О поэтах из Карлага и Совлага

... Мы едем в столицу КАРЛАГа Долинку... Признаться, не очень-то хотелось покидать монастырь ради музея, но, там, в Долинке, отбывал срок преподобный Севастиан... И это, пожалуй, стоит увидеть... Об этой поездке - http://proza.ru/2013/10/29/1137
Об учёных-заключённых тоже хочется сказать...

Так оборвались мои повествования о паломничестве в Казахстан.

Итак, начинается данная публикация.

Столько открытий зарытых...
столько ран открытых...
Стоит ли ворошить?
Может, припорошить
эти откровения
пылью забвения?

Но

читаю взахлёб!
читаю!
слова словно хлеб хватаю!
выхватываю,
глотаю,
насытиться не могу...
насытиться не хочу...

Читаю... реву... молчу...

Читаю! Читаю! Читаю!
Читаю и всем кричу - Читайте!



Он - ровесник моего отца, даже чуть старше - 1921 года рождения.
Юрий Васильевич Грунин, поэт, писатель, художник, архитектор, большую часть жизни прожил в Жезказгане (Джезказгане).

В 1941 по сводке из Советского Информбюро он пишет поэму "Сестра милосердия".

"Штабиста спешит перо -
чтоб сводку, как штык, в срок!
Чтоб чётко Информбюро
впечатало в строй строк

отвагу и честь людей
сплочённостью всей страны –
отчёт, как прошёл день
Отечественной войны.

В отчёте – потерь счёт
и перечень всех бед.
Но каждый, кто жив, ждёт
хоть малых побед свет...

.........................." и т.д. (http://www.stihi.ru/2013/02/06/12062)

Моя рецензия на поэму «Сестра милосердия» (Грунин):

"Потрясает то, что это написано в 41 году 20-летним бойцом,
можно бы сказать юнцом
но, зная теперь то, что ждало этого юнца...
что он оказался тем,
кого с  поля боя не вынесла ни Клава Павлова
и не вынес никто...
Читаю, и только глубоко вздыхаю... "
Татьяна Вика   25.12.2013 18:08 (тогда Юрий Грунин еще был жив. Юрий Васильевич умер 25 апреля 2014 года, немного не дожив до своего 93-летия).   



В 42 году, будучи раненым, он попадает в плен...
И там,
чтобы выжить,
но не из ума -
рождается стихов заплечная сума.

Не было никакой возможности записывать стихи -
они держались в уме,
оттачивались и сокращались до самой сути.

"Я пишу стихи не для славы —
это суть моя в зоне смерти.
О несломленных и о слабых
я пишу стихи кровью сердца.

В них печаль моя по убитым,
гнев молчания, счёт обидам,
и пока есть кровь в моих венах,
я пишу о мужестве пленных..."  - http://www.stihi.ru/2011/01/23/10.

В сборнике "Пелена плена" - 50 стихотворений, написанных живьём! Пронзительная, мучительная искренность поэта запредельна.

И следующий сборник - "Из плена в плен", и новая публикация на Прозе - "Живая собака. главы из романа" - свидетельства мужества души, прошедшей мытарства Карлага.


Не смею никого уговаривать - поэт Юрий Грунин не нуждается ни в том, что бы его знали, ни в том, что бы читали и почитали - нуждаемся в этом мы.
Вот адреса страниц -
 http://www.stihi.ru/avtor/grunin
 http://www.proza.ru/avtor/grunin




"Поэзия - не поза и не роль.
Коль жизнь под солнцем -вечное сраженье, -
стихи - моя реакция на боль,
моя самозащита и отмщенье!" 
Строки моего земляка Аркадия Кутилова можно было взять эпиграфом к этой публикации.


Его поэзия - это тоже событие!

"Аркадий Кутилов (1940-1985)– поэт и художник, стихи которого еще в начале его жизни были отмечены восторженной оценкой Александра Твардовского и Николая Рыленкова, имевший раньше и семью, и дом, и работу, был человеком без определенного места жительства. Поэт скитался по чужим городам и весям, по лагерям, спецприемникам и психушкам. Он обитал на чердаках и подвалах, жил в колодцах теплотрасс, ночевал на вокзалах и кладбищах, умирал от туберкулеза на слякотных улицах равнодушного города... "

Я в атаку последнюю шёл,
но судьба изменила герою...
Плюс к тому - оказался тяжёл
тот снаряд, что упал под горою.

Хорошо!
И дымком понесло,
и предсмертные слёзы просохли...
Плюс к тому - умереть повезло:
те, кто выжил, в плену передохли.

Плюс к тому - тишина... тишина...
Не слыхать разговора винтовок...
И вползают на грудь ордена,
давят лапками божьих коровок.
https://stihi.ru/2011/02/04/2999

Заходите на его страницу и поймёте,
что он прав был, говоря

"ЗАРЯ НЕ ЗРЯ! И Я НЕ ЗРЯ!"



Об учёных-заключённых тоже хочется сказать... А пока - о поэтах из Карлага и Совлага...


Рецензии
Какая вы умница, Татьяна.

Муж выписывает Книги - о войне настоящей, без постыдной лакировки, об узниках лагерей.
Его мать (ребенком) и дед всю блокаду были в Ленинграде.

Да и у меня самой репрессированные с обеих сторон: отец - за национальность (рос в детдоме и на улице), мать - за зажиточность, распылили семью по нескольким республикам.
Не в КарЛаге, а в АЛЖИРе была также дальняя родственница, дочь профессора Горного института.
Потрясающие стихи. Какие люди...

Не бросайте, пожалуйста, эту тему.

Геля Островская   04.04.2021 11:15     Заявить о нарушении
Эта тема меня не бросает.
Есть ещё один гигант ГУЛАГа - Ефросинья Керсновская.
http://proza.ru/2012/09/28/1416 - о ней. Её дневники и рисунки - просто репортажи и документальные хроники тех лет и событий без купюр и прикрас.

Татьяна Вика   04.04.2021 11:26   Заявить о нарушении
О, Ефросинья Керсновская у нас как раз есть, книга ее. Действительно, гигант. Иначе не скажешь.

Геля Островская   04.04.2021 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.