Усы. Цикл Милая старина

    Ко всем несчастьям, обрушившимся на бедную головку юной Перпетуи Поликарповны, добавилось еще одно: куда-то запропастился дорогой ее сердцу золотой медальон с фотографической карточкой незабвенного любимого человека – нелепо погибшего на учениях казачьего есаула Притыкина Мелентия Евдокимовича, так и не успевшего, обручившись, стать ее супругом.
    Бедная молоденькая невеста, купеческая дочь со знатным приданным, в одночасье овдовев и безутешно горюя по усатому красавцу, с которым довелось пообщаться всего-то четыре раза, тут же дала себе, как в любимых дамских романах, нерушимую клятву: уйти в монастырь и там, в молитвах, хранить верность усопшему.
    Однако ее батюшка Поликарп Агафонович Кобыщев воспротивился: он желает иметь внуков, и, к тому же, кроме единственной дочери наследников у него нет. Так что не видать монастырю его богатств!   
    Суровый и требовательный, купец добился своего: дочь смирилась. О своих намерениях Перпетуя более не заикалась, но ежедневно, раскрыв медальон, хранимый на груди, проливала жгучие слезы.
    - Еще раз доведется мне узреть подобное, - пригрозил дочери рассерженный отец, в который раз застав ту за рыданьями, - сничтожу сей предмет!
    Опасаясь, что угроза папаши в любой момент может осуществиться, удрученная девица в расстроенных чувствах надежно запрятала медальон да запамятовала куда… Ей все казалось, что положила вещицу в нижний ящик комода, под белье, но там медальона не оказалось, как и в других местах, в которых тоже подумывала его схоронить. Даже за образа заглядывала, но и там не оказалось…
    А ночью Перпетуе приснился сон, будто, заглянув за сундук, стоящий в парадной горнице, она обнаружила потерю и стала за цепочку тянуть. Тянула, тянула, цепочка уж стала непомерно длинной, а медальона все не видать… На том и проснулась, и, решив, что сон в руку, тут же поутру заставила слуг отодвинуть от стены тяжеленный окованный сундук, до сего времени, кажется, не сдвигавшийся с места.
    Когда, пыхтя и мысленно ругая прихоть хозяйской дочери, работники оттащили неподъемную громадину от стены, медальона там не оказалось. Зато нечаянно обнаружилась старая пропажа – перстень, из-за которого была загублена жизнь доброго купеческого слуги Ерофея. Тот не вынес незаслуженного обвинения в краже и повесился...
    Увидев извлеченный из-за сундука золотой перстень с печаткой, Поликарп Агафонович, радостно крякнув, воскликнул:
    - Холера ясная, столько лет валялся, шельма! А дурак Ерошка живота лишил себя, не подумавши, где искать надобно!
    - Перстень вот сыскался, а куда мог запропаститься медальон? Подскажите, папенька! – взмолилась Перпетуя.
    - Ты, дочка, умом пораскинь. Зачем он тебе надобен? Опять слезы по вчерашнему дню лить? Пропал – и черт с ем! Авось, как печатка, лет эдак через десять опять выскочит на свет божий, когда моими внуками, а своими детьми обзаведешься. Вот на днях сваха Мавра Павлиновна снова явится. Передала – сватается к тебе, Перпетуя, достойный жених: нашего сословия, второй гильдии купец!
    - Не нужон мне никто! Не пойду ни за энтого, ни за кого другого! Никто не сравнится с моим Мелешей! Такие усы, наверно, только у Аполлона еще были! Лучше, как Ерошка, решу себя, руки наложу!
    - Окстись, окаянная! Тьфу на тебя, пустомеля! Дите ты еще неразумное, хоть и вошла в обличье бабье. Чтоб я более не слышал ничего подобного, иначе наследства лишу!
    - А без надобности оно мне, как и жизнь без Мелеши!
    - И в кого ты дочка, такая дурища уродилась? Мать твоя, Платонида Свиридовна, царство ей небесное, покладистой была. Пойдешь - за кого отец укажет! А вздумаешь что с собой сделать, коли жива останешься - наследства лишу, так и запомни!
    Купец ушел, унося находку, довольный собой: правильно сделал, что надежно схоронил дочкин медальон, предварительно вынув и разорвав карточку с ликом покойного ее жениха.
    А несчастная девица обратилась за советом к своей старой няньке:
    - Параша, подскажи, как быть мне? Как идти за нелюбимого?
    - Ой, душа моя, начиталась ты романов всяких, и воздыхания твои книжные! – решительно взялась за дело старушка. - Двинул бы тебе есаул по сусалам, вот любовь бы и улетучилась! Ну и что, что бравый был покойник, царствие ему небесное, усатый да чубатый, а вот каков характером, тебе, душа моя, неведомо. Выходи за кого родитель богоданный велит, он дурного доченьке, кровинушке своей, не пожелает. Не прекословь батюшке. Поликарп Агафонович наш все по домострою ведет. А любовь, она, может, и придет со временем. Стерпится–слюбится, так в народе говорят. Ежели хороший человек случится, она и придет. А бывает: большая любовь, кажется, навечно будет меж вами, а съедите не пуд соли, всего-то горсточку, ан даже не солоно, а горько станет! И где та любовь – словно птаха вылетит в оконце, даже вспомнить тошно будет постылого. Так что смирись и не чуди, Перпетуюшка, дай себе укорот. Все мы, пока молоды, дурью маемся, а, пожив, ума-разума набираемся и понимаем – мечтания наши цвели пустоцветом! Погоревала и хватит. Прикинь-ка сама, деточка - купчина, что сватается, даром, что в летах, ан богат да знатен...
    Юная невенчанная вдовица, казалось, рассеянно слушала свою умудренную жизнью яню, а как та окончила, задумчиво изрекла:
    - Так куда же подевался медальон? Может, шифоньер отодвинуть?.. Ни за кого не пойду! А не знаешь, Параша, у этого купца усы пышные?


Рецензии
Любит усы! Ну, так что ж, эту логику поймёт любой мужчина - могут же они выбирать себе спутницу по ногам, как лошадь, или за красивую грудь. Зато написано как! Спасибо за рекомендацию, Ирина, и за моё удовольствие!

Лада Вдовина   19.06.2021 11:32     Заявить о нарушении
Девочка - совершеннейшая пустышка, с книжными представлениями о том, как надо влюбляться, горевать по возлюбленному. Конечно, никакой особой любви там не было, но не показывать же это! Надо поломаться, заставить себя уговаривать. А потом найти какое-нибудь оправдание крутому развороту, сойдут и усы...
Спасибо, Лада!!!
С уважением,

Ирина Ефимова   19.06.2021 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.