Библиотекарь Атан. Рассказ. 17

Продолжение.  Предыдущее - http://proza.ru/2021/03/06/910

17

Атан поймал себя на том, что ему не хочется уходить из ледяного мира. В нём было удивительно спокойно, он бы сказал – защищённо.  Мысли успокоились, было такое чувство, что он всё делает так, как нужно. Беспокойство возникло, когда Атан случайно посмотрел себе под ноги и не увидел своего отражения на зеркальном полу. Он присел на корточки, но ничего не изменилось, словно его, Атана в данный момент здесь не было!  «Вывернутая» фигура между зеркалами осталась, как была, она тоже присела на корточки… 
Библиотекарь присмотрелся и увидел, что стены его тоже не отражают. Он хотел подойти ближе, чтобы удостовериться, но вдруг понял, что этого делать не следует. И почти сразу в голове зазвучала мыслеречь советника:
¬– Тренировка закончена, возвращайтесь, Атан.
Как произошло возвращение, он не запомнил. Осознал себя только облачённым в наспинную «черепаху», наколенники и термокостюм в холле перед открытой аркой с именной табличкой «Я. Вонап», которая мигала, приглашая войти. На сей раз никаких препятствий не возникло, Атан оказался в маленькой комнате с тремя креслами, в которой уже побывал. Он машинально отметил, что сидел в ближнем к двери кресле, а два других занимали «капитаны Вонапы», но вспомнить , кто из них с ним беседовал, так и не смог.
– Атан, снимите экипировку, оставьте её здесь, – велел голос. – Сейчас вы отправитесь отдыхать. После отдыха вы вернётесь сюда.
– К зеркалам?
– Да. 
– Мне можно знать цель и задачи тренировок?
– Приём скана пострадавшего на Плутоне.
Атан почувствовал себя полным идиотом.
– Спасибо, – смущённо ответил он. – Повинуюсь, коллстар…
Снятся ли клонам сны? Вопрос риторический. Считается, что сон – это работа подсознания, чуть ли не связь с непознанным, в древности даже сонники были специальные для объяснения снов. Только клонам это всё не нужно, нет у клонов снов. Лёг клон в своё спальное кресло, если надо думать во сне, так включил задание в программу гипнотизатора. Сон – это время анализа в покое. Подходя к своей арке на третьем ярусе в холле D-3, Атан вдруг вспомнил, что теперь никакого спального кресла и гипнотизатора у него нет. Есть койка и подушка, пусть она и «умная», но гипнотизатор не заменит.
Подавив зевок, библиотекарь огляделся. На терминале светились кружки присланных сообщений.  Питатель распространял запах горячего шоколада – любимого напитка библиотекаря. Взяв стакан с лакомством, он подсел к терминалу. Директор станции «Плутон-Орбитальный» Грант Маринкин ответил на запрос о Ване Лбере и сообщал, что после случайно обнаруженного на борту станции аккомодатора Ван способствовал возвращению из марсианского сегмента станции пострадавшего пилота Зера, который был взят на лечение резонансными кристаллами. Сухими словами директор сообщал, что «в условиях принудительной дезактивации марсианской миссии Ван К. Лбер сумел остаться деятельным,  отключить мониторы и дать команду на отправку бокса с пострадавшим к грузовому шлюзу». Маринкин особо подчеркнул, что Лбер сопровождал бокс до шлюза и смог разъяснить ситуацию землянам, за что ему выражалась искренняя благодарность.
Атан отхлебнул шоколад и задумался. В сообщении была новая для него информация про использование резонансных кристаллов для пострадавшего землянина. А Лбер про кристаллы спрашивал… Неужели Ван был готов переписать себе разум пилота-землянина, чтобы его сохранить? Единственное известное Атану применение резонансных кристаллов состояло именно в сопровождении переноса разума, у него с Ваном они были одного номера, по сути – они братья по резонансу. Он, Атан, может принять эстафету …
Следующие сообщения он просмотрел бегло. Автономия сообщала о дезактивации всех клонов, причастных к обслуживанию взорвавшегося планетолёта. Центральный библиоколлектор Автономии извещал о перерегистрации старших библиотекарей, они там только и заняты, что библиотекарей перегистрирует, как будто их в Автономии много… Но сам факт получения такого сообщения означал, что из коллегии библиотекарей его не исключили и свой статус он сохранил.  Атан почувствовал, что хочет спать, и нет никаких сил бороться со сном. Поставив недопитый шоколад, он  добрался до койки и сразу заснул…
Как наяву он снова увидел ледяной зал, переливающиеся сине-зелёные наплывы каких-то отражений, в мозг стучался какой-то быстрый ритм, вытесняя все мысли и ощущения. Постепенно вся концентрация сознания сгустилась в зеркалах, только между ними он видел не свою «вывернутую» фигуру, а блестящую пирамиду инфа тайного члена, над шаром которого пристально смотрело на Атана лицо девушки – Нины. Губы её шевелились, вдруг библиотекарь понял, что она говорит: «Мой… Алёша… Мой…»  «Алёша»? А почему – «Алёша»?...
В сознание ворвался резкий звук. Атану показалось, что он идёт от терминала. Он с трудом заставил себя поднять голову и посмотреть в ту сторону, но терминал не светился. Звук повторился снова, по голове хлестнула опоясывающая боль. «Я вырываю эту боль», прозвучал в ушах далёкий голос Лбера, и всё стихло. Тут библиотекарь заметил, что он в комнате не один, около его койки замер инф тайного члена.
– Инф, мне – пора? – покорно спросил Атан,  поднимаясь и спуская ноги на пол.
Робот не отозвался. Подождав немного, библиотекарь коснулся его рукой.
– Инф! – позвал он.
Убедившись в бесполезности своих попыток, Атан прошлёпал босыми ногами к терминалу, включил его и некоторое время с удивлением смотрел на сообщение «Сеть недоступна». Вспомнив про диск с Киссом, он дёрнулся к нему, но остановился на полпути: на полу диска не было. Вместо него стояло что-то странное с широким отверстием посередине корпуса и тонкой длинной палкой, многократно перечёркнутой поперечными полосками. На палку были натянуты проволоки разной толщины. Библиотекарь никогда не видел ничего подобного.
Атан на цыпочках подошёл к новому объекту и вдруг понял, что откуда-то знает, что это. Он уверенно протянул руку к палке с проволоками. Проволоки загудели, он прижал их пальцами. Дальше надо было сесть и положить «это» на колено. Он вернулся к койке и сел на неё, стараясь не задеть неподвижного инфа своей находкой. Она пристроилась к нему очень удобно, одна рука осталась на палке, а другая коснулась пальцами проволок. Когда родился звук, библиотекарь вздрогнул. Колонисты-люди слушали музыку, играли на синтекристаллах, но клоны никогда не музицировали. Никогда. У них не было таких целей и задач. Но ему же сказали, что он не клон больше, он – дублёр… В мыслях словно сработал какой-то переключатель. Атан перестал размышлять…
На третьем ярусе в холле D-3 из арки поселённого здесь дублёра  тишину потеснили нестройные звуки струнного инструмента и неуверенный мужской голос:

«Королева снежная,
От морозной нежности
На щеках румянится
Ранняя заря,
В нашей зимней вечности
В нашей вечной снежности
Навсегда останемся
Вместе –
Ты и я…»

Песня вдруг оборвалась. Тишина вернулась на своё место. В комнате Атан бережно поставил свою музыку в уголок, чтобы она не упала. Он сам не ожидал такого. «Королева снежная…» Сетевой доступ не нужен, он же просил сохранить портрет Нины на терминале, когда через инфа разговаривал с Линником, вспомнил библиотекарь. 
– Терминал, сохранённый портрет девушки! – приказал он и долго рассматривал появившееся на экране изображение, впитывая каждую чёрточку лица…
В комнате чем-то запахло, чем именно, он не разобрался, но запах был. Принюхавшись, он понял, что запах исходит от инфа, от его шара.
– Инф! – снова позвал Атан.
На сей раз робот среагировал, но странным образом: он развалился. Шар сверху со стуком упал на пол и покатился в угол под стол, а конусное тело осело на бок и выпустило из-под себя лужу коричневой жидкости. Она очень быстро испарилась, оставив после себя желтоватую пыль. Библиотекарь дотянулся ногой и  выкатил из угла шар, потом поднял его, погладил  и положил на стол рядом с терминалом. От удара по поверхности шара пошла мелкая сетка трещин. «Все, голограммы он уже никогда не покажет», вздохнул Атан, «бедный инф…»
Библиотекарь надел обувь и выглянул из арки в холл. Там ничего необычного не было.  Горел свет, шелестели вентиляторы. Атан спустился вниз к «зеркалам», но его встретила закрытая арка с именной табличкой «Я.Вонап» и ярко-красной полосой, запрещающей вход. Потоптавшись около неё, библиотекарь решил подняться в зал инфа. Сомнений не оставалось: пока он спал, случилось нечто серьёзное.
В зале инфа над белым кругом в туманном ореоле Атан увидел такую же койку, как у него, и лежащее на ней тело. Около койки стоял куб кибердиагноста. Подойдя ближе, он рассмотрел в лежащем человеке  черты Линника.
– Запись произошла? – спросил библиотекарь, подняв голову к потолку и только сейчас заметил на нём мерцающее зелёное сияние.
– Ран Атан! – ворвалась в его сознание мыслеречь. Такого голоса он раньше не слышал. – Идите за поводком в зал тайного члена!
Поводок – мигающий жёлтый кружок на полу привёл библиотекаря в другой сводчатый зал, в котором на невысоком, в пару ступеней, круглом, белого с искрами цвета подиуме  стояли большие бежевые противоперегрузочные кресла. В них никого не было. Кружок исчез и Атан остановился.
– Ран Атан! Запись произошла. Носителями скана разума пилота Алексея Зера являются Алекс Линник и Ран Атан. Пробуждение Алекса Линника займёт несколько месяцев. Пробуждение Рана Атана будет совершаться по мере посещения «зеркал». Задача дублёра – подстраховка пробуждения Алекса Линника, – сообщил голос.
– То есть, если что-то пойдёт у него нештатно, то…
– Вы правильно поняли, Атан. При нештатной ситуации дублёр получит приоритет.
– Линник – естественнорождённый,  – неожиданно для себя самого сказал библиотекарь. – Я понимаю приоритеты, снежной королеве не нужен клон. Задачи дублёра я исполню.
– Вы не клон, Атан, – в неведомом голосе послышалось тепло. –  Весь состав тайных членов Высшего Совета Марсианской Автономии дезактивирован и передаёт вам свои функции. У меня не было иного выхода, чтобы обеспечить проведение эксперимента, супермозг основного  купола заблокировал свои ресурсы,  и мне пришлось резко сократить набор интерфейсов во имя жизни  Алексея Зера и ради пробуждения Алекса Линника. Занимайте любое кресло, тайный член Атан! Слава Марсу! Мы впервые телепортировали разум!

Продолжение http://proza.ru/2021/03/11/674


Рецензии