Размышления по просмотру фильма Северный Ветер

Размышления, вызванные просмотром фильма «Северный ветер»
Ренаты Литвиновой

В последнее время я редко хожу в кино. Не потому, что пандемия коронавируса настигла нас – нет! Просто смотреть, по большому счёту, не на что. Не  тратить же бесценное время жизни на современные голливудские поделки, или на наши доморощенные под Голливуд подделки.

 Предпоследним фильмом, заставившим меня потратиться на билеты в кассе кинотеатра, был фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи», а до него «Грех» того же Кончаловского.

На «Грех» я ходил раза два или три. Просто наслаждался красотой, льющейся с экрана.  За Кончаловского, получившего в конце карьеры, благодаря деньгам Алишера Усманова, абсолютную творческую свободу, можно только порадоваться. Но речь сегодня не о нём.

Поведаю о настроениях навеянных фильмом Ренаты Литвиновой «Северный ветер».

Я, если честно, никогда не следил за модными веяниями в кино, поп-музыке и прочих современных искусствах.  Взгляд мой обращён к шедеврам прошлого. В них мы черпаем вдохновенье. 

Однако в своё время я не смог пройти мимо фильма Валерия Тодоровского-младшего «Страна глухих», ставшего глотком свежего воздуха в душной разлагающейся атмосфере постсоветского, постперестроечного кинематографа. Блестящий актёрский дуэт Чулпан Хаматовой и Дины Корзун, да ещё игра Максима Суханова, - с игрой двух последних я ознакомился впервые, - просто фонтанировали! Кинотеатры тогда у нас позакрывали, и фильм я посмотрел на видео, достав кассету с хорошим качеством.

 Обратив внимание на то, что понравившийся фильм снят по книге некоей Ренаты Литвиновой, я, несколько позже, нашёл в одном из московских книжных магазинов сборник её повестей. В радостном предвкушении, устроившись поудобнее на креслах, я принялся читать.

Чем дальше я читал, тем более мне становилось не по себе. Мрак и холод выползали меж страниц. Ужас и безнадёга. И это был какой-то адский холод. Мне кажется, что ад – это, в противоположность бытующим представлениям, место вечного холода. Я не мог поверить, что из этого инфернального холода, получился такой тёплый, а порой, горячий фильм!
Чаще бывало наоборот. Посмотришь фильм,  снятый по любимой книге, и уходишь, разочарованный.

Одни опереточные мушкетёры, во главе с Боярским, вызвали в своё время у меня, юного максималиста, желание  вызвать по - очереди на дуэль этих, косящих под настоящих мушкетёров, ряженых шельм!

В общем, книжку  Литвиновой я забросил подальше. С творчеством её больше нигде не сталкивался. И следить за ним не собирался.
Нам хватает впечатлений!  Но эмоции вот эти отрицательные, это горькое послевкусие по - прочтению долго оставались в памяти.

И вот, по прошествии лет, узнав о том, что Литвинова сняла очередной новый фильм, решил я потратить свой досуг на проверку давних впечатлений от её творчества.  А, заодно, просто сходить в кино.

 Я не кинокритик, и не специалист в кинематографе. Я рядовой кинозритель, словно степной акын, пою о том, что вижу на экране.

Ни одного фильма Литвиновой я до этого не видел. Ни одного фильма её учителя Киры Муратовой тоже. Вот, какой я знаток современного кино! Мой интересы это Тарковский, Феллини, Бунюэль, Гадар и прочее неветшающее старьё.

И что же я увидел?

Красивые движущиеся картинки, отличный актёрский состав, хорошо подобранная музыка сокрыли за собой ужасную холодную пустоту!

 Не устану повторять слова Альфреда нашего Хичкока, что главное в кино - это сценарий, сценарий и ещё раз сценарий!

 Так вот, на наш взгляд, сценарий фильма,
невероятно скучен, при всём стремлении его создателей к оригинальности.
 
Действие фильма происходит среди Северных полей – это отсылка к России. Место действие огромный дом – родовое  гнездо некого семейного клана. В клане царит матриархат.  Главная героиня Маргарита, которую играет сама Литвинова, стоит во главе клана, вместе со своей матерью Вечной Алисой. Её сын Бенедикт приводит в новогоднюю ночь в дом свою невесту Фанни. Молодые безумно любят друг друга, но в эту же ночь Фанни, служащая бортпроводницей, улетает в рейс и в нём погибает. Бенедикт  от отчаяния  женится на сестре погибшей невесты – Фаине. Вскоре выясняется, что Бенедикт продолжает любить погибшую Фанни, а Фаину, не смотря на то, что она родила ему сына Хьюго, ненавидит.

Главная сюжетная линия фильма – это непреходящая ненависть Бенедикта к своей живой жене, и такая же непреходящая болезненная любовь к своей мёртвой невесте. Маргарита, разделяет ненависть сына, к Фаине, и в итоге, они её убивают! Сначала задушили, а потом повесили.

Ни одни отношения в фильме не развиваются нормально, и не заканчиваются хорошо. Одна из героинь, бросает мужа, пластического хирурга, оставив ему на память, кончик носа, и уходит жить с женщиной.

Нотками содомии пронизан режуще - холодный, но противоестественно не свежий, спёртый  дух фильма!

Много есть в фильме и других сюжетных линий. Но говорить о них не вижу смысла. Все они наполнены каким-то извращённым человеконенавистничеством. Это не старый добрый классический голливудский нуар сороковых годов, и это не раскрашенный мир пляшущей смерти Тима Бёртона. По просмотру которых, остаётся радостное послевкусие, и жить так хочется!

 Здесь же царит какая – то леденящая душу безнадёга.

Старые наши впечатления подтвердились.

 Извращённый взгляд на мир сценариста и режиссёра Литвиновой несёт в себе извращённый сюжет и целую галерею образов извращенцев на экране, извращённые диалоги и извращённые поступки героев.

Несколько раз я порывался уйти с фильма, но удерживало то, что я тут же в зале, глядя на экран, начал сочинять критическую статью. От провальной игры хороших актёров, начинало уже подташнивать. Видеоряд вызывал нарастающее раздражение. 

В конце концов, я всё же не выдержал, и, не досмотрев фильм, ушел из зала. Чем всё закончится, читалось уже с половины фильма, и смысла оставаться больше не было.

Дальше обсуждать этот нехороший фильм нет никакого желания. Это же не статья для «Советского экрана», а упреждение для вас, друзья!

Вознаграждением мне стало то, что в тот же день, в одном из залов кинотеатра демонстрировался отмечающий пятидесятилетний юбилей «Заводной апельсин» Стенли Кубрика. Я едва успел купить последний билет на единственный сеанс!

 С тихой радостью успевшего на отходящий поезд пассажира, немного сожалея, о том, что свет уже погашен и зрители не смогут рассмотреть моё новое дорогое красивое пальто, с пришитой к рукаву этикеткой,  я пробрался на своё место, и, пока шла реклама, поразмышлял о том, вспомнит ли кто-нибудь через пятьдесят лет фильм Литвиновой.

Как только на экране пошли первые кадры «Апельсина» я забыл и про Литвинову, и про «Северный ветер», дующий у неё голове.

P.S.  Перечитав статейку, я задумался: надо же и похвалить немного! Ведь старались же люди, в конце концов. Поломал голову, за что же можно похвалить создателей фильма, и тут  меня осенило!

 Спасибо вам, дорогие товарищи, за то, что в вашем фильме не было негров!
12 марта 2021


Рецензии
Да, Рината Литвинова ещё та оригинальщица )))
У меня тоже есть несколько рецензий на фильмы, после просмотра которых невозможно остаться безмолвным.
Но писать подобную критику пока не приходилось. Похоже, оно того стоит.
Надо же как-то предостеречь людей от безвкусицы и пустой траты времени.
На днях с удовольствием пересматривала фильм пятидесятилетней давности "Искатели приключений" с Аленом Делоном.

Татьяна Гармаш   05.01.2022 22:42     Заявить о нарушении
Большое спасибо за рецензию, Татьяна!

С Рождеством Христовым!

Домский   09.01.2022 13:43   Заявить о нарушении