Чтоб ты сгорел

Об антогонизме между мужским и женским полом заговорили не так давно, но на полном серьёзе. Например,  Андрей Кончаловский выразился, ну очень серьёзно: идет война полов. Не думаю, что это уж так точно, но что-то антогонистическое в отношениях между мужчинами и женщинами в определённых условиях возникает.

  Ведь они такие разные! Наверное, поэтому их тянет друг к другу, но при соединении... Не буду развивать эту мысль далее, читатель , пожалуй, сам знает что происходит в отношениях между мужчиной и женщиной при определённых обстоятельствах. Притом в каждой семье свое, свои радости и горести, определяемые особенностями характеров супругов.

Сколько людей столько и характеров, и у каждого своя судьба, которую он строит сам. У этой женщины, рассказ которой я хочу пересказать, тоже свой характер  С ней я работал в одной смене. Женщин в смене было несколько, и, когда они сходились вместе, получался небольшой женский коллектив, а где женщины, там и разговоры.

  Я был бригадиром смены, и мне поневоле приходилось быть слушателем их бесед. Каждая делилась своими радостями и горестями, но почему-то горести всегда перевешивали. Их было полно у каждой, и большинство сводилось к пьянству мужей. Этой заразой поражена изрядная часть российских мужиков, и конца этой заразе не видно. А рядом с пьяницами страдают и женщины и дети. В народе говорят: в семье пьёт один, а закусывает здоровьем всех.

Женщину, рассказавшую эту историю, зовут Ниной Павловной. Она предпенсионного возраста, но ещё выглядит достойно лет на сорок пять, следит за собой, и по внешнему её виду не скажешь, что она много страдала. Особенность её рассказа в том, что она повествует о своей жизни без тени сожаления, с изрядной долей самоиронии.

----  Жизнь мою не назовёшь беспросветной. Кто-то даже завидует: мол как сыр в масле катаюсь, - иронизировала Нина Павловна. - А чему завидовать, если не знаешь глубины моей жизни? Внешне да у меня благополучная семья. Сын на хорошей работе, дочери тоже. Все институты позаканчивали, но...

----  Не повезло мне в первом браке. Молода была, глупа, наивна. Выросла я в семье, где не пили, не курили, матерно не выражались. Выскочила замуж как ошалелая, а он оказался пройдохой, бросил меня с ребёнком. Аркадий учился тогда в институте в Новосибирске. Я  жила неподалёку от общежития. И дёрнул же чёрт меня связаться с ним! Ведь квартира была, работа была, нет поехала с ним в эту Абазу...

----  Влюбилась, наверное? - подсмеиваются напарницы.
----  В такого влюбишься! - усмехается Нина Павловна. - В целом месте дыру вертел! Везде успевал и на работе и дома. Одна беда была — пьянка.
----  Когда же он пил, если везде успевал?

----  А вот так : и пил и успевал. Не всегда и пьяным-то его можно было назвать, но под градусом он был часто. Сначала я по глупости да по наивности своей эти его «под градусом» не очень-то болезненно воспринимала, но потом мне это надоедать стало. Да ещё свекровь злая. Цаца! Врач называется... Самовлюблённая интеллигентша. Жестокая. Вампир! Жить первое время пришлось у неё, пока своей квартиры не было. А я была воспитана в рамках морали слова против не решалась сказать. Как пойти против свекрови?! Она же старше. Голодом меня морила. Он ничего не хотел видеть, а я уже в больницу попала от истощения. Но ничего, выжила. Ушли мы в свою квартиру. Ну, думала, новая жизнь начнётся. Да не тут-то было! Аркаша мой уже пристрастился и тормозить с пьянкой не захотел.

----  Обижал?
----  Нет, такого не было. Но пьяная его физиономия так мне осточертела, глаза бы мои не неё не смотрели. Нет, он никого не обижал. Девчонок сразу двоих я ему родила. Он заботился, в школу на собрания ходил, учителям помогал. Его ставили в пример другим родителям. Девчонки до сих пор его любят, даже Генка мой. Тут уж ничего не скажешь. В шахте работает, денег хватает. Но пьянка!..

----  Сейчас-то он не пьёт, - останавливают Нину Павловну напарницы. - Счастливой должна быть.
----  Не пьёт. Но чего мне стоило остановить его! Перегорело всё во мне , и нет у меня радости от того, что он перестал пить. И злой стал. Всё ему не так. Порой думаю: «Уж лучше бы пил», потом сама себе говорю: «Нет, не надо!» В меру, конечно и можно бы, но где она эта мера?

----  Не такой уж он и злой у тебя. Всё с шутками да прибаутками.
----  Это на людях он такой весёлый, а дома...
----  А когда пил добрый был?
----  О, рубаха парень. Во всём со мной соглашался, но недлями смотреть на его пьяную рожу я уже не могла.

----  Когда же он пил-то? А работа?
----  А вот так: и пил и работал. На работу он ходил и работал неплохо. Грамоты есть. В те времена можно было и пить и работать. Бывало, по нескольку дней не выходил на работу. Приезжали мастер, механик, начальник участка, уговаривали: «Михалыч, выходи на работу. План горит!» Тогда такое позволялось. Сечас вмиг бы на улице оказался вольноопределяющимся.

----  Молодец! - похвалили женщины. - Понял!
----  Понял... - саркастически повторила Нина Павловна. - А чего это стоило мне! Сколько он из меня кровушки выпил!
----  Что-то не очень заметно, - усмехнулись напарницы. - Выглядишь ты ещё на все сто процентов.

Нина Павловна пропустила эту реплику мимо ушей

---  Я долго не могла переступить тот порог порядочности, который был во мне заложен, не решалась начать войну с собственным мужем. Но пришлось. Однажды позвонила в милицию: «Приезжайте, заберите пьяного, пусть посидит в кутузке пятнадцать суток, очухается».

   Ну и что вы думаете? Приехали двое в погонах и с ним по ручке здороваются... Знакомые же все, абазинские... Смеются. Наливает он им. Но они, конечно же, отказались при мне-то. «Ты, говорят, Михалыч, не шуми, не обижай никого, а то заберём. А он им так спокойненько,  с усмешечкой: «А я и  не обижаю. Вы же знаете меня, я не шумлю, а что выпивши, то кому возбраняется выпить дома вечерком, да на диване поваляться, телевизор посмотреть?  Для чего же тогда она, родимая, выпускается?» Согласились с ним милиционеры, а он спрашивает их: «Может вы, мужики, мне ответите, что этой бабе надо? В шахте работаю, деньги все отдаю, если и выпью, то на калымные, и не обижаю. Я тебя обижаю?» -  спрашивает меня. «Ты, - говорю,- обижаешь  меня уже тем, что я каждый вечер твою пьяную физиономию вижу». «Только за пьяную физиономию, да ещё с собственного дивана мы в КПЗ никого не забираем» - говорят милиционеры. «Но зачем он мне такой!? - кричу «А вот этого мы вам сказать не можем, - отвечают, - Вам самим решать».

  А он ещё и головой качнул в знак согласия: вот, мол, видишь — ты не права. «А ты правда, всё-таки не пей» - по дружески посоветовали милиционеры и убрались. Он их проводил. Ещё над чем-то посмеялись на площадке. Милиционеры, они ведь тоже мужики и чьи-то мужья, нашли общий язык с моим. Не раз, возможно, вместе выпивали. Ушли, а меня каждый день на его пьяную физиономию смотреть оставили.

----  В те времена были ещё товарищеские суды, месткомы, женсоветы... - подсказали подруги по смене.
----  Писала я туда заявления. Меня же и вызовут: «Писала?», «Писала», «Обижает?», «Не обижает», «Деньги пропивает?», «Не пропивает», «На детей дурно влияет?», «Не влияет». На этом и заканчивается.

----  Самогонку однажды гнал. Сам заваривал, сам перегонял, да дорого она ему обошлась. Я пришла как раз домой, заглянула в кухню, а там спиртзавод работает. И до того уже достало всё это, что я не выдержала и сказала: «Чтоб ты сгорел!!».И столько я чувства вложила в эти слова, что саму оторопь взяла.

   Сказала и ушла в ванную стирать. А он на один раз прогнал, показалось недостаточно, решил на второй перегнать, посчитал, что будет и крепче и чище. Надо было водой развести, а он пожадничал, почти неразведёную залил в кипятильник. Кипятильник нагрелся, трубка в кипятильнике тонкая, создалось давление, кипятильник и взорвался. А пары-то спиртовые — полыхнула вся кухня. Я в это время за двумя дверями была да ещё машинка работает, ничего не слышу, стираю себе, пока дым до меня не дошел. Вбегаю в кухню, а там уже пожарники поливают из шлангов.

----  Соседка рассказывает потом: «Гляжу Аркадий голый вылезает из форточки, кричит: «Горим!», а из форточки за ним дым с огнём вылетают. Я за телефон, позвонила в пожарку, а Аркадий обгоревший, ободранный, в одних трусах. Скорую пришлось вызывать. Увезли его. И как он такой большой в такую маленькую форточку вылез?!».

----  Я потом пришла к нему в больницу. Лежит весь измазанный, забинтованный. «Ну что, - спрашиваю, - допился?! До чего ты докатился!». «Это, - говорит, - ты виновата. Накаркала. Зачем сказала: чтоб я сгорел? Вот я и сгорел.». Теперь я боюсь такие опасные слова говорить — вдруг опять сбудутся. Хирург лечащий и всё отделение несколько дней хохотали: «Ну что, самогонщик, пиши заявление в напарники к Никулину. Четвёртым будешь рядом с Вициным и Моргуновым». Я говорю: «Зачем ты про самогонку-то сознался? Сказал бы как учили соседи: от газу погорел». «А мне, - говорит, - что из-за вашей самогонки помирать что-ли? Я, - говорит, - думал, что от самогонки и лечение особенное».
..
----  Ну и после этого он пить перестал?
----  Как бы не так!
----  А т ы не пробовала с ним по хорошему? - не вытерпел присутсвующий при
разговоре напарниц сменный электрик, человек пожилой, многое в жизни повидавший.
----  Это как?

----  Ну, миленьким назвать. Пложалуйста попросить...
----  Ещё чего?! Он будет пить, а я пожалуйста просить?...
----  Может быть он от того и пьёт, что... - эектрик не сразу нашел слово для определения, - ну, что ты постоянно противостоишь.
----  Но ведь я же спала с ним.
----  И думаешь это всё, что мужику надо от бабы?
----  А что ещё?

----  Сухарём быть не надо. Ведь любила же ты его первое время, ну и любила бы дальше. Но вы ведь потом постепенно превращаетесь в мегер...
----  Я разве мегера?! - возмутилась Нина Павловна. -  Это я-то сухарь?! Разговаривала я с ним по хорошему, спрашиваю: «Ну что тебя заставляет пить?». Он честно признаётся: «Тянет! Вот, понимаешь, тянет! Без алкоголя чего-то не хватает». «Чего, - спрашиваю, - тебе не хватает? Семья нормальная, дети, зарплата, всё в доме есть..». «Но вот, - говорит, - сосёт что-то внутри. Прямо просит...».
----  Водка это тоже наркотик, - соглашается электрик. - на себе испытал».
----  Какой наркотик? - возразила Нина Павловна. - Ну не пей да и всё. Ан, нет! Начинаем разговаривать по хорошему, заканчиваем по плохому. Я начинаю кричать, он замыкается. Ну не понимает он меня, а я его.

----  Но ведь перестал пить!
----  А чего мне это стоило!!
----  И как теперь живёте?
----  По прежнему не понимаем друг друга. Он даже бойкот мне объявил: «Чтобы я ещё хоть раз до тебя дотронулся!». Спим порознь.

----  Смени позицию, Нина Павловна, ты же как встала в противостояние ещй=ё при Союзе, так и выходишь из неё.
----  А ну вас, мужиков. Вы всегда друг друга защищаете,  из солидарности.
----  Ну если дети его любят, значит не совсем он падший человек. Душа в нём есть, и дети это чувствуют.

----  У вас в душе одна водка.
Но электрик давил на свою клавишу:
----  Вчера я смотрел телепередачу о режиссёре Любимове. Его жена Наталья так выразилась: «Если мужчина видит, что женщина его безгранично любит, он пойдёт ради неё на любые жертвы. Мой любил выпить, курил по две пачки сигарет в день, всё сразу прекратил по моей просьбе». Но многие же из вас не просят, а приказывают, требуют, командуют, перевоспитывают. Злоупотребляете вы  своими возможностями влиять на мужчин.

----  Это вы злоупотребляете своими пристрастиями. Нет, даже после ожога пить он не перестал. Последней границей для моего терпения стала поездка в Абакан, где нам пришлось девчонок наших переселять из одной квартиры в другую. Они тогда ещё в институте учились. Он, как всегда быстро все дела устроил. Уж в этом он молодец! Едем домой, я гляжу, у него челюсть отваливается и глаза закрываются. Засыпает он на ходу. Я в крик! Он останавливается, выходит из машины, открывает багажник, что-то в нём покопался, садится за руль как огурчик. Но дорога-то длинная, через некоторое время у него опять челюсть отвисает и глаза как у наркомана

  Я опять в крик. А ночь, возле Аскиза едва в канаву не угодили. Остановились на самой бровке.  Он опять порылся в багажнике и садится за руль как новый рубль,. весёлый и шутливый. Но ехать-то еще сотня километров! Перед Абазой опять едва под откос не угодили. Ну, думаю, всё!! Терпение моё кончилось! Надо разводиться. Приехали. А он в гараже задержался. Приходит оттуда уже вообще никакой, в драбадан пьяный. Только тогда догадалась, что у него в багажнике водка была. Вот он и взбадривал себя ею всю дорогу.

----  И всё-таки я не ушла от него. Ушла только в другую комнату, на другую кровать. Неделю так живём,  другую, встречаемся только на кухне за столом. Во мне уже ничего к нему не осталось, одно равнодушие. Сидим вечером у телевизора, кресла рядом, молчим. Он говорит:
----  Ты меня ненавидишь!

----  И не спросил, констатировал, да с таким проникновением, Что я поняла: до него дошло! Дошло, что жизнь развалилась, что жить-то ему кроме как самогонкой больше и не чем. Я только отодвинулась подальше. Мне было уже всё равно. У меня даже зла на него не осталось.

  Пошел он на следующий день в больницу и говорит наркологу: «Сделайте со мной что-нибудь. Самому надоело пьяному быть. Сделайте, не то я сам что-нибудь с собою сделаю...». Двое суток держали его в больнице под капельницей и на уколах. Опомнился. Не захотелось быть ненавистным. Неуютно показалось в такой роли. Семью терять не захотел, да и работу тоже. На шахте предупредили: ещё одно замечание — уволим, не посмотрим на стаж и заслуги.

----  Давно надо было капиталистические порядки навести, не было бы в людях такой расхлябанности, - вывела заключение напарница по работе. - Твой-то хоть опомнился, а мой до сих  пор не может. Неделями дома не живёт. Где находится неизвестно. Однажды приходит, я спрашиваю: «Ты где неделю шлялся?». «Как где? На работе!». «Тебя же, - говорю, - неделю дома не было». Выпучил глаза на меня, спрашивает: «А какой сегодня день?». Я говорю: «Пятница». «А когда я ушел?», «В пятницу». «Так чего же тебе надо, - говорит, - Я в пятницу ушел на работу, в пятницу же и с работы пришел...».

Вроде бы и смешной рассказан был случай, но женщины не смеялись: так достало их это великое зло — водка.

----  Жизнь мою не назовёшь беспросветной. Кое-кто завидует, - повторила в заключение своего рассказа Нина Павловна, - говорят, что я как сыр в масле катаюсь А зачем завидовать, если глубины не знаешь. Внешне да, у меня благополучная семья. Сын на хорошей должности, дочери тоже, но как я вокруг погляжу, не одна я саночки вожу. Этим и утешаюсь. Нет, не жалуюсь я на жизнь, просто констатирую.

Но старый электрик, умудрённый жизненным опытом, прошедший, наверное, все муки ада в семейной жизни, всё-таки вывел своё резюме:
----  Скучно ему рядом с тобой стало, а может быть и даже тошно. Не зажигаешь ты его, а тушишь. И всё из-за женского стремления держать верх над мужиком.
----  Иди ты... - парировала Нина Павловна, и больше не стала участвовать в разговорах на семейные темы.
Сентябрь 2002г.


Рецензии