Философия смысла языка бывшего до Вавилонского
----
Человек, зная истинное имя вещи, мог ею управлять. Именно поэтому люди старались скрывать свои истинные имена, а истинный язык стал тайной, доступной только избранным.
А индейцы, как мы знаем, действительно скрывали свои настоящие имена, пользуясь прозвищами. Беря что-то в долг, индеец оставлял в залог свое имя.
"Человек живет с предметами так, как их преподносит ему язык". Если в нашем языке нет понятия для чего-то, то этого чего-то нет и в нашей действительности. "Как ни одно понятие невозможно без языка, так без него для нашей души не существует ни одного предмета, потому что даже любой внешний предмет для нее обретает полноту реальности только через посредство понятия"
Например, у эскимосов существуют множество названий для определения снега: мокрый снег, липкий снег, снег хлопьями, падающий снег, мелкий снег и тд. Потому что это очень важно, порой их жизнь может зависеть от того, какой на льду снег. Зато в их языке нет такого множества названий для цветов
На языке хопи нельзя сказать "лето жаркое", потому что лето не "есть", оно "сейчас" или "недавно", это понятие времени, а не предмета
В языке хопи - так же, как и в их мышлении - отсутствуют времена глаголов и соответственно нет понятия времени как чего-то реально существующего. В нем нет ничего похожего на подлежащее и сказуемое, как в индоевропейских языках, и поэтому в их мышлении отсутствовала присущая этим языкам причинно-временная связь. В языке хопи и в их образе мыслей все навечно скреплено в одном всеобъемлющем взаимоотношении, представлявшем из себя выкристаллизованную структуру пространственно-временных событий, которая существует просто потому, что была как таковая
Если язык действительно определяет восприятие реальности, то тот, кто контролирует язык, контролирует и восприятие реальности. Если язык можно контролировать, то он может стать орудием ограничения мышления в руках любого деспота. Это нашло свое отражение в романе Джорджа Оруэлла "1984". Новояз создан так, чтобы определенные мысли на нем нельзя было помыслить. Но новояз был распространен только среди партийных работников, обычные люди пользовались обычным языком. По мнению лингвистов Оруэлл ошибался - язык нельзя контролировать до такой степени, он развивается стихийно
Например в романе Самюэла Дилени "Вавилон-17" описан язык, в котором нет понятия "я". Человек, говорящий на этом языке не воспринимает себя как личность, у него нет инстинкта самосохранения, его можно использовать как подрывника-камикадзе без его ведома.
Спрэг Де Камп в своем эссе "Язык для путешественников во времени". Он говорит о постоянном укорачивании слов и предложений для передачи большего количества информации за тот же отрезок времени. Язык становится более компактным, но менее гибким, говорящим приходится догадываться о большинстве невысказанных слов, неправильная догадка ведет к сбою в коммуникации между двумя говорящими.
Кэролин Черри, описала контакт людей с разумными инсектоидами. Это раса, у которой совершенно другое понятие о смерти, поскольку семья (курган) это единый коллективный разум, единая память, которую отдельные особи передают из поколения в поколение. Смерть здесь будет означать смерть всего кургана, всей семьи, уничтожение памяти, хранящейся тысячелетиями. Это слишком страшно, чтобы об этом думать. С другой стороны жизнь отдельной особи не значит ничего. Особи запросто приносятся в жертву. В процессе контакта с людьми, инсектоиды восприняли идею самоценности отдельной особи и понятие индивидуальной смерти. Это потрясло их настолько, что они создали эликсир бессмертия для людей.
Свидетельство о публикации №221031101007