Большой затык и великая тройка

Конкурс Копирайта -К2

Давайте поговорим о том, что делать если никак не удаётся продвинуться в написании рассказа. Другими словами, случился большой затык, и непонятно как сдвинуться с места.

Если это ваш случай, проверьте, не пытаетесь ли вы решить задачу задом наперёд. Для выполнения проверки давайте вспомним о великой тройке: тема, проблема, идея.

Итак,

Тема – это жизненное явление, которое мы рассматриваем и пытаемся осмыслить в произведении. Тема в конкурсе «Если бы…» http://proza.ru/2020/11/08/962  – влияние выбора в жизни человека на его судьбу.

Проблема – это вопрос, который мы задаём сами себе, исследуя тему. Такой вопрос, как правило, не имеет однозначного ответа. Иначе зачем бы его задавать? Соответственно проблемой конкурсного прои будет поиск ответа на вопрос «Зависит ли жизнь человека только от его выбора?»

Идея – это ответ, к которому приходит автор пытаясь решить проблему. Она же – основная мысль художественного произведения. Красная нить, которую автор продёргивает через всё повествование.

Идея художественного произведения в большинстве случаев (если верить книгам о писательском мастерстве, а им, наверное, можно верить) начинает просматриваться уже после того, как произведение написано. То есть изначально автор отталкивается от темы (ситуации), развивает её, приводит к логическому завершению, а потом как художник делает шаг назад, чтобы увидеть творение целиком и понять, что вышло то? О чём это? Хорошее произведение всегда будет «о чём-то». Смысл дальнейшей работы над текстом состоит в том, чтобы прояснить это «что-то» и сделать вещь более цельной.

То есть, сначала, ребёночек должен зачаться, потом родиться, пройти путь становления и только после этого он может стать человеком с большой буквы или кем-то другим. Так же и художественное произведение.

Теперь давайте вернёмся к конкурсной задаче. Большинство наших предыдущих конкурсов отталкивалось от темы или ситуации. То есть по умолчанию предполагался естественный путь развития творения. Заболел герой или прожил жизнь до половины, или должен бояться желаний, а собственно почему? То есть отправной точкой служила ситуация или проблема.

В конкурсе «Если бы…» предлагается сразу сработать на идею, то есть на конечный результат. Возможно ли это? Для опытного автора вполне. Многие писатели так и пишут, а составители учебников именно так и рекомендую писать, когда идея держится в уме, а под неё подбирается соответствующий материал, продумывается форма подачи, выбираются писательские инструменты.  Такой подход требует писательского чутья и опыта, чтобы читатель не заметил, как его умело ведут на поводке в заданном направлении.

В общем, с идеи начинать можно, и вроде бы правильно, но есть вероятность, что материал начнёт сопротивляться, логика текста вильнёт в сторону, герои примутся своевольничать и проводить в жизнь свои идеи)) Принудить их к повиновению, конечно, можно, но такое насилие над материалом, особенно у начинающих или не слишком опытных, вряд ли останется незамеченным, и подорвёт доверие читателя к автору. А вот этого допустить никак нельзя.  Вы можете позволить себе любые эксперименты и выкрутасы, только не утрату доверия. Стоит читателю почувствовать фальшь, и вы потеряете его навсегда.

И что же делать?

Пройти естественный путь развития. Оттолкнуться от темы, озадачиться решением проблемы и уже в процессе поиска решения проблемы, нащупать нить Ариадны, выводящую на свет, к доказательству конкурсной идеи.

P.S.
 
А что делать если не сложится? Если исследование приведёт совсем к другой идее? Альтернативной конкурсной?  Ответ: воплощать свою идею. Творцы мы в конце концов или нет?! Воплощать и присылать работу к рассмотрению вне конкурса.  У «Альтернативочки» тоже могут быть свои герои))


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2020
Свидетельство о публикации №220112501619


Рецензии