Наше прошлое с нами. Часть 6. Осень 1919 г

Продолжение повести  (исторического очерка) «Наше прошлое с нами»:
http://proza.ru/2009/12/25/352
http://www.proza.ru/2013/08/20/356
http://www.proza.ru/2014/10/12/1035
http://www.proza.ru/2015/02/09/1415
http://www.proza.ru/2016/03/07/1158

***
«Лютовали люди, лютовали,
 В лютости не ведая границ,
 А потом о боге вспоминали
 И валились иступлено ниц.

 Истово молились. И молили
 Вразумить, наставить, благо дать.
 Отряхнув колени же, спешили
 Дальше правоверно лютовать.

 Догмы от крамолы ограждая,
 Скверны пожинали урожай.
 И сулили все блаженства рая
 Тем, кто на земле разрушит рай.

Лютовали люди, лютовали,
Не переставая стервенеть.
Бога в соучастниках держали,
А хотели бы в заложниках иметь…»

(С.А.Шишкин, http://www.stihi.ru/2007/04/04-1517)

К концу лета 1919 года Красная Армия, перевалив через Уральские горы, на 600 км вторглась в Западную Сибирь.
23 августа Особая казачья краснокавалерийская бригада Ивана Дмитриевича Каширина (казака Оренбургского казачьего войска, уроженца станицы Верхнеуральской, бывшего подъесаула Царской Армии) заняла станцию Лебяжью, чем внесла сумятицу в рядах 2-й и 3-й белых колчаковских армий Восточного фронта, и их отступление. Этот прорыв линии фронта сорвал и рейд Сибирского казачьего корпуса на г.Курган по тылам Красной Армии. 5-я советская Армия М.Н.Тухачевского теснила белых по линии Курган-Петропавловск.
1 сентября 1919 года началась последняя крупная наступательная операция Белой армии адмирала А.В.Колчака в гражданской войне. И неудачная, по окончательным итогам…
Были и успехи. Так, после тяжёлых и кровопролитных боёв на Пресновской линии 30 сентября войска Красной Армии были вытеснены за реку Тобол прочь с земель Сибирского казачьего войска. По этому поводу во многих  станичных церквях служили «благодарственные Господу Богу молебствия»… Сведения об этой победе быстро дошли и до станицы Акан-Бурлук, в т.ч. и из специального выпуска газеты «Иртыш».
Началась новая мобилизация казаков от 17-ти до 44 лет. В станицах собирали лошадей, сёдла, упряж, шинели, шашки и т.д.
Всего к концу октября 1919 года Сибирское казачье войско выставила на фронт более 24 тысячи казаков.
Общие потери колчаковцев в тяжёлых боях с 1 сентября по 15 октября составили 988 офицеров и 17770 солдат и казаков…
Ранним утром 14 октября 1919 г. 5-я Советская Армия вновь начала наступление и  форсировала р.Тобол. 30 октября красными был взят г.Петропавловск.
9 ноября Войсковой Атаман Сибказвойска генерал-лейтенант П.П.Иванов-Ринов в своём Приказе обращался к казакам: «…Я зову вас всех с собой идти, с армией и биться до конца… Организовать сотни самоохраны в возрасте от 17 до 55 лет, и двигать их в том направлении, как будет отходить армия…».
Верховный Правитель России адмирал Колчак А.В. ещё 13 ноября выехал  из Омска.
14 ноября красные войска заняли г.Омск.
Среди казаков начались дезертирства. Они, отступая, и, доходя до своих родных станиц, часто просто не шли дальше, расходясь по домам…
Ещё 16 августа 1919 года появилось обращение ВЦИК и Совета народных комиссаров РСФСР к «трудовым казакам», в котором говорилось, что «…Советское правительство теперь одинаково заботится о казаке, крестьянине и рабочем… не собирается никого расказачивать насильно, оно не идёт против казачьего быта, оставляя трудовым казакам их станицы и хутора, их земли, право носить какую хотят форму (например, лампасы)…». В обращении Сибирского революционного комитета (Сибревком) «К сибирскому казачеству» говорилось: «Товарищи казаки! … Присылайте своих делегатов, переходите на нашу сторону, никакому преследованию добровольно перешедшие к нам казаки, и даже офицеры, за прежнюю борьбу подвергаться не будут…». Листовки с этими обращениями даже разбрасывались с аэропланов над позициями колчаковцев и над казачьими станицами.
В Кокчетавском уезде к ноябрю 1919 года сложилась следующая ситуация. Отступающие подразделения Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенанта Александра Ильича Дутова гнали на восток оренбургские же красные казаки из Сводной кавалерийской дивизии и Отдельной степной бригады Рабоче-крестьянской красной армии (РККА). Сам Атаман Дутов находился в г.Кокчетаве, откуда безуспешно пытался наладить сопротивление. Местное население, которое для А.И.Дутова, по сути, было чужим,  саботировало меры по мобилизации. Тогда дутовцы начали массовые жестокие насильственные реквизиции продовольствия, фуража, амуниции, лошадей, чем окончательно озлобили местных крестьян и казаков... Не зря дутовцев сибиряки называли «саранчой» и «казарой треклятой»! Вдобавок, в войсках начался тиф.
        Отметились дутовцы своими зверствами летом 1919 года в посёлке Якши-Янгизстау станицы Акан-Бурлукской во время мобилизации якшинских казаков на фронт. Часть из новобранцев по пути к месту сбора сбежали и, вернувшись к посёлку, решили временно спрятаться около озёра Якши-Янгистау. Для их розыска была направлена команда дутовских казаков, которым кто-то в посёлке выдал место, где прятались дезертиры. При оказании сопротивления они все были изрублены шашками… Куски их тел жители посёлка собирали два дня.

Вы удивитесь, Уважаемый Читатель! Но почта от Кокчетава в Акмолинск и до станиц исправно доставлялась и в это время! «Гонять почту» для казаков из «стариков» было выгодно, т.к. это был дополнительный заработок (часто рисковый), и помогало им избежать мобилизации. Но тогда вся жизнь был сплошной риск… Одним из таких почтарей был здоровенный двухметрового роста 33-х летний казак Кравченко Яков Иванович. Он мог сам запросто вытянуть сани, застрявшие в снегу, помогая своему коню. Силушкой Бог его не обидел. Такому и казённую почту, и денежное довольствие можно было доверить для доставки в станицу из Кокчетава!
А вот, что пишет 1-го ноября 1919 года из г.Кокчетава Атаман Дутов А.И. адмиралу Колчаку Александру Васильевичу в г.Омск: «…Совершенно секретно. Ваше Превосходительство! Оторванность моей армии от центра и ежедневная порча телеграфа совершенно не дают мне сведений, что делается на белом свете. Сижу впотьмах. Единственный раз получил газету «Русь» и «Сиб. Речи», один номер от 18.Х (1919), вот и все сведения. Кое-как удается получать только директивы и почти никаких сводок…». У автора этого очерка возникает ощущение, что:
- или Дутов просто «прибедняется» и «нагоняет жути» на Адмирала,
- или Дутова сибиряки просто игнорируют, если не сказать хуже…
А.И.Дутову также приписывают такие слова: «Живём сейчас только местными средствами, раздевая население и делая из него большевиков… Я не просил Армии. Мне её дали…».

Так вот. В станице Акан-Бурлук имели сведения о том, что происходит в Кокчетаве и в Омске, и не «сидели впотьмах».  Станичный атаман Дмитрий Давыдович Караганов каждый месяц до ноября 1919 года получал письма от своего тестя из Кокчетава. А тот имел знакомства в канцелярии 1-го Военного Отдела Сибказвойска. В станицу также возвращались больные и раненые казаки с фронта, которые, может быть, и, сгущая краски, рассказывали о том, что реально происходит в Войске. Тайком возвращались и дезертиры… Ну, как тайком? Пришли, осмотрелись, а потом повинились перед станичным правлением. Кое-кто даже бумажку с печаткой показывал, что сдался добровольно и направляется командующим 26-й дивизией РККА товарищем Эйхе Г.Х. к месту жительства (скажи спасибо, что не расстрелял!).
Поэтому станичный атаман к ноябрю уже прекратил отправлять казаков на фронт, записав всех, подлежащих мобилизации, в станичную дружину - для самообороны станицы, в т.ч. и от дутовцев. Станичная казна была спрятана от реквизиций, как белых, так и красных.
12 ноября 1919 года войска Красной Армии взяли г.Кокчетав. Оборонявшие его -  белоказачьи 2-й Атаманский и 3-й пластунский Оренбургский казачьи полки стали отступать: часть, возглавляемая А.И.Дутовым - пошла через станицу Щучинскую на г.Акмолинск, а вторая часть – на станицы Зерендинскую и Сандыктавскую к г.Атбасару.
Вместе с якши-янгиставскими казаками (под командованием поселкового атамана подхорунжего Алексея Федотова) аканские дружинники с конца октября скрытно дежурили на тракте на подступах к их станицам. Когда показались дутовцы, то местные казаки, не вступая с ними в контакт, действуя, согласно планам, утверждённых станичными атаманами, отправили в станицы гонцов.
В Акан-Бурлуке сразу же лучшие кони были отведены вниз по реке Акан-Бурлук, и спрятаны в амбарах водяных мельниц. Там же хранилось станичное семенное зерно. На мельницы с вооруженными казаками-малолетками до 17 лет, отправили девушек и молодых женщин, часть продовольственных запасов. На подходах к мельницам были выставлены вооружённые заслоны, сменяющиеся каждые 4 часа. Дружинники заняли оборону на подступах к станице. Базой для них была заимка в Карагановском лесу.
 
  Не смотря на установившуюся морозную погоду (ночью до -20), дутовцев преследовали части 1-го Челябинского крепостного полка РККА, а с запада от станицы Арык-Балыкской на них надвигались части 2-й бригады 59-й советской дивизии. Итог закономерен -  к 22 ноября 1919 года красные заняли Атбасар, а также все казачьи станицы и посёлки западнее тракта Петропавловск-Кокчетав-Атбасар.
120 казаков Атбасарской станицы под началом подъесаула П.И. Белова, оставив Атбасар, пошли к озеру Кургальджин. В 4 верстах от урочища Каратумар их настигла и окружила красная кавалерия. Сдавшихся казаков, отобрав у них оружие, коней, сёдла, прочее военное снаряжение, отпустили домой. Подъесаула Белова оставили в плену и через полгода расстреляли (приговор Омскгубревтрибунала от 15 июня 1920 г.).
26 ноября красные заняли Акмолинск…
Поток Оренбургской армии, прошедший через станицы Кокчетавского, Атбасарского, Акмолинского и Каркаралинского уездов, несомненно, захлестнул некоторых сибирских казаков, бойцов и беженцев, которые ушли с армией в Семиречье. Там, в Партизанской дивизии атамана Анненкова Бориса Владимировича (войскового старшины Царской Армии, генерал-лейтенанта с 1919 г.), уже было некоторое количество сибирцев, в основном из 3-го Отдела Сибказвойска и, главным образом, в составе Лейб-Атаманского полка. Дутовцы и анненковцы пытались бороться, но лишённые подвоза боеприпасов и обессиленные тифом, в конце концов, весной 1920 г., вынуждены были оставить пределы России и  уйти в Китай.

Дутовцы в Акан-Бурлук и Якши-Янгизстау в этот раз не вошли, стремительно убегая в сторону Акмолинска… А представители Советской власти появились в станице только в декабре  1919 года.
Дальше можно вспомнить кинофильм «Чапаев», 1934 года. Там крестьянин жалуется красному комдиву 25-й дивизии Чапаеву Василию Ивановичу: «…А то карусель получается: белые пришли - грабят, красные пришли - тоже грабить начали. Куды крестьянину податься?».

        В жизни станицы Акан-Бурлук начался Советский период...

        По сию пору старожилы станицы Акан-Бурлук рассказывают легенду о том, что Адмирал Колчак А.В. якобы взбирался на гору Якши-Янгизстау (729 м над уровнем моря) и стоял на том месте, которое называется «седло», чтобы осмотреть окрестности… Кстати, похожая история рассказывается и жителями посёлка Айыртау, что не так уж далёк от Акан-Бурлука.  Мол, и здесь был Колчак зимой 1919 года. И даже местную сопку «Колчаковкой» назвали…
        Так это, или не так? Теперь не так уж и важно… Только, значит, запомнился Александр Васильевич людям надолго.

Использованная литература:
1.Ганин А.В. Атаман А.И.Дутов. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
2.Новиков А. Где зарыто золото Колчака? Газета «Караван», Петропавловск. 21.12.2007.
3.Шулдяков В.А. Гибель Сибирского казачьего войска. 1917-1920. Книга 1.-М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.
4.Личные архивы автора.

Благодарю за помощь в подготовке повести: Милешина Владимира Геннадьевича, Колесниченко Ивана, Леонтьева Б.Г., Тыртычную (Соловьёву) Наталью, Филиппову (Ступаченко) Валентину, Корниенко Надежду, Караганова Владимира Дмитриевича, Никитина Константина, Ларину (Маурер) Анжелику, Волощенко (Сафронову) Валентину, Велижанскую (Ребро) Валентину, Теплинскую (Болоховцеву) Нину, .


На фотографии: Атаман Дутов Александр Ильич (05.08.1879 – 07.02.1921).


Рецензии
Уважаемый Дмитрий! Спасибо за труд!
Очент интересно!

Сергей Легкоступ   25.03.2021 18:06     Заявить о нарушении
Добрый день! Благодарю! С уважением, Дмитрий.
Примечание: я Вам сейчас напишу в личные "Сообщения" (нажмите кнопку "Кабинет автора", а затем кнопку "Сообщения".

Дмитрий Караганов   26.03.2021 10:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.