Детство круглый год

    
                Весна
               
  А вот скажи мне буржуяка, чем ты, к примеру, занимался весной одна тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года?
  Поди гулял с няней в парке, по дорожкам, чтоб штиблеты не замарать.
А мне той весной тоже семь лет уже было. И дорожек в глухом таёжном посёлке для прогулок никто не выдумал. Дорога была, для машин, и вдоль неё, этой грунтовой дороги, тротуар был. А вот представь себе, деревянный, в три широкие доски, вдоль всей деревни тянулся. Чтоб люди могли, значит, ног не вымазав, сходить куда им надо. В сельмаг например, в больницу, или в клуб вечером.
   Сейчас эти заведения «дворцами культуры» именуются, и скукотища в них, по большей части стоит. А тогда в клубах жизнь прямо кипела! Кино- по десять копеек для детей, и до пол-рубля для взрослых, смотри, пожалуйста. Бывало из города артисты на поезде приезжали, с инструментами музыкальными, песнями и даже фокусами! Библиотека огроменная в клубе работала, книжек в ней было видимо-невидимо, бери, читай. И читали, а читали мы много. Жуль Верн, Эдгар По, К.Паустовский, Чарльз Диккенс, Конан Дойль, Пришвин, Марк Твен, О. Генри, если я всех наших любимых писателей здесь упомяну, то и целого листа мало будет.

  А какая была,в той далёкой поре, деревенская школа! Это вам не нынешние зачуханные школы. В двух деревянных корпусах, через небольшую площадь, напротив друг друга, располагались начальные и старшие классы.Были также свои замечательные мастерские, при которых имелся даже свой грузовик. Смешной немножко, с деревянной кабиной и таким длинным носом, ну как в кино про войну показывают. Так он взаправду по деревне сам ездил, такой красивый!
    Немножко в сопочку от учебных зданий, располагался школьный сад с огородом, и всё там росло: вишня, смородина, малина, редиска и всякая всячина. Там же неподалёку и тепличка небольшая имелась и конечно же работала. А из кабинета химии, на первом этаже, вечно чем-то замечательно воняло, там, на запретной для первоклашек территории, жила тайна! Спортзал был похож на нынешние, школьные залы, только поуютнее, а вот школьный стадион! Я вам ручаюсь, можете объехать пятьсот школ вокруг, а такого не найдёте! С трибунами, беговой дорожкой, ямой с опилками для прыжков. Шест, кольца, канат висели на улице просто так. Несколько перекладин, брусья, бревно. Словом там было всё, и всё это содержалось в отличном состоянии. Тогда почему-то страна могла себе это позволить, богаче что-ли была?

  Я, в общем-то, про тротуар начал говорить. Ну когда нормальные пацаны по тротуару ходили? Разве что по дороге в школу и обратно, потому как вымазаться тут никак нельзя, там же девчонки всё-таки, да и мать выдаст за форму- денег стоит.
  А на дворе март уже вовсю распоряжается. Вы как хотите, а мне из весенних месяцев март больше всех нравится. Это такое время, когда всем становится ясно, что зима когда нибудь закончится и летние каникулы всё-таки состоятся! В лесу, да и так, где солнце не очень заглядывает, ещё сугробы лежат нетронутые, а с каждого бугорка уже бегут ручьи! Они с утра скромные, еле шевелятся, а к обеду разгоняются и мчатся как бешеные. Бурлят и пенятся, волокут на своей спине соломины, щепки, всё что зима разбросала, всё ручейки подбирают и весело тащат куда-то. Очень интересно получается если ручей перегородить. Палками, камнями, можно грязи подгрести, только побыстрее надо всё это делать. Пенистый поток, когда упирается в такую плотину, сначала как бы удивляется, кто это посмел его остановить, а потом начинает искать себе дорогу. Тычется во все стороны, за край запруды всё пытается вылезти, да не тут-то было, мы то тут зачем? Сейчас же подсыпать повыше опасное место. Зато как он торжествует, когда победа всё-таки остаётся за ним! Расшвыривая по сторонам наши труды, освободившийся пленник несётся вниз, и мы с ним на перегонки, кто быстрей до ближайшей канавы добежит! Невероятно захватывающе!
  Есть, правда, одна опасность в этом деле, одежда и обувь во время таких соревнований неизбежно страдают, может и влететь дома, по легонькой. Так если на всё оглядываться, то и детства может нормального не получиться.
 
  Родители это тоже понимали, и однажды субботним мартовским утром отец принёс из сельмага сапоги, мне и брату. Настоящие кирзовые сапоги, как у солдат! Чёрные, с подбитой гвоздями крепчайшей подошвой! Вы и представить себе не можете как они замечательно пахли! Этот запах ни с чем нельзя сравнить. Так пахнет сила и прочность, это запах волнующих путешествий, да что вам говорить всё равно не поймёте. Если их чистить, между прочим, они могут и воду не пропускать! Отец и крем принёс для этого и щётку тоже, всё как у солдат! Скорее на улицу, в таких вездеходах никакая грязь ни почём. Почти вся улица была в таких сапогах, да наверно и вся деревня. А ещё для пацанов в те времена продавались настоящие ватники. Тоже чёрные и тоже замечательно пахли магазином, вот жизнь была!

  Цветы я не очень любил, пацан всё же, какие могут быть цветы? Но когда рядом с осевшими серыми сугробами, из под старых листьев пробивались  подснежники, как не обрадоваться? Март не то что май, красками богат не очень, а тут из под блёклого серо-коричневого ковра выглядывает такая красота! Ярко жёлтые, на толстенькой не высокой, но зелёной-призелёной ножке эти первые цветы были для нас как приветики от будущего лета.
 
  Лето…, когда оно ещё придёт. Но нужно соображать, что у и лета хватает своих минусов. К примеру полоть картошку. На грядки мать не отправит, потопчем больше, а вот от картошки нам никак не отвертеться. Огород мамкин на сопочке, ручей чуть пониже будет, так вот воду из того ручья таскать тоже наша обязанность была. Так что март хороший месяц, ни картошки тебе ни полива, да и комары ещё спят где-то.
 
   Вот ещё одна забава мартовская есть — бумажный флот! Если весенние ручьи запрудами не злить, то они очень даже здорово несут на себе наши бумажные кораблики. Чей кораблик дальше уплывёт? Разрешалось по правилам, бежать рядом и немножко прутиком помогать, где повороты крутые или перекаты. Можно ещё для устойчивости камушки на дно положить, то же помогает, в общем, тут тоже думать надо. Когда было ветрено флотоводцы вместе со всем флотом перемещались от рек к морям, то есть к лужам. Правда, взрослые это дело не очень одобряли, не любят они луж почему-то, а зря. Впрочем, мелкие лужи мы тоже не любили, а вот глубокие, это другое дело! Забираешься в своих сапогах- вездеходах на самую середину и осторожно опускаешь кораблик на воду. Как чудно он бежит подгоняемый ветерком, кораблик из обычного тетрадного листа.
   Беги, кораблик, беги и не оглядывайся назад, там, впереди взрослая жизнь, полная волнующих тайн и чудесных приключений.


Рецензии