Время- как к нему относиться

      Небольшое уточнение все статьи, которые будут выходить из-под моего «пера» в период нахождения на сайте наших с Датчем ДИАЛОГОВ будут как бы некоторым прояснением моей личной позиции по тому, или иному вопросу, затронутому в Диалогах. Не ищите в них противоречия, ибо противоречие это оценка субъективная. А я в Диалогах являю собой «образ собирательный». За «неимением» особой «активности населения» пришлось прибегнуть к такой форме, не обессудьте. Если у самого Датча появится необходимость или потребность уточнить свою позицию по тем же вопросам, он это сделает сам.

Остается лишь один вопрос «На фига козе баян», т.е. для чего вся эта философия и частные взгляды другим? «Я Вам не скажу за козу», но каждый уверен, для себя решит сам «быть или не быть».

       Вместо предисловия

      Всем нам прекрасно известно, что Теория относительности Энштейна не явилась причиной получения им Нобелевской премии (получил за синтез, не имея к нему никакого отношения). И именно по той простой причине, что она, по сути, не является не только Теорией, но и версией. И тем не менее, весьма «популярна», у тех, кто не интересуется физикой, а пытается «приладить» к нашей жизни в «бикини» изотерический кафтан. Но в этой теории затрагиваются два основополагающих для понимания сути Мироздания термина «Пространство» и «Время».

       Сегодня я хочу «поговорить о Времени. Еще начиная «свой путь» по страницам сайта я выкладывал свою весьма объемную статью (обо всем понемногу) «Письма к матери», в дальнейшем в виду ее объемности, отчего многими не читаема, я счел возможным её удалить. Но мысли «уширить и углубить» приведенные в ней постулаты я не оставил, а с упорством достойным лучшего применения делаю это на протяжении вот уже трех лет. Понимая, что порядком всем надоел, носясь со своей идеей как «курица с яйцом» я все же именно основываясь на своих заключениях, относительно некоторых моментов мироздания, продолжаю всем «надоедать». И признаюсь честно, буду «этим заниматься и впредь», так, что желающие «походить рядом» милости прошу, не «желающие»… «Вольному воля, спасенному…» Это уж точно не Рай.
               
                I

       Итак, я не собираюсь критиковать ни Энштейна ни его «творение», а всего лишь по возможности аргументировано донести свою мысль относительно такого «предмета» как Время. Тем более, что этим люди «озабочены» издавна.

       Надо отметить, что такую категорию как Время не обошла вниманием и настоящая наука. Хотя по мне так для этого у нее нет особых «причин». То есть Время как категория больше философская и основополагающая и для настоящей науки «интереса», т.е. (возможности быть применимой) не представляет. Может я и ошибаюсь. Как раз в процессе «исследования» темы (не самого времени) может быть, я сам себе и отвечу на данный вопрос.

       Надеюсь, что стадию «накопления массы знаний» мы уже прошли и не будем как древний Зенон, сравнивая Время с Движением рассуждать на тему, движется ли выпущенная из лука стрела («Стрела») или нет. Мы прекрасно понимаем, что Время и Движение это не просто разные категории, но и более того находятся как бы в
противостоянии друг к другу, хотя по грамматической основе включенных в них и общепринятых характеристик вроде бы и весьма схожи. Как это понимать? Всему своё время.

      Так же не очень хочется обсуждать этимологию слова (а может быть придется), это мало что проясняет, и наоборот уводит в сторону временных градаций, которые в свою очередь по сути ничего не дают, а лишь конкретизируют наше отношение ко Времени.
Ну а тем более не хочется «обращать внимание» на Время в связи с набирающей интерес геронтологией.

      И если я все исключил из своего «интереса», так , что же тогда остается? А остается, по сути, Время как категория Истины. Ибо, как и Пространство, как и Энергия, Время Истинно, т.е. вечно, не исключаемо и всё объемлюще.


      "Время - форма последовательной смены явлений и состояния материи" (Большая Советская Энциклопедия). В этом определение отдается дань устоявшемуся понятию времени с древних времен, когда смена природных циклов отождествлялась со Временем и главным значением времени была Погода. Сегодня для нас это несколько «наивно» и, тем не менее, в энциклопедиях сей взгляд поддерживается в виду того, что замены ему нет. Это лишний раз убеждает меня лично, что Время как категория весьма сложная и не однозначная.

       В связи с этим «приходят на ум» слова Блаженного Августина (354-430гг до н.э.) «Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом. Но стоит задуматься - и вот я уже не знаю, что такое время».

       Смею заметить, что с основополагающими категориями всегда так. Ни Пространство, ни Энергия, ни Время не могут быть объяснены, бытующим уровнем наших представлений, в том числе и научным. Остается всегда, какая то, недосказанность…
Что из этого получится у меня, не знаю, не думаю, что буду способен очень уж раскрыть данную категорию. Но, по крайней мере, выскажусь. А если я выйду за рамки определенные обществом как нормальность, прошу не считать меня… Нет не коммунистом, а сумасшедшим. Я это, честное слово, не нарочно.               

        А начну я вот с чего. Еще Леонардо да-Винчи высказал интересную, на мой взгляд, мысль, что если опустить руку в реку (грекам бояться нечего, раков в реке нет), то вы трогаете «прошлое» для тех, кто выше по течению, и «будущее», для тех, кто находится, ниже по течению. В этом выражении проявился гений этого человека. Ведь, по сути, Время это есть условие, когда Вы, находясь в настоящем, можете одновременно присутствовать и в прошлом и будущем. Но существенным при этом является нахождение в Настоящем. Не будет Настоящего, не будет Будущего и не будет Прошлого. Прошлое есть результат существования Настоящего, т.е. память, а Будущее есть действия в Настоящем, т.е. смысл. Так вот Время это есть…. Да, да настоящее. В старину бы сказали Явь.

            Надо отдать должное древним философам (Демокрит, Эпикур и даже Аристотель), что они были более близки к пониманию Времени, чем люди сего дня, по той причине, что еще в них существовало определенная способность «наблюдать» Время. Настоящий человек, исследуя время его, не наблюдает, т.е. по сути, не ощущает, так как более обращают внимание на события, происходящие во времени. А этой градацией времени он как бы пытается соединить понятие квантовости с равномерностью. Понятно дело лишь движение дает возможность делить Время на части, но это еще не значит, что Движение и Время суть одно и тоже. Даже если одни и те же события происходят в определенное время (циклы) и имеют возможность быть фиксированы. Что в определенный промежуток времени позволило людям понять его основной принцип - цикличности и взяв за основу символ «О»- Коло и использовать его в дальнейшем как определенно значимый ? Они в своем глубоком содержании всегда, повторяю, всегда разные. И недаром в старину появилась поговорка о том, что дважды в одну реку войти нельзя.

            Развивалась человеческая мысль, и она отражалась в философии. И вот уже Юм, Мах и др. стали представлять под Временем некую форму индивидуального сознания или форму чувственного содержания. Гегель же со свойственным ему «глобализмом» все свёл к своему «любимому детищу» Абсолютному Духу.

            Философы-материалисты пытались через объективность характера Времени «притянуть» его к материи, а идеалисты наоборот отрицали, зависимость Времени от материи.
Тем не менее, интерес к феномену Времени не пропал, и современные ученые продолжают заниматься изучением физики Времени. Пока впрочем без особого успеха. Это не значит что наука «слаба» или, что Время непостижимо. Это лишь значит, что «время еще не пришло».

           Л.Н. Парамзина (институт исследований природы времени) в своей статье утверждая, что научного определения времени нет, предлагает использовать «обобщенные типы определений». Я лично не очень понял, что есть «обобщенное» (наверное, все же общепринятое, «на слуху»), но приведу их как вычитал сам:
«1) Абсолютное время, которое само не имеет причины, но является причиной гармоничного и целесообразного движения всего существующего. Это время едино для всей вселенной и не может быть непосредственно обнаружено по своему проявлению. Его чаще всего сравнивают с рекой, текущей из прошлого в будущее, в которую погружено всё настоящее.

2) Относительное, физическое (природное) время, которое полностью отождествляется с движением. Это время имеет множество вариантов предполагаемых причин, и множество различных способов измерения, которые и заключаются, в основном, в непосредственном сопоставлении относительных размеров разных циклических движений, наблюдаемых в природе. Применяется в физических формулах без указания вектора или знака, соблазняя тем самым повернуть себя вспять.

3) Внутреннее, психологическое время,"чувство времени", которое явно присутствует в сознании человека и в сознании других живых существ. "Биологическое время" имеет особые, внутренние причины и поэтому несколько отделено от других "наблюдаемых и воспроизводимых" видов относительного времени своей таинственной и непосредственной достоверностью».

         У нас (у меня лично) этого времени осталось мало отчего придется «поторопиться», даже не смотря на то, что тот «кто торопится, тот опаздывает». В связи с этим разрешите напомнить одно старорусское слово «вертмя». И уже по «сложившейся традиции» хочу рассмотреть слово с позиции значений заключенных в нём звуков. «Ве»- знание,дуновение ветра,нести смысл, а еще- водораздел, водная преграда,граница воды, однозначность.; "ер"- земля, урочище,окаймлённая вода (озеро)  "рт"- холм, бугор мыс,что-то острое,рот; «мя»(ма)- мне.Общее значение при этмо будет выглядеть ( как один из вариантов)Знание имеющие для меня границы.
То есть термин " вертмя" указывает на временной отрезок который я могу постичь, за его пределами постижение на этот момент отсутствует.

                II


         Мы в общепринятом значении характеризуем Время как, что-то имеющее характеристику движения. И все же по мне Время не есть движение, если не уточнить термин «вертмя». А обозначает он не то, что вертится, а то что «вокруг-меня». И уже отсюда мы «видим» другой смысл слова.


         О чём я однажды в «Письмах к матери» и поведал: «Всё во Вселенной претерпевает изменения, все даже сама Вселенная, неизменным остается Время, а на него как на стержень нанизываются события и изменения. Время не течет, не убегает, не преломляется и вообще ни как не реагирует на то, что происходит вокруг него или точнее внутри него, ибо время просто есть, всегда везде и неизменно. Изменяются состояния, составляющие события, что делает их не вполне похожими друг на друга, что и даёт нам возможность говорить об их движении, при этом имеющаяся общая канва (преемственность еще никто не отменял, как и причинно-следствие) весьма схожа относительно предыдущих событий что в свою очередь даёт нам право говорить о повторяемости. Спиралью закручено не Время с определенной долей схожести на последующих витках, закручиваются события, энергоинформационные потоки. Время постоянно, а от этого не имеет определения, а стало быть, не может быть охарактеризовано. Его можно отметить, как это сделали на Земле, изобретя часы, его можно нарезать на куски, этапы, век, тысячелетия, жизнь, эпоха, но это все состояния изменяющихся событий. Никто не скажет, что Время, к примеру, в это тысячелетие было жестоким или сладким, желтым или громогласным, дурно пахло или бродячим. Время не имеет поля, а значит, оно в не информационных потоков, и не может отмечать и запечатлевать происходящие события, значит, и машина времени это есть парадокс человеческого сознания, пытающегося воспроизвести на потоке времени состояние своего тела».

        Информационная память, т.е. записи информации, происходят не из потребности ее записать, а от необходимости ее сохранить, как отправную точку-начало для последующих событий. И не время, как говорим мы, характеризует события, а события формируют время, делают его запоминающимся для последующих поколений. Утверждение, что человек отличается от остального животного мира наличием памяти, по меньшей мере, несостоятельно. Животные, птицы, рыбы, насекомые, деревья, цветы, даже камни и металлы, все обладает памятью или присущими ей качествами. Проявляют они ее по-разному и порою не всегда понятным для нас людей способом, что дает нам возможность, возможность, но не право, утверждать, что лишь человек обладает памятью. Скептики, подытоживая наш разговор, привели бы последний и, по их мнению, весьма бесспорный аргумент, что в отличие от животных, человек обладает Логикой. Что ж трудно не согласиться с этим, если определять логику таким расхожим понятием, как умение логично плести мысль, а главное четко высказывать ее, а при наличии Интернета и имеющейся в нем «помойке» называемой облогами, чатами, где «заныривают» любители флуда, еще ни за что и не отвечать. Да, животный мир не умеет складно болтать (хотя кто это может утверждать наверняка), но природе привычно действие, то есть, ни каким образом не анализ и объяснение этих действий, а само действие. И если с этой позиции определять Логику, то это есть Целесообразность, так как целесообразность это второй камень в фундаменте или основе системы развития Вселенной.

          Целесообразность это только результат действия, а стало быть, Логика есть Целесообразность или таковой должна быть. Издревле известно, что простейшая форма опоры сущности, есть тройственность. Три точки опоры являются основой существования Вселенной, как системы и каждая из опор происходит из одной из них и переходит в одну из них. Целесообразность (истина) есть Красота (идеал). "Красота спасет мир", говорим мы и приклеиваем это изречение, как надпись на заборе и к месту и не к месту. А все намного проще и сложнее одновременно. То, что Целесообразно то и красиво, а красивое всегда целесообразно. Вот Вам три опоры. Время – Целесообразность (Истина) – Красота (Идеал)». («Письма к матери 2010г)

          Не разрывая «цепочку» истина-идеал я все же добавлю, что Время есть мера, т.е. её основное свойство это сопоставление.

          Эзотерики, к примеру, считают, что Времени в действительности не существует. А объясняют они это тем, что
«1. Время - это ощущение возрастающего самовосприятия личного сознания, поэтому каждое сознание имеет своё собственное время. Это происходит тогда, когда сознание по мере своего расширения и углубления отождествляет себя с тем, что входит в сознание как энергия сигнала и превращается в нём в информацию. Это происходит только при воплощённом сознании, когда сознание постоянно поглощает энергию материального тела».

           Тут нельзя не согласиться, но лишь в той части, в которой энергия воспринятая сознанием есть информация. Но причём тут Время? Информация ни коим образом не зависит от Времени. А вот Время имеет возможность быть охарактеризовано через наличие информации. И вновь, Время здесь играет лишь «роль» координатной линий.

2. Действительность - сумма воспринимаемых сознанием, действующих на него внешних и внутренних сигналов, доступный сознанию суммарный образ внешнего мира. Сигналы, которым оно (сознание) присваивает причинно-следственные отношения, по преимуществу разнообразны и случайны. Поскольку сознание всегда замкнуто - замкнутой является ему и действительность, где всё имеет свою причину и следствие».

          И вновь нельзя не согласиться, но в той части, что Действительность есть….далее по тексту. Но причём тут Время? Ведь причинно-следственный связи, какова бы их природа не была лишь отражаются на Времени, но от него не зависят.

3. Существует - это значит, является живым существом, т.е. сущностью, воссоздающей свою причину. По мнению последователей эзотерики, существование пронизывает весь мир, весь мир состоит из живых существ и сам является живым. Причём, сохранение целостности живого существа на любом уровне (плане) жизни, происходит одним и тем же способом. Принцип жизни атома и мира аналогичен. АНУ (санскрит) - Атом, титул Брахмы, который, как сказано, является атомом, также как и беспредельной вселенной.

          С определением само воссоздающей причины все понятно мы с Датчем затрагивали данную тему, но что Время при этом является сущностью, т.е. то, что само себя воспроизводит, я категорически не согласен. И вот почему. Необходимость в само производстве , присуща лишь тем категориям, которые имеют необходимость в сохранении информации. Информация, которая станет основой для дальнейшего движения в будущем. Время не имеет потребности в сохранении информации, ибо оно Явь. Оно существует всегда и оно является основой, но не причиной и даже не следствием событий происходящих в нём. Ведь вы не скажете, что причиной событий происходящих в Украине и показанных в новостях является телевизор. И тем более никто не подумает даже, что в следствие, событий происходящих именно в Украине появилась необходимость создать телевизор, чтобы мы могли знать о том, что там происходит. Но любому понятно, что благодаря телику, можно не только услышать, но и увидеть то, что происходит в Украине.

         Так вот именно благодаря Времени, как условию возможности, мы имеем связь прошлого, настоящего и будущего.
Итак возвращаясь к тому с чего я начал я повторюсь, что Время это Настоящее (Явь)  Не будет Настоящего не воспользуемся прошлым, не получим будущего.

         И вновь соединив две категории «пространство» и «время» повторю, что если Пространство это состояние, т.е. определенная пусть и условная форма, то Время это возможность этого Пространства к проявлению. То есть не зависимость, а побудительные силы и проявляют они себя через посредство энергии (кому-то нравится слово «движение», для меня же это всего лишь характеристика Энергии). Ни Пространство, ни Время не обладают таким свойством как движение. При этом Время не включает в себя Пространство, а само включено в него .

         Христианство стало воспринимать время линейно и необратимо(и такое понимание перекочевало в Талмуд) но в ограниченном смысле, по сути, лишив его характеристики Вечности. Типа оно необратимо уходит, не успеешь, опоздаешь. В основном это связано с влиянием христианской идеологии. Для того, чтобы узаконить такое отношение ко Времени в истории появляются «значимые» ориентиры: сотворение мира, пришествие Христа, Армагедон и прочая хрень. По данному образу и подобию выстроена вся история человечества. Что дало возможность «окунаться» в историческую «прорубь», фиксируя в сознание людей устойчивые конфигурации событий. С однозначной трактовкой и однозначным не подлежащим сомнению выводом. Что в корне неверно по отношению к живым событиям. Такой подход возможен лишь к телу, которое по констатации врача лишено жизни.

          «Выпрямив» время в линейку религия все же не смогла справиться с цикличностью явлений наблюдаемых народом в Природе. Отчего новое, «вдалбливаемое» в сознание противоречило тому, что сами люди наблюдали вокруг себя. О этой раздвоенности и отсюда от чувства неудовлетворенности жизнью Европа избавилась посредством «каленного железа» истребив всякую возможность размышления, Заменив эти позывы мозга потребностями тела и культивированием их.

                III

          У русских всё было, несколько, иначе. И тут по моему личному мнению сыграли окружающие нас просторы, т.е. по сути, Пространство, которое на замыкаясь в определенных границах в нашем сознании способно расширяться до уровня Вселенной и далее.
И тем не менее подменив понятия религия сама по себе в своих проявлениях осталась так же цикличной. Но эта цикличность (праздники в одни и те же дни, обряды и пр.) стала носить не системный а утилитарный характер.

          Будучи долгое время патроном и смотрителем наук религия зорко следила, что бы те не ушли с линейного «курса». Так, что бы оправдать наличие всевозможных проявлений времени им были в той же линейной схеме придуманы разные названия ( см. выше) при этом само Время не изменило ни своих характеристик, ник своей конфигурации ни даже своего «отношения» к происходящему. Так, что все так называемые физические законы Времени есть лишь манипуляция человеческого сознания с вырванными из контекста Целого, частями.

          И теперь уже «благодаря» религиям и «авторитетному» подтверждению наук, все прочие «не присоединившиеся» по сути, двинулись в одном и прямом русле рукотворного канала. По мере «сплыва» не пытаясь понять принцип существования времени лишь наделяют каждую «приглянувшуюся его часть разными характеристиками.


         А тем временем в современных физических теориях, таких как классическая механика, общая теория относительности, квантовая механика, время как физический параметр входит во все формулы симметрично, исключая какие бы то ни было различия между прошлым и будущим, где основной её особенность является детерминизм и обратимость времени. Но это вновь уход от самого понятия Времени к тому, что и как происходит на его фоне.

           Вот Вам и «замкнутый круг, разомкнутый в виде прямой». А все от того, что основной математической моделью двадцатого века стала модель единого четырехмерного пространства-времени, оформленной как теория относительности, основанная на геометрии Миньковского.

           А ведь это все тот же «перевертыш христианского разлива», так как использует всю туже необратимость времени, через применение уравнений для прямого хода времени, т.е. линейного движения Пытаясь при этом соединить данную линейность с разными процессами типа: теплопроводность или диффузия, точки бифуркации. Забывая, что математическая «линейка» не сеть сам Процесс, а всего лишь его статическое «изображение».

           А ведь вопрос то заключается в простом понимании происходящих процессов. Если исключить случайность траекторий движения в процессах (что утверждает наука), а признать, что они имеют весьма организованную последовательность и главное предопределенность в объеме многовариантных проявлений. То задачей исследователя будет не «тыканье пальцем, вдруг попаду» т.е. не многократное повторение опытов, а системное движение от простого к сложному, методом структурного привлечения. В таком подходе больше учувствует мозг человека, чем его руки переставляющие пробирки. И выбор будет делаться не в процессе затратного воспроизводства опытов, а в процессе умозаключений, приводящих к необходимости конечной проверки. Вопрос, где взять такие мозги? Воспитывать, другой альтернативы нет.

           Но человек перестал верить в свой мозг по причине линейно выпрямленных мыслительных процессов. Отчего и Время для человека в настоящем есть лишь череда событий или результат манипулирования с процессами, не имеющими к самому Времени ни какого отношения.

           Методологическая ошибка подхода ко Времени по моему заключается именно в том, что главным в характеристике времени встаёт вопрос его зарождения. Время не рождается, не исчезает. Время не материя, ни энергия, ни движение. Время это….
кто не понял читай все с начала.


Рецензии