Бастион Осовец. Глава 12. Газовая атака

Прошел тяжелый кровопролитный год обороны крепости Осовец. Солдаты и офицеры привыкли к артиллерийским обстрелам и гибели сослуживцев. В августе 1915 года немцы решились на  применение отравляющих веществ. - Если мы не можем завоевать эту неприступную крепость войсками, значит нужно взять ее газовой атакой! – сняв монокль с глаза, произнес немецкий генерал.
 - Господин генерал, но что скажут о наших действиях в Европе? – озабочено спросил один из полковников на совещании.
- Мне без разницы, что скажут о наших действиях французы или англичане. Кто сильнее, тот и прав! А кто захочет бросить нам вызов, мы ответим жестким подавлением! Мы солдаты Германии и должны использовать все имеющиеся средства для победы над врагом! – раздраженно ответил генерал.
- Начинайте приготовления для газовой атаки на крепость Осовец! О готовности, доложите! – заканчивая совещание, произнес командующий группировкой.
 Вскоре, на позиции немецких войск были доставлены более тридцати передвижных газовых станций. Оставалось дождаться благоприятной погоды, когда ветер будет только в направлении крепости Осовец. Более недели немцы ждали относительно благоприятной погоды. И вот, на девятый день ожидания, прозвучал доклад командующему немецкой группировкой: «Господин генерал, к казовой атаке, готовы!»
- Начинайте! - вяло проговорил генерал и повесил трубку. Шестого августа 1915 года в четыре часа утра, когда крепость еще спала, к позициям русских войск потянулся тяжелый туман. Смесь хлора с бромом ядовитой темно-зеленой волной устремилась к крепости Осовец. Сплошная завеса из отравляющих веществ более пятнадцати метров в высоту и ширину, накрыла местность. Ветер, как скорый поезд разносил туман далеко вперед, охватывая все большие территории. Через два часа непрерывной работы газовых станций, глубина поражения составила около двадцати километров. Первыми на пути ядовитого облака оказались бойцы трех русских траншей перед крепостью. Скапливаясь в низинах, хлор стоял непроходимой завесой.
- Братцы, немец газ выпустил! - закричал дозорный первой траншеи, увидев темно-зеленое облако, надвигающееся на первую линию обороны. Движение ядовитого тумана было столь стремительным, что многие солдаты не успели повязать на лица защитные повязки из ткани. Противогазов в рядах  обороняющихся не было. К сожалению, допотопные повязки на лицо, могли остановить только часть ядовитого воздуха. Кашляя и задыхаясь от ядовитого воздуха, рядовые стоически терпели боль.
Видимо направить удушающий газ на позиции русских, немецкому командованию показалось мало и они подключили артиллерию. Снаряды, разрывая землю, добивали тех, кто мало пострадал от газа. Бежать от этого облака было бесполезно и кляня немцев отборным матом, солдаты сидели в окопах. Газ заполнял все пространство траншей, убивая невидимым жалом защитников. То здесь, то там, в окопах валились  на землю бесстрашные воины, получив смертельную дозу.  Отравление вызывало жуткий кашель и спазмы дыхательных путей. Глаза защитников крепости в один миг стали кровоточащими ранами. Сделав свое гнусное дело в первых трех траншеях русской пехоты, ядовитый туман направился в крепость. Казармы и артиллерийские форты были в более выгодном положении, нежели траншеи пехоты.
- Рота, подъем! – дико закричал дневальный, когда поднялся переполох, связанный с газовой атакой. Солдаты, быстро вскакивали с топчанов, ничего не понимая. - Господа прапорщики! Быстро уводите подразделения на второй уровень в подземелье! Там есть защитный тамбур, и газ туда не пройдет! Оставьте несколько солдат в казарме. Нужно быстро заделать все щели возле дверей мокрыми тряпками, а также окна! – распорядился поручик Милявский. Казалось, что сама судьба охраняла подразделение поручика. Только вчера сменившись с боевых позиций, его подразделение сейчас находилось на отдыхе в казарме.
- Надеть защитные маски! С оружием, за мной марш! – прокричал прапорщик Никифоров своему подразделению. Через несколько минут, рота покинула расположение и устремилась на второй, оружейный уровень. – Стой, кто идет! – закричал часовой на посту.
- Личный состав двенадцатой роты, солдат! Немцы применили газовую атаку! – скороговоркой ответил поручик Милявский. Часовой на посту был из двенадцатой роты.
- А как же теперь? А как же, разводящий? – глупо произнес рядовой Ивашкин. Не зная, что ответить, ротный только пожал плечами.
- Сейчас на первом месте жизнь солдат! Вот так,  братец! – наконец, произнес Милявский. Тем временем четверо солдат, макая в ведро с водой солдатские кальсоны и рубашки, старались затыкать щели в двери. Кашляя и сплевывая на пол кровавые сгустки, они не прекращали своей работы. - Быстрее вниз, больше тряпок все равно нет! – сквозь кашель, проговорил один из солдат.
Устремившись на лестницу ведущую в подземелье, они подбежали к защитному шлюзу. Двойные двери надежно задерживали отравляющий воздух. - Быстрей, быстрей, братцы! - подгонял сослуживцев ездовой Силкин.
- Как же там мои лошади? Скорее всего, сразу же погибли при газовой атаке! – размышлял Захар. Забежав на склад вооружения, бойцы повалились на пол, не в силах сдержать рвоту.
- Это что там, так плохо? – округлив глаза от страха, тихо прошептал часовой. Вид сослуживцев с бледными лицами и красными глазами, напугал молодого солдата.
- Это нам еще повезло, что в казарме были и мало хватанули этой заразы! – откашливаясь, ответил один из солдат.
- Кто в траншеях был, скорей всего уже представились! – подхватил другой.
- Где, все наши? – спросил третий.
- Туда побежали по тоннелю, в направлении форта! – показывая пальцем направление, ответил часовой. Только сейчас он стал ощущать приятный запах молодых яблок, который чуть просочился сквозь защитный шлюз. От этого запаха вдруг запершило в горле и стали слезится глаза.
- Сделай себе маску из тряпки и намочи ее водой! – посоветовал один из солдат, обращаясь к часовому. Через несколько секунд, последние четыре солдата из роты скрылись  в тоннеле.
Тем временем ядовитый туман окутал крепость. Трава и деревья моментально почернели, а вода в пруде окрасилась в темно-зеленый цвет. Повсюду пахло свежими яблоками, которым и был удушающий газ.

Продолжение следует.


Рецензии