Гримасы судьбы. Часть 36

      
       Ночь после похорон Фатима провела в доме Клавдии и Валентины. Они ушли в дальнюю небольшую комнату без окон, являющуюся кладовкой, закрылись и дружно довылись до изнемождения. Закон Шариата законом, но куда девать русскую кровь, которая требует реализации эмоций? С раннего утра стали готовить подарки от имени почившего. Для этого Валентина сходила на ближайший рынок и закупила много женских платков, пачек с чаем, разменяла крупные деньги на более мелкие, купила и сласти, хотя накануне и сами они наготовили не мало. Узбеки на поминках угощают только чаем в отличие от других национальностей, исповедующих мусульманскую религию. Женщины раскладывали по пакетам подарки от имени почившего для правоверных мусульман: чай, сласти, деньги, для их жён то же, но ещё и платки. Три дня будут приходить с ТАЗИЕЙ (соболезнованиями) посетители. Но по законам Шариата в эти три для любой человек может зайти с соболезнованием не более одного раза!

       Наконец всё было разложено и унесено в дом Абдуллы. Потянулись люди с тазией. Их рассаживали за столы: мужчин и женщин в разных комнатах, поили чаем со сладостями. Читался беспрерывно Коран. Читающие (из гостей) сменяли друг друга. Остальные тихонько вспоминали Абдуллу и, (независимо от того, как к нему относились) произносили только восхвалявшие его слова. За всю жизнь Абдулла никого не обидел. Многие мужчины с их улицы работали в его совхозе, устроившись туда с помощью Абдуллы. Фатима смотрела на всех приходящих с их улицы людей внимательно и испытующе, но ни один из них не подавал виду, что виновен в грехе предательства. Выразив соболезнование(тазию), попив чаю со сладостями, и сказав восхваляющие слова в адрес покойного, гость поднимался и шёл к выходу. В это время Фатима давала ему пакет с подарками (садаку) от имени Абдуллы. Ненадолго заходил и Фархад. Три дня изматывающих приёмов посетителей. Наконец они закончились. По Шариату считается, что это успокаивает скорбь родственников.

       По прошествии трёх дней, когда Фатима снова стала ночевать в своём доме к ней заехал Фархад:
       -Фатима апа! Как дальше думаете жить?
       -Даже не знаю. От страха голова кругом!
       -Я предлагаю Вам своё покровительство, с условием, что Вы продаёте мне бывший дом Ивана. Ваш дом велик для Вас одной, Вы жили с Абдуллой вдвоём, теперь сможете жить с родственницами  втроем, дом то у Вас громадный- места всем хватит: всем по комнате и ещё две комнаты в запасе...
       -Я должна поговорить с сёстрами.
       -Ну, что ж, поговорите, я заеду завтра. Я дам Вам за дом хорошие деньги.

       Пригласив Клаву и Валю к себе, Фатима с места в карьер огорошила их:
       -Ну, сёструшки- подруженьки, вот и суживается наш ареал обитания!
       -Как суживается? Кто ещё покушается на дома? Чуть не хором спросили сёстры.
       -Фархад, друг Абдуллы обещал свою защиту, если мы продадим ему один дом. Он большой начальник с большими связями. Вон как быстро приехала милиция, хоть уже и поздно, а на до мной они только посмеялись. Он разложил мне всё по полочкам: мол, вам втроём хватит дома Абдуллы, комнат много, ещё и останется. А за дом Ивана обещает уплатить хорошую сумму.
Клава и Валя заплакали, за ними разревелась и Фатима.
       -Бедные, одинокие и несчастные мы женщины и некому за нас заступиться- Причитали они. До сыта наплакавшись и нарыдавшись, они подумали хорошенько  и пришли к общему выводу: покровитель нужен, значит придётся продавать дом.

       По телефонному звонку приехал Фархад.
       -Фархад ака, мы поговорили с сёстрами и согласны продать дом.- Сказала в их присутствии Фатима.
       -Я знал, что вы разумные женщины. Сделка состоится через шесть месяцев у нотариуса, а пока я вам отдаю в задаток треть суммы в долларах по нынешнему курсу. И Фархад отсчитал Фатиме сумму, такую же, с учётом инфляции, какую чуть больше года назад отдал за дом Любаше Абдулла.
       -Фархад ака, а Вы не ошиблись с ценой?- Осторожно спросила его Фатима.
       -Всё в порядке, уважаемая, я был другом Абдуллы, теперь буду Вашим другом.

       Снова с плачем перебирались Клавдия с Валентиной из обжитого уже дома Ивана в дом Абдуллы. Кто они теперь? Бесправные приживалки? Фатима уговаривала их долго и увлечённо:
       -Сёстры! Да какие Вы приживалки? Мы все теперь одним миром мазаны- все бабы бобылки! Не плакать надо, а крепче дружить. - А когда успокоила родственниц, спросила:
       -Девочки! А с деньгами что делать будем?
А так как все получали пенсии, решили деньги спрятать на чёрный день в подполе, завернув в несколько полиэтиленовых пакетов и прикопав в земле. Чем дружно и занялись. Через полгода, получив, после оформления купчей, ещё две трети долларов сложили их в тот же пакет.
       Больше их ни кто не трогал. Наоборот, пару раз в неделю приезжал милицейский уазик, и выскакивающий из него опер спрашивал всё ли у них в порядке.

       Любаша звонила в Ташкент часто. Так получилось, что она позвонила за один день до гибели Абдуллы, а потом в последний день тазии.
       -Мы похоронили Абдуллу, Любаша!
       -Как? Почему без меня?-Разрыдалась Любаша.
       -Да, потому, милая доченька, что у мусульман не ждут приезда далеко живущих родственников, хоронят в день смерти!
       -Тётя Фатима, я приеду к вам обязательно, у меня по графику отпуск а августе!
       -Приезжай, дорогая! А пока нам некогда, ухаживаем за пришедшими на поминки.
      
       Когда в августе Любаша приехала в Ташкент одна, она не стала распостраняться  о своих проблемах, у тёток своих было с избытком. Сказала только, что Вадим приболел, простыл среди лета.
       -Милые мои, любимые, что же вы теперь будете делать?
       -Да мы уже всё сделали: продали дом в котором ты родилась, и за это получили покровителя. Нас больше не трогают.

       Мусульманки не имеют права находиться на кладбище в день похорон, но могут приходить позже, но не очень часто. Через неделю после похорон Фатима вместе с сёстрами Каримой (Клавдией) и Вафой (Валентиной) в сопровождении одного  из участвовавщих в похоронах посетили могилу Абдуллы. Почитали Коран, помолились и вернулись обратно. С приездом Любаши съездили на кладбище к Абдулле вторично, теперь уже без провожатого. Ритуал тот же: Фатима читает Коран на арабском языке остальные повторяют за ней прочитанное. Чтение Корана у могилы помогает Абдулле на том свете.

      У русских тоже есть дни, когда нужно посещать кладбище, но они не так строги. Поэтому за время пока Люба гостила у тёток, они все вместе съездили на кладбище к Ивану, Марии и Ванюше три раза- в неделю раз. Вот тут на русском кладбище они не сдерживали себя, плакали и причитали сколько хотели. Русские, проходя мимо могил, которые оплакивали три пожилых мусульманки и одна молодая русская, удивлённо пожимали плечами или оглядывались.

      -Господи,- мысленно обращалась Люба к Богу,- за что ты так со мной поступаешь? Дал мне одного Вадима, а скольких забрал: маму, Ванюшку, папу, отца Вадима, дядю Абдуллу! Да и Вадим то уже не мой, так сосед. Господи! За что такие наказания?
Они приезжали с кладбища вымотанные и в тоже время очищенные и просветлённые.

       Перед самым отъездом Люба спросила:
       -Тётя Фатима, а ты обращалась в органы с просьбой найти убийц дяди Абдуллы?
       -Поначалу хотела, да Фархад отсоветовал. Сказал, что Абдуллу не вернёшь, а по милициям на допросы затаскают, и никого не найдут, себе дороже выйдет- здоровье потеряешь. Я с его доводами согласилась.
       -А сами милиционеры или прокуратура дело не возбуждали, к вам не приходили с вопросами?
       -Нет ни разу никого не было. Фархад говорит, что столько разбоев, что милиция не успевает записывать происшествия. Не то что расследовать.
Люба молча покачала головой:- Странно как то подумала про себя.
 
 
 
   
   
 
 
 
 
      
 
 
 
      
 
 
 


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Надежда!
Похоронили Абдуллу, получили задаток за дом и покровительство... Но пройдёт полгода и что тогда? Отдаст ли остальную сумму, будет ли дальше их покровителем? Посмотрим.

Олег Литвин 2   14.03.2021 12:48     Заявить о нарушении
Олег! Благодарю за прочтение очередной главы! (Читателей всё меньше, видимо, надоела растянутая тягомотина). Видимо, Вы не заметили строчку: по прошествии полугода, после оформления купчей, сёстры получили оставшиеся две трети долларов и прикопали их к уже имеющимся. Рада читателю стоику! С уважением и благодарностью Надежда.

Надежда Мотовилова   14.03.2021 16:46   Заявить о нарушении
Я подумал, что закопали лишь треть суммы... да, как-то про всю сумму недопонял.

Олег Литвин 2   14.03.2021 17:30   Заявить о нарушении
Надежда, вы выкладываете по частям и не каждый день, наверное читателям нужно сигнализировать, что имеется новая часть.

Олег Литвин 2   14.03.2021 17:40   Заявить о нарушении
Во первых я не знаю как сигнализировать, во вторых у меня большие проблемы с глазами, поэтому главки маленькие: надо ведь одновременно придумывать и печатать, быстро устаёт и мозг и глаза. Пишу то я без черновиков, что в голову взбредёт. Часто не знаю сама, что будет в следующей главе. Теперь рулю уже не я, а литературные герои. С уважением Надежда.

Надежда Мотовилова   14.03.2021 18:28   Заявить о нарушении