Второшкольница. Часть 6. Школьный театр ТОР

«ТОР» - Театр Одного Режиссера.

В начале учебного года в 9-ом классе, я увидела около зала на первом этаже объявление о том, что приглашаются актеры в школьный театр. Я пришла на первое собрание. Присутствовали в основном десятиклассники и несколько девятиклассниц. Из нашего класса пришла я одна. Руководитель представился как Леонид Алексеевич Никольский, научный сотрудник Института художественного воспитания Академии Педагогических наук, приятель Гелескула, возраста наших учителей, в больших очках и с выразительным глубоким голосом. Никого он не отбирал, не проверял способностей – взял всех желающих. Для первой постановки им были выбраны пьесы «Несъедобный ужин» Теннеси Уильямса, короткая одноактная пьеса на троих актеров, и современная пьеса Радия Погодина «Трень-брень» из репертуара ТЮЗов (театров юного зрителя). Мне досталась роль Куколки в «Ужине». Мужем Куколки был Женя Юрченко, а престарелой, никому не нужной тетей – Лена Васильева. В «Трени» главную роль независимой девочки Оли играла Лена Арутюнян, а вторым составом Лена Васильева, тетю - Юля Розенфельд, клоуна - Женя Юрченко, я – продавщицу, таксиста - Андрей Цатурян, охотника - Витя Локуциевский, мальчишку – Волынский, пьяного, очень талантливо, Игорь Меджибовский и пр. В труппе были также Ваня Троицкий, Катя Меньшикова, Ира Щепочкина Юра Шабад, Регина Турецкая, Римма Генкина, т.е. желающих играть было много и на почти все роли было два состава, чтоб дать возможность сыграть всем желающим. Может быть не все играли в этих первых спектаклях и пришли к следующим постановкам, а кого-то я могла и забыть упомянуть.

Как мы играли, не могу судить, играли мы старательно, особых талантов среди актеров не наблюдалось, но мы были счастливы. Сама атмосфера театра: умные указания Никольского, его комментарии «из жизни»,  репетиции до темноты, и когда ты на сцене, и  когда ты в темном зале ждешь своего выхода, внимательно следишь за репетицией других сцен, или обсуждаешь с ребятами что-то очень интересное, или бежишь за подкреплением в универмаг «Москва» - там на третьем этаже есть кафетерий и в нем пирог «Невский», как раз на всех хватит, да к нему еще и бутылочка сухого вина... Премьера прошла где-то зимой. На афишах было написано «Школьный театр ТОР» - Театр Одного Режиссера, чем подчеркивалось отсутствие у нас актерских амбиций, что это театр, в котором есть один настоящий режиссер и в качестве артистов много любителей. Конечно, был успех, как во всех школьных спектаклях. После спектакля не хотелось расходиться, шли пешком от школы по Ленинскому проспекту в сторону метро «Октябрьская» большой толпой из артистов и поклонников. Где-то на уровне Калужской заставы толпа разбилась на группы, которые пошли к кому-то дальше продолжать вечер, меня, вот так уж персонально, не позвали. Если бы я пошла со всеми, конечно, никто бы не возражал, но меня не позвали, и я сказала, что мне пора домой, и пошла пешком через железнодорожный мост на другую сторону реки Москвы на Фрунзенскую набережную. Ужасно хотелось быть своей, чтоб без меня никак, чтоб все огорчились, что я не могу пойти со всеми...

Так как состава артистов было два, то и спектаклей было сыграно два раза.

Второй постановкой во втором полугодии была литературно-поэтическая композиция, в которой были стихи российских и советских поэтов от Шерешевского и Зинаиды Гиппиус до Ахматовой (это читала я) и современности. Гвоздем спектакля была поэма Блока «Двенадцать», которую замечательно и страстно читала Юля Розенфельд.

Постепенно сложилась наша околотеатральная компания, в которой я перестала чувствовать себя посторонней, а стала своей, без меня уж как же. Ядро составляли десятиклассники. Из девочек десятиклассниц была только красавица Регина Турецкая, вокруг которой роились поклонники. Из девятых были девочки: Катя Меньшикова,  Лена Васильева, Ира Щепочкина, все из 9 «Б», и я. Собирались чаще у Юры Шабата, его мудрые родители предпочитали видеть, с кем общается их сын на своей территории. Профессор Шабад, папа, и Марианна Цезаревна, мама Юры, были частью нашей компании, а мы были частью их компании, когда в доме появлялись их «взрослые» гости или аспиранты. Мы воодушевленно пели песни Кима, Окуджавы, Дулова, Высоцкого, Матвеевой, Визбора и др. под гитарный аккомпанемент Юры Шабата.

Наш театр одного режиссера продолжал функционировать в прежнем составе ещё один год, вплоть разгона школы, хотя участники были уже не школьниками, а студентами-первокурсниками и второкурсниками. В этот второй год существования театра было поставлено два спектакля, вернее один новогодний капустник и один спектакль по рассказам Чехова

Из театральных впечатлений вне школы: я посещала регулярно спектакли Театра на Малой Бронной, где моя подруга Оля, не поступившая в театральное училище, стала работать секретаршей директора. Ходила я также на репетиции постановки недавно пришедшего в театр режиссера Анатолия Эфроса «Ромео и Джульетты». Оля же потом прошла по конкурсу в Театр Кукол, где стала впоследствии одной из ведущих артисток


Рецензии