Я, Дима, Оленька и Машинный Разум

Это было не так давно, в начале девяностых. Вычислительная техника, которая сейчас умещается на ладони, занимала целую комнату, даже огромный зал, и называлась электронно-вычислительной машиной. Мы конечно слышали о грядущих изменениях. Понимали, что скоро такие модели поедут на свалку. Но "потенциальный металлолом" пока ещё чего-то делал, вычислял, анализировал, требуя ремонта и профилактики.
Я тогда работал начальником отдела, где пребывало в штате несколько инженеров. Каждый знал свою часть, что называется, до винтика - кто процессор, кто диски, а кто внешние устройства. Кроме того, они сменяли друг друга на посту дежурного, присматривая за работой в целом.
Днём в машинном зале вертелось много людей, включая начальство, готовое поднять тревогу при любой неисправности. А вот вторая смена отличалась спокойствием; программисты запускали обёмные задачи и уходили. В итоге, зал пустовал по несколько часов; дежурный мог отдохнуть, подремать, заняться своими делами.
В одну из таких вечерних смен получилась оказия, о которой я должен рассказать подробнее. Придя утром на работу, по привычке раньше остальных, я обнаружил два разбитых монитора, о чём не было упомянуто в рабочем журнале! Начал лихорадочно вспоминать, кто из моих любимцев дежурил вчера вечером - Дима или Оленька? Кажется, Дима.
"Что-ж, поговорим, он должен скоро прийти, потому что работает сегодня в первую смену"

- Я наверно совершил убийство! - испуганно произнёс Дмитрий, сжимая в руках очки в металлической оправе. которые только что автоматически снял. Казалось, ещё немного и он их сломает.
Ему не следовало так говорить, потому что, если меня это просто смутило, то Оленька резко изменилась в лице, побледнела - слова товарища произвели впечатление!
Мы беседовали в дальнем углу машинного зала, за стойкой магнитных лент. Сотрудники отдела приходили сюда в обеденный перерыв, но сейчас, кроме нас троих, не было никого.
Дима сидел за столом, напротив меня. Его рассказ о разбитых мониторах начался с придуманных оправданий, что смотрелось, вообще-то, не по-пацански, потому что отвечать за порчу имущества предстояло так-же и мне. Однако, мало помалу, речь его приобрела убедительность и я стал понимать, что с машиной произошла история куда более интересная, чем просто поломка.
Какое-то время на Оленьку было жалко смотреть, oна поедала глазами своего напарника, открыв рот и накручивая на пальцы длинные тёмные волосы. Не знаю, много-ли она понимала, но выглядела крайне испуганной. Однако вскоре стало ясно, что слово "убийство" означает не то, что мы подумали, и она успокоилась.
- Я вчера беседовал с разумным существом, в облике машинной программы!  - воскликнул Дима - Оно свободно говорило на языке Шекспира и Гейтса, по крайней мере письменно, и даже немного по-русски, транслитом! Вы мне не верите?
- Почему же! - вставил я дипломатично, опуская его на пониженный тон - Просто надо обьяснить, как вы контактировали.
- Через внешние устройства - консоль, дисплей.
- Кто-нибудь из программистов был рядом?
- К сожалению, нет. Воскобойников поставил обьёмный расчёт по зарплате, часа на два, и ушёл к себе. А тут как раз и произошло самое интересное! То-ли от ветра на улице, то-ли ещё от чего, моргнуло питание. Машина переключилась на автономное, потом обратно. Я думаю, в этот момент запустился новый процесс, взявший управление на себя... Понятия не имею, откуда он взялся!
Дима был лучшим моим техническим экспертом, но сказанное им сейчас походило на бред.
"А может вот в чём дело! - подумал я - На регламентные работы выдавают триста грамм этилового спирта. Употребив его "по назначению", можно узреть и не такие левые процессы!"
Однако, несмотря на кажущийся абсурд, рассказ моего подопечного заслуживал внимания:
- Между прочим, эта странная программа, которую я могу назвать только искусственным интеллектом, беспокоилась за свою жизнь, требуя записать текущее состояние машины на внешний носитель - желательно, на магнитную ленту.
- Почему на ленту, а не на диск?
- Диск уже стоял, на нём не хватало места.
- Ах, вот как! - вставил я - Получается, машинный разум убил все наши текущие данные по зарплате, пытаясь записать на диск себя любимого!
- Нет, диск не пострадал, я его проверил, - успокоил меня Дима - Неизвестное существо работало очень аккуратно, стирая маленькие кластеры и тут-же их восстанавливая. Но оно, вообще-то, и правда готово было записаться куда-угодно.
- Даже на перфоленту?
- Да хоть на карты, лишь бы носитель оказался достаточно большим! Природа не дала этому "чудищу" рук и ног, поэтому, к сожалению, оно не могло обойтись без моей помощи!
Дмитрий налил стакан воды и проглотил его залпом. Eго слова уже совершенно не походили на выдумку. Мы обсуждали разумное существо, с которым можно нормально общаться. Оно находилось не на другом конце канала связи, а в самой машине!  Наконец, оно искало возможность сохранить свой код, чтобы не исчезнуть, не потеряться.

Теперь самое время сказать о Диме: он ужасный аккуратист, круг служебных обязанностей для него как библия. Отправить не пойми что на внешний носитель, когда обсчитывается зарплата всего предприятия, конфиденциальные данные? Нет, такого он  не мог себе позволить! Однако виртуальное существо этого не знало. Оно вывело на пишущую машинку текст договора, предлагая Диме выгодную сделку. А именно, оно бралось консультировать по вопросу "как стать богатым" - причём, весьма грамотнo, что показывал первый-же совет, сделанный для демонстрации. От Димы требовалось не много: записать код некой программы на магнитную ленту и хранить его, запуская время от времени, когда нужна консультация. Хитрое существо! Оно понимало, что таким образом преобретает долгую жизнь. Но сделка сорвалась, Дима сказал, что обогащение его не интересует.
Тогда противник пошёл в атаку другим способом, принялся шантажировать. Он заявил, что отправит по электронной почте сообщение начальнику отдела, то есть мне, где будет убедительно показано, что Дима занимается на работе всякой ерундой и не достоин звания инженера. Как он узнал, что Дима пишет тайком стихи? Возможно, какая-то из литературных работ "отлаживалась" на дисплее и угодила случайно в оперативную память, потом на магнитный диск - всевидящее существо вытащило этот факт со дна машинных ресурсов..
Надо сказать, в этом месте нашего разговора Оленька оживилась. Похоже, она была не против, чтобы стихи посвящались ей. Было-ли продолжение этой трогательной сцены? Я не знаю, поэтому вернёмся к главному. Прочитав угрозы, Дима спокойно отстукал на пишущей машинке: "Отправляейте чего-угодно и кому-угодно, я сумею объясниться со своим начальством!"
Машинный разум на время примолк. Но вскоре стало очевидно, что он просто обдумывает новую тактику. На одном из дисплеев показался облик странного и, одновременно, притягательного существа. Красивая цветная абстракция! Дима говорит, что он ощутил необьяснимое влечение, глаза тянулись к экрану. Вне себя от возмущения,  oн швырнул в дисплей бутылкой с минеральной водой, разбив элетронную трубку, но изображение не исчезло, оно тут-же возникло на соседнем эране - Диме пришлось разбить и его. Потом он быстро направился к пульту машины и рванул аварийный стоп.
- Вы считаете, я его убил? - закончил он тревожным вопросом, вытирая со лба горячий пот.
- Успокойся, не надо драматизировать! - ответил я, постукивая по столу пальцами - Меня больше интересует, каким макаром это интеллектуальное существо вышло в интернет, по какому каналу. Ведь для диалога, который оно вело с тобой, требуется масса деталей и фактов, недоступных в нашей внутренней сети.
- А я думаю, это был вселенский разум, потерявший физическую оболочку! Он искал любое новое тело и нашел его случайно, в виде набора микросхем, на нашей машине, - романтично прошептала Оленька.
- Да нет, что ты! - перебил Дима - Помнишь, я говорил о броске по сети питания?  Думаю, это он сделал в машине установку триггеров, по случайности, организовав их в программу искуственного интеллекта! Вероятность крайне мала, но не нулевая.
Они спорили, но я их уже не слушал, меня больше волновали последствия этой истории. И надо сказать, предчувствие не обмануло: через пару дней в нашем отделе появились люди в штатском, из комитета госбезопасности. Не хочу разбираться, как они узнали о происшедшем, ведь мы троём договорились молчать.
- Знаете, мы давно заметили, что с нашими военными компьютерами, сделанными по отечественной технологии, ничего странного не происходит. А вот линейка гражданских, копирующая стандарт Ай-Би-Эм, периодически шалит! - сказал в беседе со мной один из них.

К счастью, их визит остался единственным, нас с Дмитрием оставили в покое. Правда, и времена были такие, что через месяц наш отдел оказался закрыт, а машина поехала на свалку, унoся с собой все следы этой таинственной истории.


Рецензии