Павел Савельевич Осипов, учитель физики

               
               
                Павел Савельевич Осипов, учитель физики в Красночикойской школе. Этому чудесному человеку было лет тридцать семь лет, а мне
 тринадцать, когда я впервые вошла в его кабинет .Год 1967. Предмет был новый, неизведанный. Нас, семиклассников, поразил и учитель и его кабинет. Перед доской на небольшом возвышении был оборудован демонстрационный стол. У окна, рядом со столом, кафедра, за которой сидел наш учитель. Таким образом, он нас видел очень хорошо, а нам его было и видно, и слышно.               
               
               
                И вот мы встали, приветствуя Павла Савельевича. Он нажал на какой-то рычажок, и одновременно стали опускаться шторы затемнения на окнах, раскручиваться белый экран на доске, и из окошечка лаборантской класс прорезал яркий луч.Мы , разинув от удивления рты, стали смотреть фильм по теме. Сразу признаюсь, что хоть физику я учила старательно, но многое для меня оставалось тайной за семью печатями.               
               
               
                Однажды учитель вызвал меня к доске,надо было рассказать про плечи силы, записать формулы на доске. В тоске смотрела я на своих друзей.Большинство опустили глазки, и только Валера Кочетков  огромными буквами на альбомном листе написал эти злополучные формулы и , повернувшись боком к Павлу Савельевичу, пытался спасти меня. Думаю, что он все-таки это заметил, но дослушал меня до конца терпеливо.               
               
               
                Помню, как мы пришли на уроки в старую школу. Перемена. Наши пацаны, которым мы крепко насолили, решили нас проучить. Но ноги у нас были длинные. И вот мы летим, как вихрь, по коридору, погоня дышит нам в спину. И тут Павел Савельевич идет, дежурный учитель. Он ребятам приказал остановить бег, мы успели уже добежать до края лестницы, под которой намерены были спрятаться. Мальчишки и ухом не повели на его окрик! Тогда он ловко метнул свой батожок, на который опирался из-за хромоты, первому преследователю. Тот грохнулся. На него автоматически свалились остальные. Прозвенел звонок на урок. Мы чинно и степенно прошли мимо строя парнишек, которых усердно отчитывал наш справедливый заступник.               
               
               
                Из нашего класса пять человек записалось на кружок кинодемонстраторов, в том числе и я. Вообще-то туда охотно пошли мальчишки. Ведь после его окончания каждый получал удостоверение киномеханика. Его допускали к демонстрации фильмов в школьном кинозале. Директором был наш ученик Саша Резников. Контролером Катя Никитина.Павел Савельевич и его лаборант терпеливо и понятно рассказывали, как устроен аппарат, как заряжать кинопленку, как ее перекручивать, как делать переходы от серии к серии, чтобы он был плавным. Наука это только на первый взгляд легкая. А на практике-ого-го!               
               
               
                Ну вот и настал наш черед попробовать свои умения и навыки. Для первого раза нас пустили в кинобудку. Мы стали в маленькое окошечко смотреть фильм. Это была сказка Пушкина "О царе Салтане", Фильм цветной, с прекрасными актерами , музыкой. Руки чесались попробовать самим демонстрировать фильм. Но старшеклассники на первых порах разрешили нам только перекрутить кассеты. Так прошло несколько дней.Я поймала себя на мысли, что уже ненавижу этого Салтана, особенно там, где он пальцем лопает мыльные пузыри. И тут фортуна повернулась к нам, новичкам, лицом. Посовещавшись ,наши наставники уселись в зале, а мы быстренько зарядили пленку и....,раздался такой сокрушительный рев, визг, топот и свит из зала!!! Взглянули в окошечко и все поняли, не перекрутили пленку, кино идет задом наперед. Прогнали нас бывалые киношники тогда в шею.               
               
               
                Прошло с тех пор очень-очень много десятков лет. Мне часто снится сон, надо идти на физику, а я ее не учила, мне страшно, но Павел Савельевич меня никогда не спрашивает. Я думаю, а как же я перейду в следующий класс без единой отметки?! И вдруг вижу в журнале за год в строке -физика, четверку!!!!Какая радость!Недавно в свидетельстве об окончании восьми классов вдруг увидела, что по физике у меня пятерка. А внизу собственоручная роспись педагога!               
               
               
           Навсегда запомнила этого  веселого, остроумного, жизнерадостного , справедливого, такого родного человека и учителя, Павла Савельевича Осипова.


Рецензии