Герои романа Михаила Булгакова

Одним из атрибутов Маргариты является подкова, которая являлась подарком Воланда: «- Так возьмите же это от меня на память, - сказал Воланд и вынул из-под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами» . Воланд, преподнося эту подкову в дар Маргарите, предлагает ей средство защиты, ведь «подкова – древний талисман против дурного глаза» . Она также предвещает «успех в делах, а для женщин – счастливое сотрудничество» . Даря подкову Маргарите, Воланд надеялся на выгодное с ней сотрудничество и оно состоялось: «- Кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно…» . Наряду с этим, подкову дарят к счастью, Маргарита выполнила свое обещание, и Воланд помог ей и Мастеру обрести покой и счастье.
Подкова была из золота с алмазами. «Золото – символ власти» , а «алмаз является вместилищем опасной силы, … символ непобедимости, нерушимости, духовной мощи» . Следовательно, подкова, являясь талисманом, помогла Маргарите достичь намеченной цели, при этом защищая ее от опасностей.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» функция вещи многозначна. Вещь, как «лакмусовая бумажка, помогает определить характер человека, вывести наружу скрытое, сокровенное. Следовательно, та или иная вещь, попадая в мир художественного произведения, становится носителем тех или иных смыслов, качеств и свойств . Вещь всегда дается в каком-нибудь значении, интерпретации. И не случайно М.Булгаков атрибуты героев наделяет именно магическими свойствами, т.к. « …в самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…Знания, почерпнутые из Демонологии, Булгаков широко использовал в романе «Мастер и Маргарита» . То, что писатель верил в магию и колдовство, свидетельствуют некоторые факты его биографии. Его жена Е.Булгакова в своих воспоминаниях пишет, что именно вера в магию способствовала их знакомству: «Сидели мы рядом…, у меня развязались какие-то завязочки на рукаве…, я сказала, чтобы он [М.Булгаков] завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь» или «… А он: «Ведьма! Ведьма! Приколдовала!» - «Тут и я понял, - говорил потом Миша … что ты ведьма! Присушила меня!»


Рецензии