Роковые ошибки владельцев собак

Валерий Спиридонов

Роковые ошибки владельцев собак

(Советы опытного кинолога)

«Друг, воспитанный тобой»

Как-то в советское время "Пионерская правда" отдала весь номер четвероногому другу – собаке. На призыв редакции посвятить весь номер газеты собаке, откликнулись писатели, пограничники и другие специалисты, занимающиеся изучением и разведением собак, обучением их владельцев. Каждый очень интересно и поучительно рассказал то, что знал о собаках. Газету с большим интересом и пользой прочитали не только ребята (пионеры школьники), но и взрослые.                Тираж у "Пионерской правды", по сегодняшним меркам, был огромный. В 1975 году он достиг 9,5 миллионов экземпляров! Её читали от Чукотки до Калининграда – в 15 республиках СССР. Читали эту газету и за границей. Сотни тысяч писем-откликов под девизом "Наш друг - собака!" пришли в редакцию.

Об этом написал Борис Рябинин во вступлении к своей книге "Друг, воспитанный тобой". Замечательный писатель, с большой любовью он писал о собаках и других животных. Своей любовью он зажигал сердца не только детей, но и взрослых. Когда в детстве я прочитал его книгу «Рассказы о верном друге», то сразу же сделал свой выбор на всю жизнь. Борис Степанович многие годы посвятил работе в клубе служебного собаководства в качестве его начальника. Он накопил большой опыт служения этому благородному делу. Его книги невозможно было читать без слёз или радости. Эти слёзы были слезами очищения, зарождали неземную любовь к животным, природе, а радость – огромным стимулом к познанию, работе с собакой, к творчеству...

Много-ли сегодня школьников читают такие книги, смотрели фильм (и плакали, как мы) «Белый Бим - Чёрное Ухо» или прочитали эту книгу?..

Немного о себе

Мне тоже посчастливилось долгие годы работать в клубе служебного собаководства ДОСААФ – инструктором по дрессировке и разведению собак, тренером (участником) по зимнему и летнему многоборью со служебными собаками, судьёй-экспертом и судьёй соревнований по дрессировке и многоборью (в том числе республиканских и всесоюзных, где я получал отличные оценки, отзывы и награды), начальником клуба.                Мне посчастливилось служить в пограничных войсках КГБ, долгие годы служить кинологом (и тренером) в уголовном розыске и спецподразделениях МВД СССР. Много, где мне приходилось учиться кинологии, но я считаю себя кинологом-практиком.
Газета, книга не могут научить человека специальности. Очень многое познаётся на практике, когда тебе преподают классные специалисты. Газета может побудить человека к познанию и правильному воспитанию собаки.

В первом выпуске («ПР» № 32 от 7.08.2020) я ответил на важные вопросы читателей. Эту тему я продолжил и в рассказе «Собака – зеркало хозяина» («ПР» № 33 от 14.08.2020). Продолжаю отвечать на вопросы владельцев собак, как правило, начинающих и малоопытных.

Собака – живая скрипка!

Меня часто спрашивают: «Чем является для Вас собака – как объект изучения и обучения?»
Ответ сформировался с годами и опытом. Да, собака для меня – живая скрипка. И освоить её гораздо сложнее, чем музыкальный инструмент. Зоопсихологи считают, что собака обладает экстрасенсорными способностями. И те люди, которые ими так же одарены, наиболее успешны в воспитании и обучении собак. И не только собак. Меня спрашивали: «Можно-ли дрессировать волков?». Мой ответ: это делать нельзя, и, опасно для таких «дрессировщиков». Практика это подтверждает. Воспитывать их можно. Волки – умнейшие и очень ласковые животные. Но это совершенно другая тема.
Собака – самое преданное в мире человеку существо, бескорыстно дарящее ему свою безграничную любовь.

Чтобы ваш четвероногий друг приносил вам радость, хочу предостеречь малоопытных собаководов от ошибок, которые могут стать роковыми для вас и для вашего питомца. Воспитание и дрессировка собак рассчитаны на здоровых животных. А что делать, если у вашего питомца заболевание генетического характера, доставшееся ему от своих родителей? Или заболевание, приобретённое от неправильного содержания, выращивания и обращения с собакой.
Во втором случае опытный кинолог сможет помочь вам, если обратиться к нему на ранней стадии патологии поведения, желательно до семимесячного возраста.
 
Роковые ошибки дрессировщиков

Как-то, в начале 90-х, ко мне на занятия в группу пришёл мужчина с молодой собакой, овчаркой, чтобы я «поставил ей злобу». В группе было 15 человек с собаками разных пород. Его привел сосед, который занимался у меня в группе. Занимались мы уже больше месяца. Собаки всей группы после перерыва (дружной беготни и игр между собой) подходили к владельцам по команде «Ко мне!» за несколько секунд. А в начале обучения для этого требовалось несколько минут.
– Мне надо только злобу поставить. Всё остальное моя собака умеет делать! – гордо сказал пришедший. Собака смирно сидела около его ноги. И он стал показывать, как его собака садится, ложится, стоит, приносит палку. Не совсем правильно (мои ученики улыбались на это), но выполняла команды.
                – А команду «Ко мне!» выполняет? – спросил я. – Прежде, чем учить собаку охране, она должна пройти общий курс дрессировки и показывать безотказное послушание. – Мне Ваши курсы не нужны! – заносчиво ответил мужчина. – Она всё умеет, и ко мне подходит!
                – Давайте посмотрим. – сказал я и скомандовал всем отпустить собак.
Когда собаки разыгрались, бегая по кругу, я дал команду их подозвать. Несколько секунд и все собаки сидели перед хозяевами. Я сказал посадить собак рядом. По команде «Рядом!» все собаки группы мгновенно сели у левых ног хозяев.
Лишь только овчарка мужчины, который, по его словам. сам выучил всему собаку (и это похвально, когда человек самостоятельно уделяет много времени обучению своей собаки), бегала по поляне, подбегала к собакам (они на неё не реагировали!) и не подходила к хозяину, несмотря на его многочисленные команды.
 
Мужчина стал кричать на собаку и бегать за ней. Она – от него! Он стал подбирать палки и бросаться в неё. Споткнулся, упал, стал ругаться матом. Некоторые мои ученики засмеялись. Когда собака подбежала ко мне, я её поймал и передал хозяину. Он был несказанно зол. В руке был прут, и он хотел отстегать собаку. Бедная овчарка вся поджалась от страха. Я попросил его не трогать собаку и посоветовал ему обучать её в группе. Дрессировщик-задавака зло посмотрел на меня, ничего не сказал и пошел с поляны, дергая собаку и ругая её.
               
Прошло время, и я от соседа этого дрессировщика узнал, что собака погибла. Побежала за кошкой через дорогу. Кошка дорогу проскочила, а собака попала под машину, хотя хозяин ей кричал: «Ко мне!», «Фу!», «Стой!».

                «Плоды» размножения

                Бывали случаи, когда к роковым ошибкам хозяев приводили «плоды» размножения собак. Замечу, что селекционеры занимаются разведением собак. Здесь необходимо иметь научные знания и опыт. Ну и, конечно, честь и совесть.
К сожалению, в последние 30 лет собак нередко стали размножать, без селекции, генетики и требований стандартов. Мне довелось обучать двух кобелей немецкой овчарки, родных братьев. Оба были с родословными. Хозяева обратились ко мне, когда обоим было около года. С ними уже позанимались другие учителя, но из-за агрессии и злобности собак занятия прекратили. Хозяева рассказали, что дрессировщики их пытались бить прутом или стеком (что делать категорически запрещено!), но были покусаны.

Причина была в том, что у кобелей было генетическое заболевание: монорхизм или крипторхизм (отсутствие одного яичка в мошонке). Это дисквалифицирующий порок. Из разведения, в данном случае исключается мать (но её продолжали размножать), её щенки и все её и их родственники. Пороки, как правило не бывают одни. Их гены, как правило, связаны в аллелях ДНК. Так у этих собак налицо была крайняя возбудимость – порок нервной системы, отсутствие некоторых зубов, светлые глаза. Оба не слушались хозяев, проявляли агрессию к посторонним и даже к родственникам. Были даже покусы.
 
Я сразу предложил хозяевам сделать вольеры (собаки жили в будках и свободно бегали по двору). Мне удалось привести в порядок и одного и второго кобеля: хозяев они стали слушаться. Но агрессия у них не исчезла! Ко мне они её не проявляли. Но хозяева меня не послушали – вольеры не сделали. В результате один кобель напал на сына хозяйки (она жила в доме одна; дети и родственники к ней приходили в гости) и сильно искусал его. Собаку после этого хозяйка усыпила. Другой кобель перепрыгнул через заборчик и покусал соседей…

Вместо заключения
                К роковым ошибкам, как правило, приводят ошибки элементарные. А также, нежелание учиться и что-то узнать, посоветоваться со специалистом. Неопытные владельцы не задумываются о том, что с первых дней жизни щенка в доме его необходимо приучать к выдержке, сажая перед миской с едой, и разрешая ему кушать по команде хозяина, показывая тем самым, кто из них главный. Открывая дверь на улицу, не давать щенку бросаться вперёд – он должен сидеть, смотреть на хозяина и выходить по его команде рядом с ним. Часто замечал такое: хозяин, отпуская собаку гулять, отстегивает от ошейника карабин, и … собака пулей срывается с места и бежит к другим собакам, не дожидаясь команды… «А-а, ладно!» – говорит владелец собаки, махая рукой. Вот так рождаются непослушные собаки!..                Собака – не только живая скрипка, но и зеркало хозяина.
21.09.2020.

Опубликовано в газете «Панорама Резекне»

На фото:

Я и Тони-Сангро, немецкая овчарка моего брата Юрия.
1985 год. г. Калинин (Тверь).
В то время я работал начальником Калининского
областного клуба служебного собаководства ДОССААФ.
Мне есть, что рассказать истинным любителям собак об этом времени и о своей работе. Но это уже другая история.


Рецензии