Палладиум Российской империи
Она гармонично довершила архитектурную композицию площади, заняв место между Зимним дворцом и Аркой Главного штаба, посвящённой победе в Отечественной войне 1812 года.
Однако историческое значение и символика этого памятника выходит далеко за пределы этой великой победы, превращая его в символ исторического пути России.
Истоки этого пути выражены в словах, которые воплощает фигура ангела, указывающего правой рукой на крест: "Сим победиши"*. Россия будучи наследницей Византии, явилась наследницей этих пророческих слов, увиденных Константином Великим начертанными на небесах рядом с крестом.
Героическое и славное продолжение этого пути - победа над Наполеоном, покорившим Европу и устраивавшим конюшни из храмов побеждённых столиц во время пребывания в них его кавалерии.
Наконец, настоящее и будущее этого пути виделось многим современникам воздвижения этой колонны в триаде «православие, самодержавие, народность».
За год до тожественного открытия этого столпа в общественном сознании окончательно сформировалась эта триада, выразителем которой стал граф Сергей Семёнович Уваров**.
Эта триада в свою очередь нашла гармоничное выражение в этом памятнике: в его пьедестале, символизирующем народность (у пьедестала собирался народ), в гранитном монолите колонны, симолизирующей самодержавие (незыблемую государственную власть), и в скульптуре ангела, указывающего на крест, символизирующий православие, воспринятое от христианской Византии. (Поэтому и крест четырёхконечный, по образу византийского (корсунского) креста).
Черты юного императора Александра, которого его ближнии называли между собой «наш ангел», и идеализированные черты юной крестьянки соединились в одухотвореном лике Ангела, держащего крест. Так единство триады «православие, самодержавие и народность» нашло своё идеальное воплощение в лице ангела.
Церемония открытия памятника сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором преклонив колени, принимало участие стотысячное русское войско. Сам император Николай Первый вместе с дипломатическим корпусом тоже стоял на коленях.
Всё это позволяет видеть в Александровской колонне Палладиум Российской империи девятнадцатого столетия.
И ещё одно интересное наблюдение. В фигуре ангела есть что-то от корабля. Крест как мачта, голова ангела, склонённая вперёд, как фигура на носу галеона, а изогнутая дугой рука как надувшийся парус. Как-никак Санкт-Петербург это морская столица России. Кроме того корабль это символ церкви и государства.
-------------
* «Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль — сим победиши» - название и характеризация проекта скульптуры, избранного к исполенению. Эта мысль, точнее откровение было явлено Константину Великому. Вот как его описывает Евсевий Кесарийский:
«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: "Сим победиши". Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре принял христианство.»
(Евсевий Кесарийский «О жизни Константина»)
** «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная Вера.
2) Самодержавие.
3) Народность.»
(С.С. Уваров «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года)
Свидетельство о публикации №221031000996