Кому это было выгодно?

Невозможно прочитать мысли человека, что сидит напротив тебя. Ещё сложнее понять действия людей, которые разрушают  всё хорошее, что создавалось годами.  Были затрачены гигантские материальные средства, создана система предупреждения правонарушений, которая, показала свою жизнеспособность. Пожалуй главное её достижение в том, что население  безоговорочно признало её эффективной. Активно включилось в её осуществление.

В середине семидесятых, по инициативе Министра внутренних дел Николая Анисимовича
в стране, впервые стали создаваться подразделения профилактической службы. Сейчас невозможно восстановить его  разговор с Сергеем Михайловичем и время, когда он произошёл. Интересы генералов совпали. Они твёрдо решили повысить уровень борьбы с преступностью, перестать работать на "палочки", и активизировать борьбу  ОВД с сокрытием преступлений от учёта, повысить раскрываемость не очевидных преступлений.

Сотрудникам милиции в шестидесятых годах и начале семидесятых приходилось работать почти в экстремальных условиях;- зарплата нищенская, жильё предоставлялось единицам. Чаще всего это были коммуналки. Участковым инспекторам на своих участках самим приходилось искать себе жильё.  Жизнь требовала перемен, поскольку страна вступала в эпоху развёрнутого Социализма. Тогда мы все верили, что Социализм победил полностью и окончательно, и до построения коммунистического общества , в отдельно взятой стране, остались считанные годы.

Однажды утром, придя на работу в отделение милиции я был вызван к начальнику, который заявил, что меня вызывают в Главное управление. При этом спросил:- Не совершил ли я чего?  "Грехов" я за собой не имел, но сам вызов был для меня полной неожиданностью. Я пытался понять, кто и за что меня вызывает. Всё выяснилось, когда я зашёл к заместителю начальника профилактической службы Василию Александровичу утром следующего дня в Главное управление.

- Хочешь работать в профилактике? Спросил он меня, как только я вошёл в комнату.
-Да!, но я не имею понятия, что это такое.
-Поработаешь, поймёшь. - Думаешь я понимаю всё? - Подумай до завтра, а утром я тебя жду на работу. -Не забудь сдать все свои дела. Уточнил, есть ли у меня жильё. Я пояснил, что живём в двух комнатной квартире вместе с тестем и тёщей.

Учёба на вечернем отделении Московского университета требовала  трёх разового посещения занятий в течение недели. Но я такой возможности не имел. Служба на трассах Московского метро требовала от сотрудников милиции усиления в вечернее время. При одном выходном дне в неделю, в вечерние дни в пятницу и в субботу начиналась основная работа инспектора.  На занятия в Университет приходилось уходить в период обеденного перерыва, поскольку по графику больше двух утренних смен не предусматривалось.

Предложение пойти на службу в Управление профилактической службы меня обрадовало. Я мог, без отрыва от службы, посещать лекции и семинары в вечернее время. Моё решение о переходе на новое место службы пришлось по душе и моей супруге. Переход к новому месту службы не занял много времени;- сдал оружие и имеющиеся у меня документы в течение одного дня.

Моё появление  в Управлении не вызвало какого-то повышенного интереса у  работавших здесь сотрудников. Приглашённые из различных служб милиции на должность инспекторского состава, они, как и я стали кураторами районных отделов милиции. Непосредственный контакт нам предстояло  поддерживать с начальниками органа внутренних дел и его заместителем по профилактической работе.

Отдел по работе с участковыми инспекторами размещался в небольшой комнате три на четыре метра. Здесь же находилась машинистка и начальник отдела. В накуренной комнате работать приходилось целый день, но меня это не смущало. Временные неудобства вскоре были устранены. Инспекторскому составу выделили большую комнату, и мы вплотную занялись выполнением своих прямых обязанностей.

Появление и организация опорных пунктов милиции явилось "эпохальным" событием не только в Москве, но и в Союзе. Замечу, что впервые они появились не в Москве. Но уже спустя год о их работе появились первые положительные отклики. Проверка показала, что эта новая форма работы милиции и общественности является эффективным средством борьбы с правонарушениями в жилых микрорайонах. Опыт их работы был обобщён и появились первые рекомендации по их созданию и организации работы, подготовленные научным центром Академии МВД (НЦИПУ).

 О наличии таких рекомендаций я узнал позже, когда свою службу продолжил в Академии МВД. А пока я, как инспектор профилактики Главного управления, обязан был вплотную заняться своими прямыми обязанности. Решение руководства Москвы и МВД об открытие в Москве несколько сотен таких общественных пунктов стало воплощаться в жизнь. В микрорайонах, несмотря на хроническую нехватку жилья, стали выделяться помещения для ОПОП.

В новых микрорайонах эта проблема решалась быстро. Помещения выделялись в новых домах, причём, в соответствиями с рекомендациями, их количество должно быть не менее трёх комнат. Но, как правило, их количество доходило до пяти. В них должны были организованы комнаты: участковых инспекторов, комнаты сотрудника милиции по делам несовершеннолетних, товарищеского суда, домового комитета и даже комната старшего участкового инспектора.

Предполагалось, что наличие сотрудников милиции и представителей общественности позволит разгрузить дежурные части отделений милиции от разбора мелких правонарушений, совершаемых пьяницами, семейными дебоширами и подростками.  Заявления от жителей микрорайонов на такие правонарушения должны были после рассмотрения руководителем подразделения,направляться на рассмотрение общественности в ОПОП.

В мои обязанности, как инспектора Главного управления, на первом этапе этой работы, предстояло принять участие в приёмке помещений ОПОП. А они стали открываться в каждом районе города Москвы. Редкий день службы обходился без выезда в район. Церемониал приёма новых ОПОП представлял собой сочетание требований партийного руководства и милицейской последовательности. В назначенный час в ОПОП приглашались: Первый секретарь райкома, представитель головной партийной организации, начальник районного отдела милиции, начальник отдела профилактики района, старший участковый инспектор, работник детской комнаты милиции.

Помимо указанных лиц обязательным было и присутствие представителей общественных формирований: товарищеского суда, домового комитета,общественники. В присутствии этой многочисленной делегации я и должен был принимать готовые к работе помещения. Многочисленной делегацией мы обходили все принимаемые комнаты. Обращалось внимание на наличие мебели, которая выделялась головной организацией, наглядную агитацию. Обязательным атрибутом являлось наличие телефонной связи. При всём том, что в очереди на установку отдельного квартирного телефона жителям Москвы приходилось стоять в очереди по нескольку лет. 

За период службы в Главном управлении в отделе профилактики мне пришлось принять  таких ОПОП нескольку сотен. Весь процесс приёмки иногда длился по нескольку часов. Заканчивалась проверка составлением акта приёмки и подписание его всеми членами приёмной комиссии. Только после этих формальностей ОПОП считался функционирующим.

Старое районирование Москвы уже не отвечало духу времени. Поскольку необходимость в новых ОПОП возрастала, а их создание требовало определённых финансовых и материальных затрат, то их дислокация должна была учитывать наличие предприятий и количество населения, которое должен был обслуживать участковый инспектор милиции (УИМ). Наличие головной партийной организации являлось обязательным условием создания на территории ОПОП.

Там, где располагался промышленный объект, предприятие, и велось крупное жилищное строительство, особых проблем не возникало. Но промышленных объектов в Москве было мало, а ОПОП требовалось создавать много. И тогда Москву пришлось "перекраивать", то есть изменить существующее районирование.

Как-то Василий Александрович, мой непосредственный начальник, пригласил к себе, чтобы поинтересоваться моим мнением по поводу обслуживаемых мною районов и предстоящего их разделения.  Своё мнение я высказал, но насколько оно оказалось полезным, я не знал;- начальнику виднее, где и как проводить разделительную черту не карте Москвы второй половины семидесятых.

Рабочий день на Петровке 38 начинался для инспекторского состава Управления профилактической службы с очередных заданий по выезду в районы для  составления акта о приёме новых ОПОП. Работа ответственная, много писанины;- общение с составом комиссии по приёмке. Но иногда всё это делалось в упрощённом варианте.

В Гагаринском районе (семидесятые годы) мне  однажды пришлось "липовый" ОПОП. Поскольку крупного строительства в районе не велось, то помещение для ОПОП подбирались с учётом имеющихся возможностей. А возможностей тоже не было, но открывать ОПОП надо;- Партийное руководство Москвы и МВД требуют. И тогда находили простой, но довольно эффективный способ. Открывали временный ОПОП, в перспективе, что в ближайшее время, будет подготовлено помещение для нового ОПОП.

Иван Степанович-участник войны, давно работавший в системе, был назначен на должность начальника отдела, как ответственный и исполнительный сотрудник. Как член КПСС. он чётко выполнял все порученные ему задания. Отлично понимая, что найти для ОПОП подходящее помещение практически невозможно, находил выход даже из этого положения. Поскольку в районе необходимо было открыть определённое количество ОПОП, он делал всё, чтобы они открывались.

Приехав на очередной ОПОП, чтобы его принять, я обнаружил полное несоответствие его с предъявляемым требованиями. В небольшой двух комнатной квартире нужно было разместить участковых и все вышеуказанные общественные формирования. Но как всё это сделать, когда метраж не позволяет?. Иван Степанович выход нашёл. Он распорядился сделать перегородки, тем самым увеличить количество комнат до предусмотренного приказом. Сказано, сделано.

Уже при беглом осмотре было ясно, что принять такой ОПОП нельзя. Но Иван Степанович убедительно доказывал мне, что принять его надо, поскольку количество комнат соответствует требованиям, а остальное будет устраняться в ходе работы. Чтобы убедить его в невозможности приёма, я подошёл и слегка толкнул стену рукой. Стенка зашаталась, готовая развалиться и обрушиться на членов комиссии.

Иван Степанович, упершись в стену с другой стороны испуганно попросил меня не налегать на неё, так, как она может рухнуть. Я готов был рассмеяться, но видя его жалобный взгляд, я не стал испытывать  прочность "строения". Иван Степанович облегчённо вздохнул. - Пронесло! - Давай акт составлять! Я стоял перед выбором надо и нельзя. Позвонил Сергею Васильевичу-начальнику. Он долго молчал, но разрешил приёмку. Два ветерана войны понимали друг друга, учитывали ситуацию и необходимость выполнить партийное указание.  Я с ним согласился, Ивану Степановичу скоро нужно было уходить на пенсию.

Приход нового министра в МВД, разрушил всю систему профилактической службы.Ушли из жизни люди, которые  создавали систему предупреждения преступлений. Сотни опытных сотрудников были вынуждены уйти из органов внутренних дел по вине бездарного генерала, случайного человека в органах правопорядка.

Возможно я ошибаюсь, но годы нахождения министра Федорчука в системе МВД можно сравнить с годами репрессий конца тридцатых в СССР, с разницей лишь в том, что не было создано лагерей и не расстреливали неугодных.

Время расставило всё по своим местам. Профилактика существует и поныне, поскольку предупреждение правонарушений остаётся одной из основных задач Российской полиции.


Рецензии