О чем писать современным прозаикам?

Каждый день писатели что-то пишут. Хотя все известные темы давно исчерпаны, а жизнь наша стала совсем другой. Сценарист Эмиль Брагинский в своё время лепил сценарии, как пирожки. По ним режиссёры поставили много популярных фильмов. В фильмах этих люди достают дефицит, гоняются за импортом, заводят нужных знакомых, а, чтобы купить немецкий магнитофон, дают сверху.

Нам же, чтобы что-то купить, никаких знакомых не надо. Знакомства, импорт, дефицит остались в прошлой плановой экономике. Правда, осталась главная проблема, как заработать на всё желаемое деньги? Если ты смог эту проблему решить, то тебе твой самолёт даже во двор привезут.

Чтобы заработать многие бегают от фирмы к фирме. Другие начинают ковать своё счастье своими руками. Они открывают своё дело. Но большинство оказавшихся в мутной реке бизнеса тонут, или закрываются в первый же год. Увы, не каждому дано удержаться в мутном потоке коммерции. Каждому, кто решился в эту воду ступить, нужны образование, опыт, и способность шевелить мозгами. Каким образом? Этого тебе не расскажет никто. Есть, конечно, по этой теме всякие книги. Но в жизни сталкиваешься с вещами, о которых в книжках ничего нет. Потому выигрывают те, кто успевают придумать что-то совсем новое. А на другой день, когда этот секрет уже знают все, от него уже никакого проку? Скорый поезд удачи уже скрылся за горизонтом.

Об этих исканиях и удачах сегодняшний автор мог бы написать свой романа. Однако если бы прозаик знал, как добиться такого успеха, то, вероятно, бы он отложил свою писанину, и чтобы не клянчить у спонсоров сумму на издание фолианта, сам бы сначала реализовал свой сценарий?

Известному сценаристу Эмилю Брагинскому было значительно легче, чем нам. В его повести «Берегись автомобиля» героем был бескорыстный вор Юрий Иванович Деточкин. Однако сегодня среди нас такого Деточкина нет, а того давно поймал Максим Подберезовикин. О новых охотниках за неправдиво нажитом для детских домов нам никогда не сообщают.

Грандиозным успехом пользуются до сих пор романы о блистательном мошеннике Остапе Ибрагимовиче Бендере. Но, к сожалению, сюжет с двенадцатью стульями авторами романов давно исчерпан, а про сеанс одновременной игры и про автопробег все поголовно знают. Нет, конечно, и сегодня хватает мошенников. Каждый день нам о них рассказывают в криминальной хронике. Но понравится ли читателю, если автор сделает такого преступника героем своего повествования?

Впрочем, осталась тема, которую подсказывает жизнь. Это многолетняя драма необъявленной войны Запада с Россией. Интрига в том, что противники, хоть и стремятся навредить друг другу, но они одновременно друг другу необходимы. Россия нужна Западу, как поставщик сырья. А Европа нам, как источник всяких технологий. Как нашей стране уйти от этого сырьевого рабства? Ответ на этот вопрос эксперты давно подсказали президенту. Нужно, чтобы электроэнергия, рабочая сила и всё остальное у нас были дешевле, чтобы бизнесмены строили заводы у нас, и производили то, что мы закупаем за бугром в нашей стране. Идея верная. Но когда это случится?

Сюжет о борьбе и взаимной зависимости держав каждый день обсасывают в ток шоу журналисты с экспертами. Но едва ли это станет темой для художника слова. Впрочем, закон единства и борьбы противоположностей применим и к людям. Многие супруги, например, всю жизнь ведут между собой холодную войну. От полного разрыва их удерживают только общие дети.

О борьбе и о единстве персонажей в пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». Бывшая жена и после развода настолько плотно опекает своего прежнего интеллигентного мужа, что превращает его в своего раба. Она не позволяет Льву Евгеньевичу встречаться с медсестрой Людочкой, которую тот полюбил. Но в конце пьесы Лев Евгеньевич всё же ускользает от опеки своей властной жены. Дальше автор не рассказывает, как сложилась жизнь этих разновозрастных людей. Может быть, между ними будет происходить тоже, что происходило со знаменитым артистом Мосэстрады Велюровым. Пожилой Велюров был обожаем публикой, а потому решил, что его может полюбить молоденькая девушка. Но женская любовь к артисту, не означает любви к нему, как к мужчине. И Велюрову пришлось разделять свою любовь с бутылкой. Увы, признаваться в любви нужно пока ты сам молод, например, как Костик.

Повесть о любви и не любви Льва Евгеньевича, его жены, Варламова и Костика будет интересна и современному читателю. Но нужно, чтобы все эти типы были современными людьми. Какими? То, что было прежде, мы знаем, а, что происходит сегодня и будет потом, для нас скрыто мглой.

Если автор что-то разглядит в этой мгле, то читатель вознаградит его своим вниманием.


Рецензии