Дровяной голод в стихотворении Б. Пастернака

"Дровяной голод" в стихотворении Бориса Пастернака

Стихотворение Бориса Пастернака "Никого не будет в доме..." (1931) стало широко известно благодаря фильму "Ирония судьбы":

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.


При этом авторы фильма убрали из песни четвертую строфу:
"И опять кольнут доныне
не отпущенной виной,
и окно по крестовине
сдавит голод дровяной".

Действительно, сходу понять, что значат  ее последние две строки, не легко. В песне же непонятных слов быть не должно.

Кроме того, крестовина эта вызывает мысли о Распятии. Что для судьбы советского фильма полезным явно не было. Ведь не трудно "воспринять слова о «белых материях» анализируемого нами текста в библейском контексте, контексте «Преображения» (о чем говорится в работе: Смирнов 1996: 76-77)... Как объяснил Пастернак в романе «Доктор Живаго», для него триединство Бога, Женщины и Личности неделимо: «Какая короткость, какое равенство Бога и жизни, Бога и личности, Бога и женщины!»" (Н. А. Фатеева, О неявной грамматике поэтического текста (на материале поэзии Б. Пастернака)).
Проще говоря, "в чем-то белом без причуд" часто изображается Иисус Христос.
Но раз для Пастернака Бог и женщина равны, то теряет смысл разбирательство, кто же это "ты" из стихотворения.

Сосредоточимся на более прозаических вещах. Что значит
"и окно по крестовине
сдавит голод дровяной"?

Распространенное объяснение следующее: поэт вспоминает о годах с нехваткой дров. Действительно, выражение "дровяной голод" было известно именно в этом смысле. К примеру, "В сентябре 1913 года на страницах газеты «Сибирская жизнь» вышла публикация под названием «Дровяной голод». Автор материала писал: цена на дрова выросла настолько, что барнаульцы не могут их купить. Причиной этого он назвал деятельность крупного лесопромышленника Козлова, который скупал дерево у мелких поставщиков и сам определял стоимость дров" .

Но, с одной стороны, хороший поэт создает своим стихотворением некий образ и все в стихотворении должно на этот образ работать, не отвлекая внимание читателя в сторону. К чему в этом стихотворении упоминания о пережитых некогда материальных невзгодах? Поэт ходил вышибать в брошенных домах деревянные рамы на дрова и решил вдруг поведать нам об этом? Неровен час, тогда можно подумать, что в этом его "неотпущенная вина".


А, с другой стороны, как написала Марина Цветаева, "поэт есть тот, кто должен знать все до точности".
Тогда почему дровяной голод сдавливает окно именно по крестовине? Согласитесь, с вышибанием рамы это соотносится плохо.

Рискнем предложить следующее объяснение.
Начнем с "Только белых мокрых комьев
быстрый промельк маховой". Обратим внимание на слово "мокрый". (Оно, кстати, указывает на то, что на улице не холодно, и вспоминать о том, как когда-то мерз, поэту ни к чему). Мокрый означает, что рама набрала влагу.

Вспомним, что дерево питается за счет втягивания влаги в свои капилляры, что можно назвать утолением дровяного голода. То есть голод дровяной при наличии влаги приводит к утолению этого голода. Набрав влагу, рама разбухает, возникает давление с ее стороны на стекло и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях, то есть по крестовине.

К поэту, словно к сухому дереву, приходит обновление, которое, в то же время, порождает у поэта сдавливающие его угрызения совести.

Напомним, что 1931 год - это счастливый роман Пастернака с Зинаидой Нейгауз, поездка с ней в августе на Кавказ. Но именно в это время Пастернак пишет своей сестре о первой жене и сыне: «Я никогда так не любил Женюру и Жененка, как сейчас... Я должник неоплатный и преступник, которому нет оправданья. Но и это, и это где-то как-то возместится» (Цит. по Д. Быков, "Борис Пастернак").

Возможно, доставшееся нам стихотворение и есть это возмещение.


Рецензии