Память прошлых лет. часть 12. Долгие годы взрослен

         
      В моей истории любви все шло по классическому варианту. Я вышла замуж за любимого человека, образ которого долгие годы хранила в своей душе. Я была счастлива. У меня начиналась новая, необыкновенно счастливая жизнь. Я ничего не видела вокруг и все воспринимала в идеально розовом свете. Было ощущение, что все только меня и ждали, люди вокруг были добрые и внимательные, готовые во всем помочь и все рассказать. А самое главное рядом мой ненаглядный и любимый Курбатский. И я с головой бросилась в новую шумную жизнь........... .    Как только не разбилась! Но обо всем по порядку!

           ПЕРВЫЙ ГОД В МОСКВЕ.

          Москва притягательна издали, когда ты живешь вдали от нее. Для нас, провинциалов (а я и была ею!) с Москвой связаны самые восторженные понятия. Музеи, театры, магазины, наполненные необычным товаром, в общем, праздник.
          Но праздник никогда не бывает вечным. Вечной бывает только простая жизнь изо дня в день, наполненная обычными житейскими делами. Для такой жизни Москва тех лет была приспособлена плохо. Те, кто родился в ней, конечно, привыкают к столичному образу жизни, но мне пришлось очень туго.
          Расстояния! Они съедают массу времени и сил. Не смотря на хорошо налаженный общественный транспорт, любая поездка на работу, концерт или в гости занимает 1 -1.5 часа в один конец. Слова «в один конец» стали мной применяться только в Москве, раньше в таком измерении я не нуждалась.

          Жили мы с Володей в маленькой 12 метровой комнате в трехкомнатной коммунальной квартире в пятиэтажном доме. Мытищи, Московской области.
          На работу я ездила вначале электричкой, а затем на трамвае. В один конец около часа. Для меня, жившей последние четыре года рядом с институтом, вначале это показалось забавным, но очень скоро стала накапливаться усталость, и стало не хватать время на что-то самое обычное.
          Знакомых нет. Друзей нет. Виктор с семьей живет на другом конце Москвы, да он и сразу дал понять, что не в восторге от нашего союза. Он единственный фотографировал нашу свадьбу, а затем уничтожил все негативы, поэтому у меня и нет ни одной свадебной фотографии.
          В нашей квартире в соседней комнате проживала семья, где была дочь на 3 года младше меня и ее мама имела свои планы на Володю. Поэтому дружбы с ними у меня получиться не могло.
          Дружеские отношения сложились с третьей нашей соседкой, которая была старше меня лет на пятнадцать и работала на конвейере на обувной фабрике. Жила вместе со своим двенадцатилетним сыном. Рабочая косточка, правильная, грубоватая женщина иногда скрашивала мои не очень спокойные времена.
 
          Я устроилась на работу в НИИСС(синтетического спирта — нынче такого института нет) младшим научным сотрудником.
          Первое задание: Рассчитать автоклавы на заданную производительность и выполнить чертежи. В институте страсть не любила все, что касалось оборудования, но работа есть работа и я, вооружившись институтскими знаниями, разыскав дополнительные справочники, погрузилась в работу. К концу недели мои расчеты вместе с черновиком  чертежа я понесла к заведующему отделом. Возможно, как-то его это устроило, потому что мне была поручена другая работа.
          Не помню его реакции, но хорошо помню реакцию работников отдела, где работали в основном женщины. Они молча смотрели на меня, а одна из них спокойно  рассказывала, как надо работать. Идея та же, что и в цехе ширпотреба завода пластмасс, где я работала на первом курсе института.
          На заводе все работали медленно в присутствии нормировщика. А здесь надо вообще работать медленно и только в присутствии начальника. Если сроки не оговорены, то мою первую работу я могла делать целый месяц. А то получается, что мы бездельники, а ты вот такая на все способная — звучал лейтмотив в этом разговоре.
          Научили! Теперь я считала и чертила только тогда, когда мог видеть начальник, остальное время — мое личное. На зарплате это не сказывалось, но только было все это не по мне.
 
          А моя семейная жизнь явно не складывалась. Говорят, что браки создаются на небесах. Интересно — а по какому принципу? Для счастья? Для укрепления характера? Для процветания государства? Предупреждать бы надо!
            Однако нам с Володей явно не повезло. Наши представления о семейной жизни были совершенно разными. Я это сегодня понимаю! А тогда?!
         Я ждала его всю свою недолгую  жизнь и хотела вознаграждения за свое терпение. Нет ни материального, или чего-то сверх обычного. Просто внимания и ласки. А Володе нужна была только тишина и мое отсутствие, потому что мое присутствие его напрягало. Вот и долгожданная сказка!

         Мы никуда вместе не ходили, вместе не гуляли, не проводили время в разговорах. Тем временем наступило наше первое лето. Лето отпусков.
         На мою просьбу устроить свадебное путешествие, Володя сказал, что летом ему вряд ли дадут отпуск, а раз у меня отпуск получается, то не надо отказываться и отдохнуть так, как я захочу.
         В середине июня на две недели я уехала к маме в Херсон. Мама, конечно, была удивлена, что я приехала одна, но я заверила, что у мужа ответственная работа и он не может все бросить.
         Однако, уже в августе, Володя объявил, что едет в отпуск в санаторий, в Крым. Сказать, что я была в шоке, это значит не сказать ничего. Я ушла из дома и ночевала на вокзале, сгорая со стыда, что поверила его уверениям пару месяцев назад. Я была раздавлена.

        Накануне его отъезда я уже знала, что жду ребенка, но говорить об этом не хотела. Он уехал. У меня потянулись серые одинокие дни: работа — дом; работа- дом .... и слезы.
        Однажды по дороге на работу, в трамвае, я потеряла сознание. Мне вызвали скорую и я поступила в больницу с угрозой выкидыша. В больнице, благодаря общению с врачами, другими женщинами, я прониклась ответственностью перед своим будущим ребенком и взяла себя в руки. Именно там я вдруг поняла, что мое детство и юность закончились навсегда.
         Я написала Володе, что нахожусь в больнице. Ответ пришел быстро:      - Если надо, он готов приехать, но надеется, что все обошлось. В больнице и после я долго размышляла:  что мне делать? Очень хотелось остаться одной. Но где жить? В наше счастливое советское время квартиры в наем не сдавались, общежития были только на заводах и в учебных институтах. Мама только что вышла замуж и у них однокомнатная квартира. Выбор оставался один - жить там, где живу.

 
               
         Осень прошла быстро. На работе нагружать перестали, а женщины относились с теплом к молодой растерявшейся будущей мамочке. Володя видимо смирился с неизбежным изменением в своей жизни и стал более терпимым и внимательным.
         В Москве была еще одна особенность. Любые события человек отмечал в своем рабочем коллективе. Междусобойчик назначался на обеденное время, к которому накрывался стол соответствующий событию с обязательной выпивкой. Очень часто и после обеда шло тихое незаметное застолье, при желании тянувшееся и после работы. Ну, а во все календарные праздники это было совершенно нормальным явлением и считалось плохим тоном, если кто-то отвлекал других по рабочим вопросам.       Все это возможно и не имело большого значения, если бы ни одно «но». Мужья и жены на такие мероприятия нигде не приглашались.
        Как же мне трудно было понять, почему вечером накануне праздника я дома, а мой муж на таком застолье без меня. Спустя годы, я ко многому привыкла, но тогда в свой первый год жизни в Москве — все это было невыносимо.

 
               И так, я жду своего первенца. Кто? Мальчик, девочка?
         Господи, сколько «умных» разговоров на эту тему наслушалась! А вот книг на эту тему не было. Курсов для будущих мам тоже. Одни предположения и страхи. И вот началось! Схватки. Дома одна. Звоню Володе. Он занят: - Может подождешь до конца работы, а я постараюсь не задерживаться. Дождалась!  Вечером едем в Москву в роддом на проспекте Мира. Схватки длились еще почти сутки. Измучилась, и было все равно, лишь бы все скорей свершилось.
         Медсестра показывает новорожденного — сын!  Копия Володя. Даже странно, что такой точный слепок. А где же я, где хоть одна моя черточка? Все ! Можно спать, спать..... .

                ЧЕРЕДА ДНЕЙ.

            Трудно быть мамой. Начинающей мамой. Ничего не умеющей мамой. Мамой, которой некому помочь.
         В роддоме меня не предупредили, что у меня нет молока. Если ребенок между кормлениями плачет, то его там  прикармливают из бутылочки сцеженным материнским молоком и мой дитенок видимо жил за счет прикормов, а оказавшись дома жил на одной водичке и кричал днем и ночью. Откуда же мне было знать, что он сосет пустую грудь. Прошло 2-3 дня пока в детской поликлинике провели контрольное взвешивание и прикрепили нас к детской кухне.
         Следующий год я каждый день ходила за бутылочками в этот пункт питания. Через пару недель приехала моя мама и помогла мне направить режим жизни.
         Самое сложное — ежедневное купание. Купать в ванной неудобно - негде ставить детскую ванночку. В комнате — холодно. Остается общая кухня, где нагревали помещение горящей газовой плитой. Здесь свои действия надо было согласовывать с остальными жильцами. В общем, все мое время было поглощено, мелкими и хлопотными делами по уходу за малышом, которого целый месяц мы звали Женей, а в свидетельстве о рождении записали, что 27 марта 1968 года родился Дмитрий Владимирович Курбатский.

           Как же мне хотелось быть хорошей мамой! Самая очевидная мысль, что для этого надо просто любить своего ребенка, мне казалась слишком простой и очевидной, чтобы быть достаточной. Хотелось быть еще и передовой, самой прогрессивной и т.д. и т.п.
           Где почерпнуть знания? В книжных магазинах выбор невелик — Спок, детский врач. Ему я и пыталась следовать. Это была трагедия для моего Димочки.

           Врожденный детский инстинкт — сосать грудь матери. Для новорожденного достаточно трудная работа, это ведь не потребление молока через соску из бутылочки. Этот инстинкт ребенок должен изжить так же, как и иные человеческие инстинкты. Анализировать так я еще не умела. Книг, рассказывающих о таких вещах, мне не попалось, а детский врач была солидарна со Споком. Сосать пустышку ребенку после года не надо. А лучше начать отучать от этого вредного занятия и раньше.
          Вот и началась моя борьба со своим ребенком за проклятую пустышку. Очень скоро Димочка научился сосать свой большой палец. Начались устрашающие рассказы, как у кого-то где-то таким образом оказался не действующий большой палец и человек на всю жизнь — инвалид. Ребенку надо было исполнить заложенный в него природой инстинкт, а глупая мать не давала ему этого сделать. Я задергала и его и себя, вытаскивая палец из его рта, даже, когда он спал.
          Думаю, что вся его нервная организация, уходит корнями в этот конфликт. Многое мы начинаем понимать, по прошествии времени. Думаю, что такое свойственно многим дремучим народам. Малая информированность, недоступность нового, нежелание узнать разное - свойственна даже специалистам. О простом народе можно и не говорить.
            
       
          В это непростое для меня время весь мир сузился до интересов ребенка. Было ощущение, что он вообще перестал существовать и все самое значимое происходит в нашей маленькой комнате и я центр этих событий.
         А здесь еще конфликт с соседом. За стенкой жила семья из трех человек. Глава семьи, повар по профессии, работал на рыболовецком сейнере где-то на Дальнем востоке. Хорошо зарабатывая, он редко появлялся дома. Его жена работала в библиотеке, громкоголосая и настырная выставляющая себя интеллектуалкой. И дочь, только что окончившая школу. Я ее очень плохо помню. Она как-то мало присутствовала в квартире и очень отличалась от своих родителей спокойствием и рассудительностью. Смешно, но именно она, научила меня правильно пеленать новорожденного.

          Появился  глава семьи, когда я жила в квартире уже второй год и подрастал маленький Димка. Очень я ему не понравилась, а особенно, видимо, плач ребенка за стеной, и вскоре он привел в квартиру участкового милиционера.
       - Когда я получал эту комнату, мне сказали, что в соседней комнате будет жить одинокий молодой человек,  а  здесь появилась какая-то женщина, да еще с маленьким ребенком — раздраженно говорил он.
           Участковый попросил меня предъявить документы. Предъявила. Участковый извинился и вышел. В коридоре разговор продолжился по поводу мешающей детской коляски. Милиционер разъяснил нам обоим, других жильцов в квартире не было, что любой имеет полное право ставить в коридоре любые не пожароопасные предметы. Стало понятно, что конфликт начался.
 
          Спустя несколько дней, без стука открывается дверь в нашу комнату и входит сосед с тазиком выстиранного белья, и заявляет, что балкон в нашей комнате является местом общего пользования, и он собирается там повесить сушиться белье. Он меня не знал! Если я чувствую несправедливость по отношения к себе, становлюсь неуправляемой. Я даже не кричала, я подлетела к его тазику, видимо излучая такую энергетику, что он отступил и прикрыл за собой дверь.
 
          Нет, недооценила я своего соседа. Активный мужчина в отпуске искал себе занятие и нашел его в виде борьбы со своим соседом, а точнее с молодой двадцатипятилетней женщиной, Что он хотел доказать, так и осталось тайной, так как вся эта возня по поводу — кто прав, а кто виноват — была совершенно бессмысленной.
         В этот год у Володи была двухнедельная командировка в Иран и еще в какую-то страну. Конечно, он привез оттуда подарки всем родственникам и вещи на продажу. На продажу предназначались платки из натурального шелка разных расцветок. Штук двадцать, наверное. Из этих платков я подарила по одному своим соседкам.  А остальные сдали в комиссионку.
         Последствия не преминули сказаться. Спустя неделю, другую ко мне зашел следователь из прокуратуры. - К нам поступило Заявление от т. Эйфир (наш сосед), что Курбатский занимается спекуляцией. Пришлось объясняться. Дело было закрыто за неимением состава преступления и личным советом следователя, надо быть осторожнее с такими соседями. Однако на этом все не остановилось.

          С соседом приходилось сталкиваться ежедневно на кухне, ведь он был повар и готовил часто сам. Однажды, у меня был не готов ужин и уже ближе к вечеру, я ни как не могла дождаться, когда сосед покинет кухню. В его присутствии мне пришлось начать жарить рыбу. Что-то услышав в комнате, где оставался Дима, выбежала посмотреть. Вернуться в кухню уже не могла. Сосед, налив себе борщ, сел за свой стол обедать таким образом, что открыть дверь в кухню было невозможно. На мою просьбу, в приоткрытую щелку двери, он даже не повернул головы. А рыба жарится!
         Я потом сама удивлялась, что мной руководило не бешенство, а совершенно спокойное состояние справедливого возмездия. Я просунула руку в щелку, взяла из под его носа тарелку с борщом и кинула на пол. Он спокойно смотрел не двигаясь. Я дотянулась до полной кастрюли, и она полетела туда же. Следующей была сковорода, полная жареного мяса. Он встал, а я кинулась к своей рыбке.
• Ну вот — сказал он, потирая руки, — теперь я пошел в милицию, вызывать участкового.
          В квартире никого, кроме нас не было. Весь его обед я выбросила в унитаз и вымыла пол в кухне. И вовремя! Вернулась с работы его жена. Она явно что-то заподозрила, но на ее вопрос - что здесь случилось? Я ответила — Ничего! Продолжения этой истории не последовало, но больше никаких стычек с соседом у нас не происходило. Через полгода, Володя получил от работы двухкомнатную квартиру.
 
          Однако череда дней не ограничивалась моими странными отношениями с соседом. Это всего скорей даже разнообразило мою монотонную жизнь, подчиненную режиму питания, гуляния, ежедневных стирок и глажке пеленок. Володя жил своей отстраненной жизнью, не соучаствуя в радостях и тяжестях ухода за подрастающим сыном. Время было такое, что вся моя тогдашняя жизнь считалась нормой.

            Именно в это время ко мне в гости неожиданно появилась однокурсница. Само событие было настолько неожиданное и короткое, что сегодня не могу вспомнить даже, кто это был. Мой адрес она взяла через третьи руки у кого-то из моих подруг и без всякого предупреждения позвонила в мою дверь. Почему же это посещение я помню всю жизнь? Она была, как с другой планеты. Но самое главное — разочарование, которое она не скрывала при разговоре со мной, и слово «обабилась» в контексте разговора. Была у меня менее двух часов, а самокапания во мне вызвала на годы.

        Нечто похожее испытала я спустя годы, когда также внезапно без предупреждения, меня навестила моя близкая институтская подруга Надя. Мы с Володей были допоздна в гостях у его друзей.
        А утром мама, которая оставалась с детьми дома, сказала об этом странном визите. Мы с Надей прекратили переписку около шести лет до этого события, когда я еще жила в Мытищах. Причина банальная - мне очень нужна была чья-то поддержка, мне надо было с кем-то выговориться, ведь в Москве у меня не было ни друзей,  ни подруг. Вот я и поделилась своими переживаниями по поводу семейной жизни с институтской подругой. От нее я получила строгое, нравоучительное письмо старшего многоопытного товарища, раз и навсегда знающего как правильно. Господи!
        Мы все знаем, как правильно, только поступаем по жизни.
        Я тогда не ответила и больше она мне тоже не писала. И вдруг, она появляется по новому адресу в Химках, вместе с мужем, в мое отсутствие. Четыре часа пьют чай с моей мамой, дожидаясь нас. Не оставляет для меня никакой записки. Какое-то время я ждала, что она напишет. Нет. Наши отношения не возобновились. Значит  так и должно было быть в наших жизнях. Я и до сих пор уверена, что оба эти посещения связаны между собой, только для чего все это было?

        Димуля уже начал ползать. Он успевал везде, где только мог дотянутся до интересующего его предмета. Теперь не только слух был напряжен, но и глаза. В одно прекрасное утро, мои глаза не уследили, а ума не хватило подумать прежде, чем мой сын поставил себе на руку горячий утюг.
        Утром проснувшегося сына пересадила из кроватки на диван, где перед этим гладила рубашку мужу и оставила уже выключенный утюг. Нас привлек крик малыша. Шрам от утюга на всю жизнь остался у Димы на руке. Молили бога, чтобы не были задеты сухожилия. Обошлось.
        Но испытания горячим для него не закончились.
Однажды в нашей маленькой комнате в гостях была мама. Мы сидели за столом, разговаривали, и я разливала по кружкам чай. Никто не заметил, как рядом со столом оказался Димочка, он только-только начал делать первые шаги, и, на глазах честной компании, он опрокинул на себя чашку с кипятком. «Скорая помощь» увезла нас в больницу, где ему сделали обезболивание и повязку. Долечивались дома, в детской поликлинике.


Рецензии