Превращение
Царь-жук
На этой чёрно-белой графике подпись, выполненная в сочленениях лапок насекомых. Можно различить: Танка Габрилиантс. Настоящее имя автора Татьяна Габрилянц. Она была известна мне еще по Москве. То есть совершенная, урожденная Габриэль. Подруга Лени Губанова, выставлявшаяся в Горкоме графиков на Малой Грузинской. И уже более сорока лет безвестно и неподвижно живущая где-то в одноэтажной Америке. А в имени - Танка просто нет мягкого знака, ввиду его отсутствия в латинской раскладке. В фамилии нет буквы «я» по той же причине. Она называет себя Танька. Это уменьшительное, детское имя. Но после «К» можно различить черточку. И в конечном варианте имя можно прочитать как Танк – А. Фамилию же можно прочитать и как Джа-Бриллиантс. Что такое «G» - джи, теперь всем известно. Теперь известно и «Джа».
Танька Габриэль- Бриллиант родилась в городе Южно-Сахалинск. Долгое время работала по росписи и реставрации церквей. Однажды, лежа на лесах, вверх ногами, на спине она расписывала купол, неосторожно повернулась и упала вниз с 50-метровой высоты. Но ее ангел Габриэль не дремал, и она не разбилась, только сильно повредила позвоночник. Это я рассказываю к тому, что эти рисунки выполнены именно в такой позиции, лежа на спине и смотрел художник на свои произведения снизу-вверх.
Жук или таракан с лицом человека. Мы без труда узнаем самого Франца Кафку. Перепутать трудно. Облик Кафки настолько характерен, с захватившими лоб волосами и огромными, острыми, ушами, скорее подходящими для летучих мышей, чем для человека, перепутать невозможно. Этот облик послужил поводом для множества злых карикатур, изображавших его и как вампира, и как неземное чудовище, да еще и с телом таракана.
Танк-А Габриэль тоже пририсовывает к портрету Кафки тело насекомого. Весьма рискованный сюжет, сочиненный самим Кафкой. Не уверен, что сам Франц, был бы этому рад. Насекомое выписано в таких подробностях во всех проекциях и ракурсах, начинаешь верить, что такое превращение, такая метаморфоза вполне возможна. Все написано, как бы с натуры с фотографической точностью. Но пока рассматриваешь все эти лапки, все эти бесконечные членики, созданные необъяснимыми законами и фантазией природы, неизбежно наталкиваешься на лицо. Нет, на лик. Тут уже карикатурой и не пахнет. Это лик несчастнейшего, беспомощного человека, бледный, тонкий на котором огромные, глаза, наполненные еврейской, бесконечной тоской и ужасом. Это сказочный принц, заточенный в нелепое, тело. Он смотрит в окошечко, смотрит на старинную Прагу, и это еще более убеждает нас в возможности такого метафизического сюжета. Но всматриваясь и входя в рисунок полнее и ближе, ты видишь, что это глаза ангела. Именно так изображают ангельские лики на иконах. В них тоже страх. Но страх Божий. Они предельно напряжены на них больно смотреть, настолько они строги. Танк-А Габриль известный иконописец, поэтому такое сходство не случайно здесь. Лик и глаза написаны в иконописной традиции с совершенно узнаваемыми портретными чертами. Иногда беспомощность, иногда грусть, на одном рисунке – ужас, но есть и рисунки, на которых величие и даже победоносность. И это вселяет еще больший ужас, поскольку появляется реалистичность фантастического объекта.
Тело мы видим и со спины и брюшко, и в профиль. Со спины это типичный жук, причем огромный, с огромными бронированными крыльями, которые иногда похожи на мантию. И ноги, на которых он стоит вдруг обретают несвойственные насекомым огромные когти, это мощнейшие ноги-лапы, на которых вполне можно устойчиво стоять. Жук – победоносный. Он и победоносно держит в тонкой лапке яблоко с листиком и черенком. Словно державу – царь. На других рисунках таких ног уже нет, лапок не четыре, а шесть, лапки хоть и длинные, и многочленные, и когтистые, но совершенно беспомощные, нелепо вставленные и абсолютно бесполезные. А яблоко проломило в мягком брюшке огромную дыру и кажется, уже поползут из него черви. Перевернуться со спины, выковырять яблоко из собственной плоти представляется невозможным. Лицо плачущее, беспомощное, глазки закрыты, и кипа, свалилась с головы. Тут уже и не до молитвы. Полное отчаяние и поражение.
Это написано с такой подлинностью, что уже думаешь не о Кафке и не о его произведениях, а о самом авторе- художнике. Не саму ли себя она изобразила. Иначе, конечно, не получилось бы такого сопереживания. Такого откровения на рисунке. Танька Габриэль. Габро-бриллиант, Танк-А, живет в затерянной Америке. Почти пропавшая без вести. Как и положено персонажам и героям Йозефа К.
Эти картинки написаны гелиевой ручкой. Единственный материал, рисовать которым можно снизу-вверх, без риска, чтобы сверху на тебя ничего не сыпалось и не капало. Но, попробуйте таким образом, над головой, повернув лучку острием вверх, провести хотя бы одну линию. У вас ничего не получится. Ручки так не пишут, паста не будет выходить из-под шарика. И тем не менее, рисунки сделаны именно так. Потому что иной позы художник принять не мог. Все это написано лежа на спине, над головой. Вопреки законам природы.
(Алла-аб-бин)
Свидетельство о публикации №221031100092
Почему так необычно то, что в скобках в самом низу? Задумалась
Камышовка 12.03.2021 06:34 Заявить о нарушении