Второе рождение

                очерк
В семье я была четвертым по счету ребенком. Четвертой дочерью. И хотя родители мечтали о сыне, мое рождение, все-таки, было радостным событием. Многие пытались подтрунивать над отцом, что, мол, снова не смог сделать мальчишку, но он с гордостью говорил:
– У меня четыре дочери! Не каждый так сможет!
Однако не все складывалось хорошо.  Я родилась слабым, болезненным ребенком, к тому же у мамы практически не было молока. А искусственное питание не принимал мой организм. Состояние мое ухудшалось день ото дня и вскоре стало  критическим.  Мне было шесть или семь месяцев, когда врачи развели руками и вынесли вердикт: не жилец!  Меня положили в бокс-изолятор, а маме сказали готовиться к самому худшему. 
 На все теперь была воля Бога. Наверное, такова была его воля, чтобы в моей  жизни  появилась Федорова Евгения Даниловна. Именно благодаря ей  я осталась жива.
Случилось так, что в то время, когда мне оставалось жить считанные дни, в больницу посту пил сын председателя одного из хозяйств района с тяжелыми ожогами.  У него было повреждено почти сорок процентов кожи,  и ему срочно требовалась помощь специалистов ожогового  центра.  Такой центр был в Донецке, а счет шел на минуты.  Прибывший с сан-авиацией  профессор, не теряя ни минуты, приступил к операции по спасению ребенка. 
Спустя несколько часов, доктор вышел из операционной, и в этот момент к нему подошла Евгения Даниловна, держа меня на руках. 
 – Доктор, а этого ребенка можно спасти? – Спросила она, протягивая ему мое безвольное тщедушное тельце.  Профессору хватило одного взгляда на мое состояние, чтобы сразу понять, что я буду жить!
–Быстро готовьтесь к прямому переливанию крови! Полному! – Таков был приказ доктора.  Срочно нужен был донор, и обязательно кто-то родной.  Не раздумывая ни минуты, Евгения Даниловна протягивает свою руку:
 – Берите мою кровь!
 – Но ваша группа может не совпасть с группой крови ребенка, может не подойти…
 – Моя? Подойдет!!!
Спорить больше не стали, и в мои жилы потекла кровь моей спасительницы. Но вопрос о родной крови оставался. Маме сказали, что нужно, чтобы кто-то из родителей дал кровь, и мама положила на стол свою руку. У нее взяли двести кубиков и мама потеряла сознание… Очевидно, сказались тревоги и волнения последних дней.  И нова Евгения Даниловна протягивает руку:
 – Вливайте этой женщине сколько нужно!
Я быстро пошла на поправку, и вскоре меня забрали из больницы домой, вопреки всем, кто сомневался в благополучном исходе.

С тех пор прошло больше полувека. В детстве мама часто рассказывала мне историю моего спасения. Я всегда помнила, кому я обязана своей жизнью, помимо родителей. Я очень сожалею, что не сохранилось имя того доктора, но имя моей второй мамы осталось навсегда в моей памяти. И уже будучи взрослой, имея своих двух деток, я все-таки нашла время, чтобы прийти  к ней, моей Спасительнице и поклониться ей в ноги. Успела прийти!.. 
Евгения Даниловна Федорова была человеком широкой души и Врачом с большой буквы.  В двадцати шестилетнем  возрасте, сразу после мединститута,  она была направлена  на работу в больницу, как врач терапевт-хирург. Из своих восьмидесяти восьми лет – пятьдесят два она проработала в больнице.  На ее счету даже не десятки – тысячи спасенных жизней.  Едва ли можно назвать всех, кому она давала свою кровь, не раздумывая ни минуты, если дело касалось жизни и смерти человека. 
В течении сорока лет Евгения Даниловна  была оперирующим хирургом. Она часами могла рассказывать  о том, с чем ей пришлось столкнуться в своей практике.
 – На чем  мне только не приходилось оперировать, разве только на сердце не довелось, - делилась своими воспоминаниями Евгения Даниловна.  – Врезался в память случай с мальчишкой из Адлера, приехавшим в гости в наши края, и которому в драке  было нанесено проникающее ранение в область легкого.  Тогда тоже счет шел на минуты и ждать специалистов было некогда 
Раньше мне не доводилось делать подобные операции, но и раздумывать не приходилось – бросилась на борьбу за спасение  и победила: парнишка остался жив! А не так давно в магазине мужчина  подбежал ко мне, обнял, а потом  опустился передо мной на колени.   Оказалось, что это один из тех, кому в свое время спасла жизнь. Я и не помню всех, а они помнят, узнают! 
У другого  мужчины своя история. Выстрелом из ружья у него был серьёзно поврежден кишечник.  Дробинки  застряли в нем так глубоко и так много, что было просто, как решето.
– Удалять кишечник было опасно, человек мог не выжить. Тем более, что удалить пришлось бы едва ли не весь.  Пришлось повозиться, пока извлекали дробинки, и на каждую дырочку ставили «латки». Провозились несколько часов, но человека спасли. Теперь вот, благодарит за спасение, кланяется – помнит! – Зардевшись от умиления, вспоминала Евгения Даниловна. 

Более полувека эта женщина отдала служению людям. Клятва Гиппократа для нее был не пустой звук – всю свою жизнь она была верна клятве, всегда придерживалась принципа: не навреди!  Начав,  как лечащий врач терапевт-хирург,  дошла до хирурга-онколога, а потом была назначена  заведующей отделом переливания крови.  ее заслуги перед государством не остались незамеченными.  В семидесятых годах Евгения Даниловна  была награждены орденом «Трудового Красного Знамени», позднее значком «Отличник Здравоохранения», медалью «Ветеран Труда», множеством почетных грамот, благодарностей, поощрений.  Дважды избиралась депутатом поселкового совета.  Когда в районе возникла необходимость создания бригады скорой помощи, она была едва ли не первой, кто вошел в ее состав. 
Евгения Даниловна  была не только прекрасным врачом, но и замечательным человеком. Вместе с мужем, Борюшовым Василием Ефимовичем, учителем физики, воспитали троих детей – двух сыновей и дочь Елену.  Дочь Елена пошла  по стопам матери  и работала терапевтом в Донецке.
Сын Евгений был врачом хирургом.  Когда  заканчивала десятый класс, я попала на операционный стол с  приступом аппендицита.  И оперировал меня тогда Евгений Васильевич, сын моей спасительницы! Но тогда я еще этого не знала.  К слову сказать – Василий Ефимович был моим учителем в школе. Выходит, что эта семья в моей жизни сыграла немаловажную роль! 
Последние годы жизни Евгения Даниловна прожила вместе с сыном Юрием и его семьей. У нее четверо внуков. А незадолго до смерти, сбылась и ее самая заветная мечта – взять на руки правнука. 
 


Рецензии