголке, чтоб никто не видел и вытер свои вдруг помокревшие глаза. Растревожили его девчонки.
«Эх, война, что же ты наделала, проклятая? Инвалидом сделала, с женой разлучила…» - думал Прохор. Да и не Прохор он вовсе. Игнатом звали.  Это потом, в доме для инвалидов он назвался Прохором. Боялся, что любимая Стеша отыщет его и увидит каким уродцем стал.
Продолжение http://proza.ru/2022/12/06/11


Рецензии
Спасибо, дорогая Алевтина!
Как интересно, вероятно, у
Ваших героев впереди всё непросто.
С уважением и теплом,

Эльвира Гусева   23.12.2022 19:21     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, дорогая Эльвира!
Порадовали Вы меня

Алевтина Крепинская   24.12.2022 03:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.