Палладиум Российской империи

Александровская колонна была воздвигнута в центре дворцовой площади Санкт-Петербурга в 1834 году в память о победе Александра I (Благословенного) над Наполеоном.

Она гармонично довершила архитектурную композицию площади, заняв место между Зимним дворцом и  Аркой Главного штаба,  посвящённой победе в Отечественной войне 1812 года.
 
Однако  историческое значение  и символика этого памятника  выходит далеко за пределы этой великой победы, превращая его в символ исторического пути России.

Истоки этого пути выражены в словах, которые воплощает фигура ангела, указывающего правой рукой на крест: "Сим победиши"*. Россия будучи наследницей Византии,  явилась наследницей  этих пророческих слов, увиденных Константином Великим начертанными на небесах рядом с крестом.

Героическое и славное продолжение этого пути - победа над Наполеоном, покорившим  Европу и устраивавшим конюшни из храмов побеждённых столиц во время пребывания в них его кавалерии.

Наконец, настоящее и будущее этого пути виделось многим современникам воздвижения этой колонны  в триаде  «православие, самодержавие, народность».

За год до тожественного открытия этого столпа в общественном сознании окончательно сформировалась эта триада, выразителем которой стал граф Сергей Семёнович Уваров**. 

Эта триада в свою очередь нашла гармоничное выражение в этом памятнике: в  его пьедестале, символизирующем народность (у пьедестала собирался народ), в гранитном монолите колонны, симолизирующей самодержавие (незыблемую  государственную власть), и в скульптуре ангела, указывающего на крест, символизирующий православие, воспринятое от христианской Византии. (Поэтому и крест четырёхконечный, по образу византийского (корсунского) креста).

Черты юного императора Александра, которого его ближнии называли между собой «наш ангел»,  и идеализированные черты юной крестьянки соединились  в  одухотвореном лике Ангела, держащего крест. Так единство триады «православие, самодержавие и народность» нашло своё идеальное воплощение в лице ангела.

Церемония открытия памятника сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором преклонив колени, принимало участие  стотысячное русское войско. Сам  император Николай Первый вместе с дипломатическим корпусом  тоже стоял на коленях.

Всё это позволяет видеть в Александровской колонне Палладиум Российской империи девятнадцатого столетия.

И ещё одно интересное наблюдение. В  фигуре ангела есть что-то от корабля. Крест как мачта, голова ангела, склонённая вперёд,  как  фигура на носу галеона, а  изогнутая дугой рука как надувшийся парус. Как-никак Санкт-Петербург это морская столица России. Кроме того корабль это символ церкви и государства.


-------------
* «Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль — сим победиши» - название и характеризация проекта скульптуры, избранного к исполенению. Эта мысль, точнее откровение было явлено  Константину Великому. Вот как его описывает Евсевий Кесарийский:

 «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: "Сим победиши". Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре принял христианство.»
 (Евсевий Кесарийский «О жизни Константина»)

** «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:

1) Православная Вера.
2) Самодержавие.
3) Народность.»

(С.С. Уваров «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года)


Рецензии