Доброта

      Двое  взрослых   мужчин стояли в тенечке под раскидистой абрикосой,  ожидая попутки. Солнце своими лучами жарило так, что дышать было тяжело. Горячий поток вдыхаемого воздуха обжигал гортань.
  На повороте показалась легковушка, а по простому  «копейка», один из них поднял руку. Водитель притормозил и опустив окошко, поинтересовался:
 - Куда едем?
 Мужчины хором ответили:
-  Тут не далеко, в Степное.
- Ну, садитесь, - произнес водитель.
В салоне было уютно и той жары не ощущалось. Машина тронулась, молчание длилось долго. Прервал водитель Николай:
-И к кому мы путь держим?
- К родителям- хором ответили ребята.
_ А кто у вас родители?
  Сидящий  на заднем сидении ответил:
- К Каплиным.
- Ну, а я к Добрыниным.
- Так ты оказывается к Генке, мы же шесть лет учились в одном классе.Выходит, что ты Павлик, сын дяди Максима?
- Так точно-  ответил Павлик.
Ребята пожали руки, но тут машина остановилась и они поблагодарив водителя за доставку, ушли по дороге ведущей вдоль улицы. У своего дома Генка предложил встретиться завтра на пруду.
    Наутро, как и договорились в назначенном месте, забрав свои рыбацкие принадлежности, пошли за село. Выбрали себе удобное место, раскидали прикормку. Снарядив на удочки крючки,забросили на разную глубину. Долго сидели в тишине, клева не было.
- Видимо перепад давления,- пояснил  Павлик.
- Ну, раз клева нет,предлагаю накрыть поляну,- потирая руки, сказал Генка.
На разостланном покрывале  разложили закуску,ну и к ней, как и положено на отдыхе - чекушка. Наполнив стопки, со звоном чокнулись.Генка произнес тост – «за встречу!»  Закусывая похваливали еду, вкусно приготовленную повидавшими непосильный труд, руками своих родителей. Последний тост –«за родителей», захмелевшие ребята выпили особо растроганные. «Низкий им поклон!!!»- произнес Павлик. Генка поддержал товарища. Помолчав, начал  рассказывать  о своих родителях.
- Отец мой из бедной семьи, испытал и голод и холод. Примерял на себе и страшные годы войны.Отец мой, Дмитрий Иванович, шел по жизни с выгодой.
 - Не позволяй на себе кататься, бери в колхозе  все, что плохо лежит, - советовал сыну.Не давай никому взаймы,ну, а если дашь, то вся сделка должна быть оформлена на бумаге, да с подписью! Да не забудь про проценты.
Подняв руку с вытянутым указательным пальцем, отец торжественно и с гордостью произнес: « У меня сынок в жизни не забалуешь!» Генка замолчал. На лице его  не отпечатали след произнесенные слова.
- Знаешь,Павлик,- произнес Генка- по приезду в родительский дом, я что то не заметил изменения.Никаких перемен!
И пояснил: -Как был забор перекошен, так и стоит, окна вываливаются, часть шелевки на доме отвалилась. В хозяйстве, так  у него один петух да две курицы, гусей и уток отродясь не было.На душе так стало горько. А ты Павлик, что скажешь?
   Павлик расплылся в улыбке, лицо его так и засветилось от радости,как же хорошо, что кто то интересуется его семьей.
- Начну, Гена , с того как я появился в этой семье.
- Каждый  знает, откуда ты появился,- Генка засмеялся надрывистым смехом.
- Нет, Геночка, не по тому пути идешь,- с раскрасневшимся лицом возразил Павлик. А дело было так…

   В один прекрасный воскресный день Павлик пошел на рынок. Нет, не прогуляться, его одолевал голод. Идет по рядам с продуктами, там яблоко взял, там смородинки кисточку, там попробовал творожку ложечку, и так каждый день. После того, как Павлик, озираясь по сторонам, взял с прилавка грушу, к нему подошел мужчина, взял его за руку и повел к своему месту у товарной стойки. Усадив на раскладной стульчик, ласковым, добрым, располагающим  к себе голосом спросил:
-  Милый,что тебя заставило воровать продукты?
- А что мне делать? Отчим выгнал из дома, сопровождая мой уход словами «дармоедов  мне в доме не надобно» и захлопнул  дверь. Вот уже недели две я так живу, ночую в посадке, укрывшись сухой травой. Поручив свой товар соседу, Максим Петрович повел мальчика к себе домой. Прибыв в село и стоя у калитки, Павлик заметил, хотя и было то ему лет семь или восемь, что  забор исправный, дом весь в узорах,а во дворе цветы и маленький песик. Он то первый подбежал к Павлику, виляя хвостом, ласково повизгивая. На пороге их встретила хозяйка.
- Ну что , Верочка, принимай сына.
  Ее лицо засияло от произнесенного слова - сын. Детей,прожив пятнадцать лет вместе у них не было. Она радостно закивала, вытирая набегающие слезы и немного помолчав, с тревогой в голосе и заикаясь произнесла:
- А вдруг он не хочет?
- Ну что, сынок, уважь нам,- слезно попросил он.
- Я согласен, согласен- не веря чуду,- повторял мальчишка.
- А звать то тебя как?
-Павликом!
     Вера Ивановна обняла Павлика, крепко прижала его к себе, а у него по щекам текли слезы. Женщина ахнула, ощутив худенькое тельце под рукой, а погладив мальчишку по голове, почувствовала слипшиеся, как от клея волосы. Торопливо засуетилась организовать баню.
   Из бани вышел розовощекий мальчик, смущенно хлопал ресницами и радостно улыбался. Тем временем Максим Петрович  с соседом  сьездил в лавку за обновками. Павлика одели в новые брюки и свитер , теплый и мягкий с оленем на груди.  Максим Петрович и Вера Ивановна любовались  мальчишкой. А тот стоял перед ними, как вкопанный и молча переводил взгляд с одного на другого. Наконец- то протяжно проронил «спасибо» и уткнувшись в подол Веры Ивановны заплакал. Она, рыдая и причитая по бабьи, гладила его по головке « мой же ты сыночек, как долго я тебя ждала!»
  Но тут  в глазах Павлика появился страх, личико сморщилось:
 - А как же моя Ленка? Она сегодня еще ничего не ела.  И подумав, обреченно сказал: - как же я ее брошу?.
- Сестренка?- в один голос выдохнули хозяева.
-Да, там в сарае, я побегу к ней,накормлю, да и спать то вдвоем  теплее. А можно я завтра  к вам вернусь?
- Так веди свою Ленку сюда, где сын, там и дочь!- с радостью ответили  хозяева.
Павлик помчался к сараю, нашел  Ленку, свернувшуюся калачиком в соломе. Взял за маленькую ручку и быстро повел ее к дому. Она еле поспевала за ним своими крошечными ножками.
- Куда ты так торопишься? – спросила Лена.
- Увидишь- с гордостью сказал Павлик.
Переступив порог Лена увидела чужих людей, уцепившись за Павлика спряталась за спину.
- Отец,  смотри,  кто к нам пришел- с распростертыми руками встретила их Вера Ивановна.Она еле выговаривая позвала Лену к себе.Та опустив голову  не сдвинулась с места. Тогда  Павлик взял ее за руку и подвел к женщине,
- Ну чего ты боишься? смотри, это же наша мама.
 У Веры Ивановны мгновенно  пересохло в горле. Услышав милые и давно не произносимое слово мама, Лена, расставив свои худенькие ручонки, помчалась к вере Ивановне со словами:
- Мамочка,ты где была так долго? Я так долго тебя ждала. После чего поцеловав, прижалась своей щекой к щеке Веры Ивановны.
  Сердце Веры Ивановны разрывалось на части. Положив свою руку на спинку девочки. Она еще долго держала, покачивая Лену. Павлик стоял рядом, глаза его были наполнены слезами. Он не выдержал, робко подошел и нежно обнял Веру Ивановну.
- Мамочка, папочка, обещаю,мы будем самыми послушными детьми.
  Максим Петрович стоял рядом, то и дело, вытирая слезы  рукавом рубахи. Не выдержав, обнял всех своими сильными руками
- Вот и хорошо, вы наши дети, наша надежда, наша жизнь!

  Оказавшись в этой семье, Павлик и Лена, стали  хорошими, умными, рассудительными, добрыми детьми. Эти черты они впитали за все годы. Павлик был верным помощником в доме,заботился  как мог о папе и маме. Получив высшее образование, работал начальником цеха, а затем директором завода, женат, у него сын Максимка и дочь Оля.

   Лена же милейшее создание, помощница мамы, окончила институт, работает врачом в райбольнице, замужем. У нее дочь Вероника.

 Закончив свой рассказ об отце, Павлик замолчал. Генка не мог проронить ни слова.После услышанного, его мысли витали где то далеко, далеко.
   Павлик  выпрямился, с гордостью сказал:
- За таких родителей можно выпить  и не раз! Ведь они отдали нам свои силы,здоровье,знания. Лепили из нас,сырого материала, получая полноценный продукт- человека. На протяжении всей жизни  дарили нам любовь, заботу. Укладывая спать всегда рассказывали сказки и поцелуем сопровождали :
- Спи, мой ангелочек, закрывай глазки. Нежно прикрыв одеялом, папа и мама уходили из спальни на цыпочках.
  Так что родители- наша опора, наша гордость. Для нас с Леной, они луч света в  окошке. Павлик выдохнув, замолчал устремив взгляд в небо. В это время  лучи солнца ласкали его  добрую душу, ветерок шевелил его русые волосы. Легко было на душе,он улыбался.
  Генка после сказанного Павликом, сказал:
--Да ты во всем прав,тебе есть чем гордиться, шесть лет мы проучились с тобой в одном классе,были хорошими товарищами, а  я даже не мог и подумать, что вы приемные.

   Обняв товарища, Генка произнес: « Павлик, я за тебя рад!» и собрав свои удочки они пошли домой по тропинке ведущей в село все освещенные лучами заходящего солнца.




       Дробноход А.Я.      с. Лопанка


Рецензии