Париж, Париж, последний день 2

      От Луксорского обелиска по мосту Конкорд мы переходим на другую сторону Сены. Мост соединяет набережную Тюильри и площадь Согласия на правом  берегу с набережной д’Орсе и Бурбонским дворцом на левом берегу. Перед нами дворец с колоннами и портиком. Он мне показался тяжеловесным и помпезным зданием. Ничего особенного я в нем не увидел. Его выделяет лишь  то, что в нем в наше время заседает Национальное собрание -  нижняя палата парламента Франции.
      По набережным Сены (д’Орсе и Бранли) мы добираемся до Эйфелевой башни - цели нашего пешего похода. Башня находится на Марсовом поле напротив Йенского моста через реку Сену.
      Издалека башня кажется не такой уж большой, но вблизи она впечатляет. Огромная и большая. У башни много народа. Все движутся, снуют, куда то идут. У ног башни огромный хвост людей, жаждущих попасть на башню. Это очередь на лифты, поднимающие людей на первый и второй ярусы башни. Мы смотрим на этот хвост, я направляюсь к одному из них. Но сын воспротивился стоять в очереди. Давай, говорит, пойдем пешком, по лестницам вверх. И деньги сэкономим. Оказывается входной билет в башню без лифта стоит дешевле чем подъем на лифте почти в два раза. Тоже мне эконом нашелся. А у меня ноги болят. И вообще куда топать на башню в моем преклонном возрасте. Но Юра меня уговаривает. И основной его аргумент: «Этот подъем ты будешь помнить всю жизнь, а на лифте забудешь сразу же». Кроме того для входа на башню по лестнице существует отдельная касса и там нет народа. Я подумал и решился пойти пешком. Платим за вход. Подходим к лестнице и начинаем подъем. Идем. Неплохо. К моему удивлению я не уставши поднимаюсь на первый уровень. А это высота 57 метров. Почти 20-ти этажный дом. Соображаю почему так произошло. И вспоминаю как идут лестницы на башню. Они идут вдоль периметра башни. Лестницы не крутые и через каждые 10 ступеней небольшая горизонтальная площадка. Есть площадки и побольше. Там можно передохнуть. И по мере подъема перед тобой постепенно раскрывается панорама города. Медленно  поднимается горизонт и взору предстают все новые и новые виды Парижа. На первом уровне обходим башню, любуемся Парижем. А он уже знакомый нам. То и дело мы замечаем знакомые нам места. Фотографируем, много фотографируем. Сверху многое смотрится совершенно по другому. Раскрывается перспектива, перед тобой четкий рисунок города, его улиц, площадей, парков и садов. Между прочим, любой город с высоты виден по другому, чем мы его видим с земли. Вот почему путешественник стремится всегда попасть на смотровую площадку, на башню, высотный дом, колокольню. Обошли и двинулись дальше. Нам предстояло забраться на высоту в 115 метров. Т.е. преодолеть еще такое же расстояние, что мы прошли до этого. Двинулись в путь. Здесь идти потяжелее. По-моему лестница стала покруче, а может быть устал я. Но до второго уровня дошли. Здесь уже полноценная смотровая площадка. Мы еще раз любуемся Парижем и стремимся к лифтам, которые поднимают людей на самый высокий уровень. Лестницы между вторым уровнем и третьим закрыты. Там люди больше не поднимаются. Причины две - самоубийства и ветхость лестниц. И самое интересное - за подъем на лифте со второго уровня на третий нужно платить денюжку. И в итоге мы вдвоем сэкономили всего около 12 евро. Но были довольны, все же сэкономили. И прав был Юра, я на всю жизнь запомнил этот «героический» подъем на башню. В лифте поднимаемся на третий уровень. Очень интересно. Во-первых, великолепный обзор, правда, которому несколько мешает решётка, накрывающая площадку как купол. И фотографировать приходилось выставляя аппарат в ячейки решётки. Решетку поставили для предотвращения самоубийств. На площадке есть бар, есть фотографии панорамы города. Установлены стенды с нанесенными на них расстояниями до разных столиц и крупных городов мира. Мы нашли на этих стендах расстояние до Москвы - 2495 км и Петербурга - 2169 км. Обратно спускаемся на лифте на второй уровень. И уже спокойно, с легкостью идем вниз. Попутно подробнее рассматриваем саму башню, ее структуру , ее ажурное переплетение металлических конструкций. Само по себе это зрелище интересно и поучительно. Спускаемся с башки на грешную землю. На Марсово поле.
      Впереди нас еще ждут несколько достопримечательных мест, некоторые из которые мы хотели посетить, а некоторые просто попались на нашем пути. Не обходится без приключений. Только вышли из башни как моему спутнику понадобилось в богоугодное заведение.  Смотрим вокруг на Марсовом поле ничего подобного нет. Но вижу мужики скрываются в кустах, явно не нюхать цветы, а скорее всего удобряют там эти кустики. Мой не захотел идти туда. Где-то на краю поля находим подземный туалет. Заходим. Ужас. Маленькое тесное помещение. Несколько кабинок у которых толпа женщин. И тут же за низенькой перегородкой находятся, да извинит меня мой читатель, писсуары. Мужик стоит спиной и верхняя часть тела видна. Прикрыта только пятая точка. Ну прямо все на виду. Но все спокойно делают свои дела. И уходят в никуда, больше никогда не видя друг друга. Для нас довольно таки непривычная обстановка. Но с честью справляемся с трудностями, уходим, оставляя 50 центов с человека в этом убогом учреждении.
      Куда идти дальше? Я нацелился на дом Инвалидов, на его собор, где находится усыпальница Наполеона I. Быть в Париже и не посетить его могилу, по крайней мере не вежливо. Великий был человек. И это не смотря на его поход в Россию. Этот поход был его грандиозной ошибкой. Но для Франции и мира он сделал очень много полезного. Он закрепил завоевания Французской революции, создал экономические, политические и юридические предпосылки для развития капитализма в Европе. После Наполеона не могло быть и речи о реставрации феодальных порядков в Европе. Как ни странно именно он дал толчок к объединению Германии и Италии. В общем я хотел попасть в собор при доме Инвалидов. Юра неохотно пошел со мной. Он не любитель посещать места захоронения. Хотя кто это любит. До собора Святого Людовика рукой подать, меньше двух километров. Уговариваю Юру, идем. На мое горе в доме Инвалидов расположился музей Армии с большой коллекцией оружия и доспехов от древних времен до 17 века. Я не знал, что мой спутник интересуется оружием
и доспехами средневековья. Я никогда не наблюдал его интереса к армии и вооружениям. А здесь его глаза загорелись и он помчался осматривать эту экспозицию. Экспозиция огромная. Много залов. Он не пропускает ни одного выставленного экземпляра. Я жутко устал. И нигде нет дивов или скамеек для отдыха. Не знаю почему так. В общем я нашел стульчик на котором, наверное, сидит смотритель, присел на него и стал отдыхать, пока «ребенок» бегал по музею. Экспозиция, конечно, очень интересная. Я тоже посмотрел немного. Был в восторге. Хотя уже далеко не мальчик.
      Советую идти туда с мальчиками и юношами. Завораживающее зрелище. Тут тебе и рыцари в полном защитном одеянии на конях. И витрины со стоящими там рыцарями в доспехах разных стран и веков. Представлено холодное оружие. В общем есть на что поглазеть. Посмотрели мы и вооружение 18-19 века, но это уже эпоха более близкая нам и не вызвавшая особого восторга.
      Мы посмотрели музей и все же пошли в собор дома Инвалидов. Входим в собор. В центре собора, под куполом находится огромный саркофаг из красного карельского камня, говорят он 4 метра в длину, 2 метра в ширину и 5 метров высотой. Я, правда, не измерял его. Стоит он на высоком постаменте из зеленого камня. На саркофаге и крышке украшения в виде лавровых венцов, а вокруг, на мраморном полу золотом изложены названия великих побед Наполеона. Чтобы их прочесть нужно наклониться, это была задумка архитектора – поклон императору. Но кроме поклона нужно еще знать французский язык. А в наше время немногие его знают. Так что надписи остались не прочтенными.  Саркофаг окружают  богини победы, а в круговом коридоре размещены барельефы, олицетворяющие основные события из жизни Наполеона. Обхожу саркофаг. Все же побежденный, изгнанный и плененный Бонапарт вернулся с триумфом на родину, в Париж, во Францию. И признал его величие и вернул его на родину никто другой, как представитель древней королевской династии. Признал его заслуги и он и народ.
     В соборе есть еще и другие захоронения. В частности захоронения братьев Наполеона и его сына. Сына, которому не суждено было стать императором, наследником великого отца. Окружение воцарившихся Бурбонов вместе с монархами других стран сделало все, чтобы он не царствовал.
     Покидаем собор. Выходим на улицу и собираемся выйти на площадь Инвалидов, а оттуда пойти домой. Но нам на глаза попадается дом-музей Родена. Ну и как не зайти в гости к столь известному скульптору. Я сопротивляюсь - устал. Но Юра тянет меня в музей. И действительно там есть что посмотреть и есть где отдохнуть.  При доме расположен большой, прекрасный  сад. Много зелени по среди которой установлены скульптуры Родена. Вот известная скульптура «Мыслитель», окруженная тисами и розами. Много раз я видел ее фотографии. Но здесь увидел воочию. Мыслитель, могучий, мускулистый, с усталым лицом, погруженный в свои мысли, сидит на камне после выполнения какой то тяжелой физической работы. О чем он думает? О своей ли тяжелой жизни, о судьбах близких ему людей или о судьбах родины. Или, быть может, он обдумывает какую то философскую идею. Об этом можно только догадываться. 
      Обходим музей с его многочисленными скульптурами. Невозможно просмотреть все скульптуры. На это понадобилось бы много времени. У каждой нужно постоять, рассмотреть, осмыслить. Надолго с Юрой мы   лишь останавливаемся возле скульптуры «Поцелуй». Изящная, молодая пара. Красота и любовь, в этом весь смысл скульптуры. Мы долго стояли возле нее, рассматривая в деталях эту небольшую, но столь привлекательную композицию. Осмотрев скульптуры вновь выходим в сад. Я уже без ног, без сил. Вижу в саду стоят шезлонги. Люди сидят на них, а кое -  кто  прилег   и  отдыхает после экскурсии по музею. Прилег и я. Перелистываю путеводитель по музею. Меня  Юра  снимает  и  сам  тоже  отдыхает. Чуть - чуть  отдохнув,  мы  с сожалением уходим из музея. На посещение такого музея надо специально выделить день, чтобы подробнее, с перерывами на отдых в саду рассмотреть музей, где хранятся бесчисленные работы Родена и других художников и скульпторов.
      Наш путь лежит на площадь Инвалидов. Это огромная площадь между Домом инвалидов и Сеной. Часть площади засеяна травой аккуратно постриженной. На этих лужайках парижане собираются на пикники или дружеские встречи. Эта травянистая часть площади окружена деревьями под которыми, на установленных там лавочках, можно отдыхать. Вот на одну из таких лавочек мы и сели. Поели нашими скромными запасами, которые я успел прихватить с собой утром. Мы ушли из гостиницы рано. А пришли  сюда на площадь уже в пятом часу. И ничего не ели. Поели, отдохнули. Посмотрели на мост Александра III. И пошли по набережной вдоль Сены в сторону Лувра. На пути встретилось нам огромное здание бывшего железнодорожного вокзала. В нем теперь размещается музей д’Орсе. Там размещены картины художников - импрессионистов и других художников второй половины 19 века и начала 20 века. Юра хотел и туда пойти. Но к моему счастью и его разочарованию в музей стояла огромная очередь чуть ли не опоясывающая весь музей. От стояния в этой очереди мы отказались. Пешком мимо Лувра и оперного театра возвращаемся к себе в гостиницу, ужинаем чем Бог послал и замертво валимся спать. На следующий день мы покидали Париж, город полюбившийся мне.


Рецензии