Гуляй, Масленица!

    Широкая, разгульная, веселая, честная… все это Масленица, «касаточка», «целовальница», «объедуха» как ее ласково называли в народе.
    Из воспоминаний современников: «Масленица... Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи».
   Праздник масленицы веселый, сытный, шумный, с игрищами, состязаниями, ряженьем, катанием на лошадях был очень популярен и любим повсеместно. В народе говорили, что тот, кто не веселится на Масленицу «будет жить в горькой беде и жизнь худо кончит». Поэтому к празднику готовились заранее. Обязательно проводили тщательную уборку жилища, избавлялись от всего старого и ненужного. Мусор сжигали или выметали за ворота, продумывали угощения, договаривались, кто и в какой день масленичной недели придет в гости.
   Каждый день масленичной недели имел свое название: встреча, заигрыш, лакомка, широкий, тёщины вечёрки, золовкины посиделки, прощеное воскресенье и предписывал мирянам как его правильно прожить. 
   Встречали Масленицу чествующими, величальными песнями, хороводами, которые часто соединяли с закличками и, конечно же, блинами. У каждой хозяйки по традиции был свой особенный рецепт блинов, который передавался из поколения в поколение. Первый блин всегда пекли за упокой. Его либо отдавали нищим, помянуть усопших, либо клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами. Ели с утра и до вечера, чередуя с другими блюдами. По мнению ученых в этом был тайный смысл.  Крестьяне, веря в магию первого дня, верили что также сыты они будут весь год.
Со второго дня Масленицы начинались массовые гулянья. На площадях возводились балаганы, строились ледяные горы. Народ смотрел представления фокусников, клоунов, акробатов. С удовольствием катались на карусели с деревянными лошадками.
Масленица была единственным временем в году, когда поощрялось объедание, бражничество и даже драки. Кулачные бои были особо любимы и почитаемы на орловщине. Но символом Масленицы традиционно считалось чучело из соломы, обряженное в женские одежды.  Чучело Масленицы сажали в сани и возили по деревням в сопровождении ряженых парней и девушек с шутками, песнями, шумом и смехом. Упряжи украшали лентами. Такой кортеж останавливался перед каждым домом, участники исполняли Масленичные песни. Хозяева угощали за это гостей, чаще всего блинами.
Бывало и такое, что смеха ради вместо Масленицы наряжали мужиков. На сани сажали мужика или мальчишку с поддельной бородой, давали ему гребень, донце, намычки и заставляли его прясть, а бабы и мальчишки возили его по всей деревне. Бывало и так: на верхнее колесо (оно особым образом закреплялось на шесте установленном на санях) сажали мужика, наряженного в белую женскую рубашку, набитую соломой. Это придавало мужику еще большей дородности. Рубашку не подпоясывали, на голову одевали шапку или колпак. На плечах соломенные эполеты, около шеи за спину повешены соломенные кисти. Обязательно старались подчеркнуть безобразные черты. Зачем спросите Вы? А чтобы вызвать смех. Смех имел важное ритуальное значение. По народным поверьям, он являлся признаком жизни, по которому можно отличить живого от мертвеца.
В первые дни масленичной недели взрослые занимались работами и присоединялись к детям только под вечер. С середины недели работы прекращались, и все вокруг погружалось в безудержное веселье и разгул.
    Непременным атрибутом Масленичных гуляний, особенно в последние два дня были всевозможные катания: с гор на санях огромной толпой (до двадцати человек на одни сани), на тулупе, на лошадях вокруг деревни.  Гора была местом встреч для молодежи, которая еще не обзавелась семьей. В старину холостяков высмеивали и порицали, а на Масленицу молодым людям снова напоминали, что пора бы жениться. Парень, скативший на коленях девушку с горы, имел право прилюдно поцеловать ее. Не считалось предосудительным, когда парень скатывался с горы сразу с двумя девицами — по одной на каждом колене.
      Главными действующими лицами на Масленицу были молодожены. Существовало множество обрядов, посвещенных чествованию молодоженов. Бытовал в Кромском и Болховском уездах ритуал «окатывания» или «обкатывания». При «обкатывании» молодых использовались борона и плуг. Участники обряда приходили к молодоженам в дом и предлагали прокатиться. Молодой звал всех к столу. Если угощали хорошо, молодых катали по деревне на санях и восхваляли их, в противном случае сажали на борону. Был и еще один ритуал. Молодоженов подводили друг к другу, иногда несколько пар. Спрашивали поочередно у мужа и жены: - твоя? – моя!,  - твой? – мой! После чего запевали «Многие лета!», молодежь танцевала, а старики, сидевшие неподалеку, наблюдали за молодыми и «лузгали» семечки.
Не обходили стороной и дворы супружеских пар, «окатывали» и их – катали в снегу, поздравляли и устраивали в домах «молодоженов» пышные блинные праздники.
Во все дни на масленицу пели веселые, лирические песни. Особой популярностью в эти дни пользовались песни о молодой женщине, жившей вдали от дома, которая совсем недавно вышла замуж.

Давно я у батюшки не была,
Что моя дорожка муражком поросла,
К батюшке пойду, муражок потопчу,
Калинушку малинушку поломаю.
Это было связано с тем,  что молодожены, обвенчавшиеся незадолго до масленицы, не посещали родственников жены до этого праздника. В среду, четверг Масленичной недели они приезжали к родителям жены и оставались на ночь, а утром начинали обходить родных. Это был своеобразный «выход в свет» для молодой пары.
   Кульминацией праздничной недели были проводы Масленицы. В последний день праздника, Прощеное воскресенье, ее хоронили, разрывали на части или сжигали. Сжигание сопровождалось процессией из ряженых с  шумом, гамом, дикой   музыкой, выкриками, приплясываниями и кривлянием. Так прогоняли злое, враждебное человеку начало – зиму, смерть. Смех же утверждал жизнь. Нередко можно было слышать шквал непристойных шуток и брани в адрес Масленицы. В этот день было принято ездить на кладбище, просить прощения, кланяться праху родных. После чего ходили по домам, прощаясь друг с другом. Это было связано с поверьем о возможном наступлении конца света. Пришедший просить прощения, становился на колени около дверей и обращался к хозяевам: «Простите меня всем вашим семейством, чем вам нагрубил за этот год». Хозяева и все находящиеся тут же отвечали: «Бог простит и мы тут же». За этим следовали объятия, и предлагалось угощение, а через какое то время сами хозяева шли просить прощения.
У молодежи был свой шутливый ритуал. Парни и девушки выстраивались в ряд. Один парень подходит к крайнему справа и говорит: «Прости меня милый (называет имя), в чем я перед тобой согрешил». А в ответ: «Бог простит и я тут же». После этого три раза целовались и прощенный отходил в сторонку, а прощающий проходил весь ряд, затем прощать начинал второй и третий.
    После Масленичных гуляний наступал Великий пост, который до самой Пасхи и Красной Горки прерывал деревенские забавы. В некоторых селениях считалось, что нельзя употреблять недоеденное в праздник: «Самый бедный брезгует куском хлеба, оставшимся с Масленицы, и бросает его или отдает домашним животным». В первую же субботу Поста пекли постные блины, что называлось «тужилкой о Масленице».
Масленица и сегодня всенародно любимый праздник, который отмечают с размахом, праздник, отражающий вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.
А ведь так просто сделать нашу жизнь немного ярче, интересней и радостней, так просто прикоснуться к своим истокам и стать с ними единым целым.

 Более подробно об обычаях и фольклоре можно прочитать Бутримова Ирина Викторовна Календарная обрядовая поэзия Орловского края.


Рецензии