Вопрос, на который не могу ответить. Конец

   Он подписывал свои произведения псевдонимами, которых у него было больше 50-ти. И делал это не только из скромности, желая скрыть своё имя, но и продуманно, чтобы развлечь читателя, "нарисовать" улыбку на его лице. Судите сами:Шампанский, Шиллер Шекспирович Гёте, Дяденька, Человек без селезёнки, Юный старец, Брат моего брата, Гайка №6, Гайка № 9, Лаэрт, Крапива...
   Когда Суворин, издатель сочинений писателя, сказал, что не все произведения следует подписывать выдуманными фамилиями, Он стал подписывать псевдонимами только рассказы, а серьёзные творения - Антон Чехов. Но многим Он знаком ещё со школьной скамьи как Антоша Чехонте, также, как хорошо знаком его портрет из  учебника литературы, единственный прижизненный  портрет: сидит в кресле с бархатной спинкой худощавый мужчина в пенсне. Кстати, Чехову портрет очень не нравился: он находил, что в нём нет чего - то его, и есть что - то не от него.

   Антон Павлович, однако, не только себе придумывал потешные псевдонимы, он и коллекционировал смешные фамилии. В его списке были: Римша - Пилсудский, Проптер, Аромат, Трахтенбауэр, Рыцеберский, Свинчутка, Верстак, Зевуля.

   Чехов... Каковы истоки фамилии? В семье писателя было предание о происхождении фамилии, рассказанное дядей Чехова, Митрофаном Егоровичем. Он рассказывал, что их предок был родом из Богемии, который из - за религиозных преследований бежал в Россию. Дядя считал, что предок этот,  вероятно, был знатным человеком, "потому как простому крестьянину бежать из своей родины незачем и даже совсем невозможно".
   Я немного рассмешу вас, дорогие мои читатели. Всем известно, что малочисленные народы имеют слабость - изыскивать известных людей своей национальность. Уж где, и как они ищут доказательства величия, не знаю,  но порой это вызывает улыбку, правда, беззлобную. Двоюродная сестра моей подруги - осетинки однажды - на полном серьёзе - сообщила: - "Знаете ли вы, что Чехов вовсе не Чехов, и не русский. Он Чехоев! Вот! Осетин он!"

   Все мы представляем Чехова красивым, интеллигентным, аккуратно одетым мужчиной среднего роста. Всё так, но вот роста он был высокого - 2 аршина, 9 вершков,
то есть более 180 см. Когда исполнявший роль Чехова Юрий Яковлев,  рост которого составлял 187 см, примерил пиджак, принадлежащий писателю, тот был ему "как раз".


... Чехов всегда носил перстень - печатку отца, Павла Егоровича, на котором было выгравировано - "Одинокому везде пустыня". Когда дед писателя, Егор Михайлович,  увидел перстень, он решил, что сына надо незамедлительно женить.

   Опять же школа дала нам сведения: Чехов родился в Таганроге, затем семья Чехова жила в Мелихово, ездил Чехов - врач на Сахалин, заболев, жил в Ялте,
умер в Германии, но похоронен  в Москве. 
 
   Давайте немного подробнее узнаем о жизни Чехова. Да, Чехов родился в Таганроге, но когда ему было 16 лет и он учился в гимназии, отец будущего писателя бежал от кредиторов, а Антон остался, чтобы закончить учёбу. Жил он один, обеспечивая себя едой распродажей кое - какого имущества. Когда этих денег не хватало, юноша зарабатывал репетиторством. И так - три года.

 Когда семья купила усадьбу в Мелихово, там был фруктовый сад, парк, большие деревья, длинная липовая аллея. Но, как писал Антон Павлович, - "Мы ни черта не смыслили. Я в сельском хозяйстве знаю только, что земля чёрная, - больше ничего".
 Однако, прошло немного времени и заброшенная усадьба ожила: Чехов сам, лично посадил 60 вишен, 80 яблонь, 100 кустов сирени. И всё это только в первый год. Кстати, сирень стала визитной карточкой имения.
   Как много времени посвящал Чехов саду! Он заказывал саженцы и семена, сам  ухаживал за деревьями: подрезал, опрыскивал. С лёгкой руки хозяйственного
писателя в Мелихове появились берлинские тополя, ели, берёзки, жасмин. Но
любимицами писателя были розы.

   Чехов построил во дворе свой знаменитый флигель, где принимал многочисленных гостей, круглый год приезжавших и приходивших в Мелихово. Чехов был исключительно гостеприимен и радушен. Флигель этот, в котором было жарко и летом и зимой, Антон Павлович называл "духовкой". Летом во флигель проходили через яблоневый сад. Весной, когда цвели вишни и яблони, во флигеле пахло так, что кружилась голова. А зимой всё вокруг заносило снегом, и  к флигелю прокладывали траншею в человеческий рост, по которой гуськом шагали бесконечные гости.

   Чехов очень любил животных, и в Мелихове жили две таксы, которых остроумный хозяин - назвал самыми известными в то время лекарствами: чёрного - Бром Исаевич,                а рыжую - Хина Марковна.
   Чехов много сделал для родного Таганрога и для Мелихова. Он считал, что "надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто - нибудь с молоточком и постоянно напоминал стуком, что есть несчастные", и писал об этом в рассказе "Крыжовник". Сам писатель постоянно организовывал сбор денег для нуждающихся, организовал в Мелихове подобие медпункта, где бесплатно принимал больных и обеспечивал их лекарствами. Больных, которые не могли ходить, он сам навещал, преодолевая, бывало, до 10 вёрст в день.
   В Мелихове не было своей школы, и дети ходили в соседнее село. На свои средства Чехов построил три школы. Кроме того - колокольню и "пожарный сарай".

   А в родном Таганроге: общественную библиотеку, подарив ей более двух тысяч томов собственных книг, среди которых было много уникальных изданий с автографами музейной ценности.
   Городской голова Таганрога, Алфераки, выступил с идеей установить  памятник ПетруI, основателю города. Вскоре было получено разрешение осуществить задуманное, на что нужны были средства. Прошло пять лет, но дело не сдвигалось с места. В это время Чехов находился в Париже. Он познакомился с жившим там известным скульптором М.М Антокольским и уговорил его создать памятник основателю Таганрога. Скульптор не отказал писателю в просьбе. Чехов организовал бронзовую отливку памятника и доставку в Россию через Марсельский порт. И стоит во весь рост вылитый из бронзы царь, гордо взирая на город.

   В Ялте, где писатель часто жил, и которую называл "тёплой Сибирью", Чехов
участвовал в создании санатория для малоимущих, и работе санатория. 

   Вы, наверняка, знаете,что Чехов был на Сахалине, провёл там перепись населения острова, большую часть которого составляли ссыльные каторжане. А знаете ли вы, что на острове писатель встречался с легендарной воровкой - Сонькой - Золотой ручкой? В своих заметках о Сахалине Антон Павлович писал: - "На Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал бы со мной". Софья Блюфштейн, которая легко перевоплощалась а лучшие свои годы в аристократок, знавшая несколько языков и продумывавшая свои преступления так тщательно, что полиция долгое время не могла найти на неё управы, в  ссылке оказалась за несколько краж ювелирных изделий на большую сумму. Сонька трижды пыталась бежать, но все попытки были неудачными. После третьей поимки её заковали в кандалы. На момент встречи с Чеховым в 1890 году ей было всего 45 лет, но это была сломленная жизнью дряхлая старуха.

   После Сахалина были: Европа, Цейлон, Гонконг, Сингапур, Япония.
   Во время путешествия по Европе Чехов совершил восхождение на Везувий. На  такой шаг писателя толкнуло отличное красное вино. Своё восхождение Антон Павлович подробно описал в письме к сестре:- "До подошвы Везувия добирался верхом. Ощущение было такое, словно выпороли в третьем отделении. Что за мучение взбираться на Везувий! Пепел, горы лавы, застывшие волны расплавленных минералов, кочки и всякая пакость. Сделаешь шаг вперёд - и полшага назад; подошвам больно, груди тяжело. Идёшь, идёшь, а до вершины всё ещё далеко. Думаешь - не вернуться ли? Но вернуться совестно, на смех поднимут. Восшествие началось в 2.30 и кончилось в 6. Очень страшно и при том хочется прыгнуть вниз, в самое жерло. Я теперь верю в ад. Лава имеет до такой степени высокую температуру, что в ней плавится медная монета. Спускаться так же скверно, как и подниматься. По колена грузнешь в пепле. Я страшно устал".

   Цейлон Чехов называл раем: - "Здесь, в раю, я сделал более 100 вёрст по железной дороге и по самое горло насытился пальмовыми лесами и бронзовыми женщинами".
   Из поездок писатель привёз в Москву фотографии, записи и симпатичного зверюшку - мангуста, перед которым пасовали его таксы.

   Чехов был равнодушен к наградам в отличие от многих русских писателей. Когда в 1899 году император НиколайII подписал указ о присвоении писателю титула потомственного дворянина и ордена св. Станислава третьей степени, Чехов отказался.
   Но когда Чехова наградили престижной пушкинской премией за сборник рассказов "В сумерках", он был горд: впервые премию присудили автору маленьких рассказов.

   Без внимания оставил он и звание почётного академика Российской Академии Наук.
   В 1900 году Антона Павловича избрали почётным академиком Петербургской АН, но он покинул Академию через два года (вместе с Короленко) в знак протеста против
скандала, разразившегося вокруг М.Горького. А дело обстояло так: в феврале 1902
года  Горького избрали в академики, а через два месяца из - за его "политической
неблагонадёжности" признали выборы недействительными. Возмущённый Чехов публично заявил, что отказывается от своего звания.

   Хорошо известно, что Лев Толстой очень нежно, как к женщине, относился к тактичному, деликатному Чехову, прислушивался к его мнению. Чехов в одно время работал присяжным заседателем и, прочитав "Воскресенье", сказал Толстому, что героиню романа, Катюшу Маслову, он неверно "приговорил " к двум годам каторги. Толстой принял замечание Чехова и изменил два года на четыре.

   Случались и у Чехова ляпы. Был случай, когда ему указали  в изданном уже
рассказе "Степь"  на предложение - "До своей смерти она была жива и носила на
базар мягкие бублички". Чехов прочёл, засмеялся и сказал: - "В самом деле!"


   Считая Чехова "несравненным художником",  называя его "Пушкиным в прозе", Толстой говорил, что Чехов "совершенно другое" нежели Тургенев, Достоевский или он сам, тем не менее, пьес писателя  не любил. Как - то он сказал Антону Павловичу: - "Пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы ещё хуже!"

 ...Чехов не отказывал себе в удовольствиях. В Монте - Карло он проиграл в рулетку 900 франков, хотя, казалось, этого не должно было случиться. Дело в том, что в Ницце он жил на берегу моря, в часе езды от Монте - Карло. После первого проигрыша он долго думал и, как ему показалось, придумал совершенно беспроигрышную систему игры. Поехали с приятелем, взяли 500 франков. С первой же ставки Чехов выиграл пару золотых, потом ещё и ещё. Карманы жилетки отвисли от монет: французских, бельгийских, итальянских, греческих, австрийских. Никогда он не видел столько золота и серебра. Выигрыш раззадорил, и играл Чехов с пяти часов, а к десяти у него в карманах уже не было ни одного франка. Осталась счастливая мысль, что обратный билет до Ниццы куплен заранее. Но Чехов был доволен собой: - "По крайней мере я могу теперь говорить своим внукам, что я в рулетку играл и знаком с тем чувством, которое возбуждает эта игра".

   Возможно и дождался бы Чехов внуков, если бы относился к женщинам серьёзнее. Но женскую натуру он знал достаточно хорошо. Прогуливаясь однажды  с Буниным по Ялте, и проходя мимо балкона, в котором горел свет и за занавеской угадывался женский силуэт, Чехов очень громко сказал: -"А слыхали? Какой ужас! Бунина убили! В Аутке, у одной татарки!" От неожиданности Бунин остановился, а Чехов шепнул:
 - Молчите! Завтра вся Ялта будет говорить об убийстве Бунина".


   Особая тема - Чехов и женщины. К женщинам вообще, Чехов относился почтительно но несерьёзно, чаще - иронично, соблюдая субординацию. Он полагал, что "незнакомая девица похожа на закупоренную склянку с неизвестной жидкостью - попробовал бы, да страшно: а вдруг там яд".
   А ведь женщины его обожали. У него была целая армия поклонниц, которые всюду
следовали за ним. В Ялте их прозвали "антоновками". Но ни одна из этих
"антоновок" не удостоилась благосклонности писателя. А ведь у него был роман с замужней женщиной, писательницей Лидией Авиловой, который продолжался 10 лет, но для всех знакомых оставался тайной за семью замками. Эта женщина, мать троих детей, уважала, ценила и даже побаивалась своего мужа - донского казака, но не любила. О, женщина! Ну почему ты связываешь жизнь с нелюбимым человеком, рожаешь детей, потом годами живёшь, обманывая его?!
   Уже при второй встрече с Чеховым Авилова признавалась, что они "не познакомились, а встретились после долгой разлуки". Годы их связи вместили всё: тайные встречи и расставания, переписки, ссоры, примирения.

   Ни в коем случае не смею осуждать Чехова, но эти отношения, как отношения Жорж Санд и Шопена, не выдержали испытания: болезнь и отъезд Чехова в Ялту разлучили их.
   Незадолго до этого Чехов писал Лидии: - "Лидия, знаете, что я был серьёзно увлечён вами? Я любил вас. Мне казалось, что нет другой женщины на свете, которую я мог бы любить так, как любил вас. Я вас любил и думал только о вас. Я вас любил, но я знал, что вы не такая, как многие женщины, что вас любить можно только чисто и светло... Я боялся коснуться вас, чтобы не оскорбить. Знали ли вы об этом?"
   На это письмо Авилова не ответила, но послала Чехову специально заказанный в ювелирном магазине брелок в форме книги, на одной стороне которого было написано: -"Повести и рассказы. Соч. Ан. Ч.", а на другой - "Стр. 267, стр. 6 и 7".
   Если найти эти строки в книге, то можно прочесть: -"Если тебе когда - нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её". Красиво. Но Чехов в ответ отшутилс.

   Честно признаться, к Авиловой я не питаю симпатии, мне её даже не жаль. А вот Лику Мизинову Чехову я не могу простить. Об отношениях писателя и Лики я писала на своей странице и не буду повторяться. Но как бы я хотела задать бессердечному Антону Павловичу вопрос: - "Как вы могли отвергнуть ТАКУЮ умную, милую, талантливую, безумно влюблённую в вас красавицу, к которой тоже неровно дышали?! Почему не послушались сердца своего, которое Лика, по вашему признанию, "укусила"? Почему, когда "счастье было так близко, так возможно", вы отказались от  него? Почему вы сломали жизнь замечательной женщине, невольно став причиной
всех её несчастий? Неужели она заслужила всего лишь одно - стать прототипом Нины Заречной в вашей "Чайке"?!...

   Возвращаясь к началу повествования, повторюсь: умер Чехов а Германии, но похоронен был в России. И тут я разделяю возмущение М.Горького тем, что привезли писателя в вагоне "для перевозки устриц": -"Этот чудный человек, этот прекрасный художник, всю свою жизнь боровшийся с пошлостью, всюду находя её, всюду освещая её гнилые пятна мягким светом, подобному свету луны, Антон Павлович был привезён в вагоне "для устриц" и похоронен рядом с могилой вдовы казака Ольгой Кукареткиной. Это - мелочи, но когда я вспоминаю вагон, у меня сжимается сердце и я готов выть, реветь, драться от негодования, от злобы. Ему всё равно, хоть в корзине для грязного белья вези его тело, но нам, русскому обществу, я не могу простить  вагон для устриц. В этом вагоне - именно та пошлость русской жизни, та некультурность её, которая так возмущала покойного".
   Не более ста человек шло за гробом Чехова, и те толком не знали, кого хоронят. Горький запомнил двух адвокатов в новых ботинках и пёстрых галстуках, которые шли за ним и говорили: один - об уме собак, другой - расхваливал свою дачу и красоту пейзажа в её окрестностях. Как это возмутило Горького!

   Как изменилась "немытая Россия", кого, и как  провожают в последний путь сегодня, не стоит напоминать... Несправедлива жизнь, несправедлива и смерть ...

   Время расставило всё по своим местам: Чехов шагнул в бессмертие. Его произведения издаются и читаются во всём мире, пьесы Чехова представлены в репертуарах лучших театров, согласно рейтингу - он второй, после Шекспира, самый экранируемый автор, в его честь назван  кратер на Меркурии... 

   Наконец, четвёртый - Вальтер Скотт,"отец английской литературы", автор жанра "историческая литература". Восхищения достоин не только его великий талант, но и человеческие качества. Ведь не случайно автора "Айвенго", "Мармиона", "Аббата" и многих других произведений переводили в нашей стране, как говорили, со скоростью света.

   Вальтер Скотт... Трудно представить себе другого человека, на долю которого с детства выпало нелёгкое испытание, - быть частично парализованным - не сломившее его. А ведь в результате болезни ноги его стали почти неподвижны и писатель хромал на одну ногу всю жизнь. И при этом он стал альпинистом, хорошим альпинистом и покорил ряд горных вершин. Снимаю шляпу!

   А как он много знал и умел! Скотт был человеком широко образованным, и не школа и университет дали ему этот огромный багаж знаний, а самообразование, любознательность, интерес к истории, археологии и, конечно, феноменальная память.

   Скотт имел коллекцию различных артефактов, в которой была, например, прядь волос Наполеона.
   Все вы - хочется верить - знаете о войне Белой и Алой роз. Кто - то, возможно, даже помнит, что это были династические войны между королевскими домами Йорков и Ланкастеров. Но - прошу прощения, если ошибаюсь - знаете ли вы, что выражение "Война Алой и Белой роз" принадлежит Вальтеру Скотту?

   Будущий король Шотландии Георг IV присвоил писателю титул - "1-й Баронет". А, знаете, за что? Это - очень интересная история. Как уже было сказано, Скотт  с самого детства интересовался историей Шотландии, любил общаться со стариками, узнавая от них различные факты прошлых лет. И, совершенно уверенный в своих предположениях, он обратился к Георгу IV с просьбой произвести в замке обыск: Скотт настаивал на том, что можно найти спрятанные государственные ценности. К чести Георга надо сказать, что он не отмахнулся от писателя. И - представьте себе
- обнаружили: корону, скипетр и меч, которые были выставлены на всеобщее обозрение в Эдинбургском замке.

   Вот такие они - писатели - глыбы, произведения которых я высоко ценю и перед которыми  встаю на колени.
   Ещё один писатель очень импонирует мне своими писательскими, мужскими и человеческими качествами - Джон Голсуорси. Однако, о нём я уже писала и повторяться не буду.

   




































   

   


Рецензии