Олонецкий чернозём
При Екатерине II впервые были приняты меры к повсеместному разведению картофеля.
Здесь надо сказать, что общепринятое мнение, что картофель, который раннее на Руси не жаловали, насильно внедрил Петр Первый, не совсем правильное. Картофель известен был на Руси еще в VI веке. А Петр Первый, действительно, в конце XVII века, находясь в Нидерландах по корабельным делам, заинтересовался этим растением, но выслал только мешок клубней графу Шереметьеву для пробы и "для расплода". Как свидетельствует история, указы Петра о повсеместном разведении "земляного яблока" стали вызывать бунты* и идею эту пришлось оставить… на полвека...
Во времена же царствования Екатерины II необходимостью к внедрению массовых посадок картофеля послужил голод в Финляндии в 1765 г. По этому поводу медицинская коллегия, президентом которой был в то время барон Александр Черкасов, рапортовала Сенату, что лучший способ к предотвращению этого бедствия "состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тартуфелями и картуфелями".
Тогда же по повелению императрицы Сенатом разосланы были по всем местам империи семена и наставление о развитии картофеля и заботы об этом поручены губернаторам.Но как посадишь много картофеля в тех местах, где из-под земли вместо плодов растут валуны? Что в тайге на камнях вырастет? И тут снова на помощь людям приходит шунгит.
Дело в том, что при длительном механическом воздействии на шунгитовые слои, выходящие на поверхность земли, а также при постоянном воздействии природных осадков, ветра и солнечных лучей, этот камень постепенно разрушается, превращаясь в рыхлую чёрную землистую массу. Присутствие же в шунгитах углерода и всевозможных минералов, определяет высокое содержание гумуса в этой массе. Таким образом, получается почва, по своему плодородию, даже превосходящая прославленные чернозёмы. Эту чёрную карельскую почву так и назвали: «Олонецкий чернозём». А высокоэнергетичнаяшунгитовая карельская земля стала основным поставщиком быстрорастущих, крупных и качественных клубней картофеля для голодающей Финляндии.
Сегодня также применяются препараты с выраженной биологической активностью на основе шунгитовых пород, которые позволяют повысить урожайность картофеля и значительно увеличить его стойкость к заболеваниям.
Первые официальные описания необычайно чёрной почвы относятся к острову Кижи, датируются 1792 годом и принадлежат академику Николаю Озерецкову. Учёный назвал её «углистым сланцем». «Кижский чернозём», «северный антрацит»,- все это названия одной и той же породы, которую изучали и более поздние исследователи: в 1848 году штабс-капитан Корпуса горных инженеров Н. К. Комаров, а также учёные – геологи Г.П. Гельмерсен и Б.3. Коленко.
«Золотой, хлебный остров» — так называли Кижи местные жители, ещё до 70-х годов прошлого века ходившие по узким тропинкам меж засеянных полей. Земли острова Кижи раньше принадлежали крестьянам двадцати двух деревень. Места здесь издревле были обжиты и возделаны, славились своей ухоженностью. Сохранились свидетельства, что Кижские «северные чернозёмы» привлекали пристальное внимание земледельцев ещё с рубежа 1 – 2 тысячелетий н. э. Шунгитовой землёй здесь очень дорожили. На острове была распахана вся земля, кроме болот и каменистых неугодий, тропинки были очень узенькими: «пята в пяту», камни собирали и укладывали в грудовицы.
В XVIII веке, для того, чтобы как можно больше освободить под пашню черноземной земли острова, две деревни перебрались на неплодородный материк. Свои дома разобрали и перевезли по воде, валуны скатили к берегу и на месте деревень стали растить хлеб. «Крестьянин часто рождался у борозды и умереть желал за плугом в борозде. То есть относился к хлебопашеству как к высокому служению, даже духовной работе».**
Как известно, Кижский погостсегодня-это Заповедник, Музей под открытым небом, который входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Кроме великолепной экспозиции деревянного зодчества, здесь демонстрируются народные ремёсла, проводятся праздники с традиционными трудовыми обрядами, старинными песнями и плясками. Но есть в Кижах то, чего нет в подобных других музеях под открытым небом: экспозиция традиционного земледелия, создание огородов и ржаных полей, демонстрация пахотных работ с использованием лошадей и деревянного плуга.
Местные крестьяне издавна из своей шунгитовой земли умели изготавливать стойкую чёрную краску. Эти их навыки очень пригодились в войне с Наполеоном в 1812 году, когда «олонецкойчернедью» на Александровском заводе в Петровской слободе стали окрашивать стволы артиллерийских орудий. Для изготовления стойких черных красителей, как на масляной, так и на водной основе, тонкодисперстный шунгитовый порошок применяется и в современном производстве. Кроме того, он используется как наполнитель полимерных материалов (полиэтилена, полипропилена, фторопласта) и заменитель технического углерода в составе резин. В этом производстве используется ещё одно удивительное свойство шунгита: в мелкоразмолотом состоянии он хорошо смешивается с органическими и неорганическими веществами.
«Олонецкий чернозём» сегодня по-прежнему остаётся очень привлекательным для использования в сельском хозяйстве. Измельчённый шунгит позволяет при посеве семян отказаться от некоторых операций, связанных с дополнительной обработкой и рыхлением земли за счёт его способности препятствовать образованию корки, ухудшающей всхожесть семян. Присутствующие в шунгитовой почве микроэлементы, биологически активные компоненты, а также сорбционные, каталитические и бактерицидные свойства самого шунгита, оказывают существенное влияние на продуктивность почв, повышают, ускоряют всхожесть и урожайность. Это великолепное органическое удобрение можно применять на грунтах любого типа: кислые почвы, при внесении такого удобрения, раскисляются без использования дополнительных примесей, в то же время в нейтральном по уровню кислотности грунте реакция нового удобрения остаётся нейтральной.
Кандидат химических наук О.В. Мосин считает, что уникальность «олонецкого чернозёма» объясняется структурой шунгита. «Шунгитовый углерод, -пишет учёный-биохимик,- образует в породе матрицу, в которой равномерно распределены высокодисперстные силикаты со средним размером около 1 мкм».
ПРИЛОЖЕНИЕ и ПРИМИЧАНИЕ:
* Русский народ упорно не желал допускать на свой стол картофель. Укоренение этого иноземного продукта затянулось на несколько веков и проходило с шумом и бунтами. Старообрядцы всегда запрещали своим единоверцам выращивать и есть этот овощ, называя его "чёртовым яблоком", "плевком дьявола" и "плодом блудниц". Известно, что даже в 1870 году близ Москвы были деревни, где крестьяне не сажали картофель на своих полях. Но почему?
Дело в том, что Петр Первый не только стал навязывать народу новые «европейские кушанья»: кофе, табак, водку, картофель и проч., но и издавать указы о запретах на выращивание ряда своих, привычных плодоовощных культур. В конечном итоге, эти насильственные меры привели к исчезновению целого пласта культуры правильного потребления пищи. Народ стал чаще болеть, нарушились обменные процессы, уменьшилась продолжительность жизни.Сейчас картофель у нас второй хлеб, который вытеснил на второй план остальные продукты питания. А когда-то в приоритете за столом у нас находились: репа, горох, капуста, редька, свекла, лук, тыква, хрен, морковь, петрушка, грибы, шишки, молодые жёлуди, камыш, яйца, груши, вишни, сливы, ягоды, всевозможные злаковые: рожь, ячмень и др., рыба, яйца, молоко и молочные продукты, мёд, растительное масло, орехи, всевозможные травы, иван-чай и дикие коренья. А сколько овощей и фруктов утрачено, не сосчитать!
Выращивали на Русской земле и экзотические ныне фрукты и ягоды. Огороды были у всех даже в городах. Сохранились свидетельства, что в Московских дворах в IX веке ананасы и дыни поспевали. Как? А делали своеобразные теплицы: обкладывали грядки навозом и покрывали слюдой.
А в Соловецком монастыре, расположенном за Полярным кругом, монахи угощали Петра I выращенными ими арбузами. Монахи монастыря и сейчас «вспоминают», как шумели сады с плодовыми растениями, зрели дыни, арбузы, виноград и персики.
Причем, было сезонное правило на Руси: употреблялись в пищу только те продукты, которые уродились в данное время года и в данной местности. Так, в «Медовый спас» спасал мёд, а в «Яблочный спас»-яблоки. На зиму же делали всевозможные запасы зерна, муки, орехов, проводили заготовки: сушили, солили, квасили, мочили. Всю зиму пекли разные пироги, колобки, томили в печи каши, варили овсяные кисели, делали похлёбки, лепили пельмени, вареники, ушки, нарезали лапшу. Ну и мясо, рыба,-как без этого - зимой? Продукты правильно сочетали, как и сейчас, по законам раздельного питания, мелко не нарезали. Пищу на канцерогенном масле не жарили, а медленно томили в печи без бурления и окисления, таким образом, сохраняя все витамины и микроэлементы. После обеда -обязательный дневной сон для сохранения сил: летом какая работа в самое пекло? Да и кровь от мозга к желудку приливает: желудку-работа, голове- отдых.
На зиму и травы лекарственные заготавливали-«от случайных хворей», и зелья любовные вариливиагру современную, чтобы к следующей осени не только урожай поспел, но и детки народились.
Картофель же, известный на Руси задолго до Петра, из этой правильной системы питания выпадал. Считалось, что картофель - это крах - мал, то есть маленький крах для здоровья человека.
А.Саврасов в своей книге "Знания, хранимые дольменами" пишет: "Картофель – имеет энергию слабую, неуравновешенную, неуверенную, энергию сомнения. Организм делается вялым, ленивым, кислым. Твёрдую энергию картофеля называют крахмалом, который в организме щёлочно-кислотной обработке не поддаётся, из организма выводится плохо, резко снижает скорость мысли, блокирует иммунную систему. Картофель ни с какими продуктами не совмещается. Если его есть, то отдельно, желательно варить в мундире. В кожуре и сразу под ней находится вещество, которое помогает расщеплять крахмал. Картофель можно есть молодым-первые два месяца, потом он становится ядом ".
Медикам известно, что картофель – продукт, образовывающий в организме очень большое количество слизи, которая из организма практически не выводится, но откладывается, вызывая многие болезни.
Так что, коло-радскому жучку надо георгиевскую ленточку вручить за неустанный подвиг по освобождению России от картофеля. За него и Коло радуется!
** По материалам книги О.А. Скобелева «Традиционное земледелие в музее-заповеднике «Кижи» Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/11/592
Свидетельство о публикации №221031100509