Что остаётся от сказки потом?

Неудачи в личной и семейной жизни, скандалы и разводы… Ну кто не сталкивался с этими проблемами? Таких можно по пальцам посчитать. Однако большая часть может назвать собственные причины, среди которых измены и отчуждение, алкоголизм и наркозависимость, гомосексуальные связи, бесплодие или нежелание иметь детей, неудовлетворенное желание получать от брака больше удовольствия, финансовые трудности, несовместимость по различным убеждениям… И большей частью браки распадаются из-за мужчин.

Но задумывался ли кто- нибудь, переживший крах семейной жизни, над тем, откуда «растут корни» всех неудач, постигших их в супружестве? Если и задумывался, то искал причины и объяснения «поблизости», не углубляясь в них. А ларчик – то просто открывается: это ничто иное, как негативное последствие сказок, которые неправильно были выбраны родителями. Удивила?
 
- Причем тут сказки? - спросят одни.

- Да когда это было! – воскликнут другие.
 
– Мы уже и не помним, что в тех сказках было, - скажут третьи.

И все будут неправы, поскольку всё, услышанное в детстве и «пропущенное» через себя, остаётся в детском сознании. Дети растут, а вместе с ними и сюжеты сказок, нашедших себе уютное место в их подсознании, даже если они и не понимают этого. Неосознанно даже самые серьезные из них, став взрослыми, продолжают играть роли полюбившихся им сказочных персонажей.

Не верите? Тогда давайте проследим зависимость поведения взрослых людей от любимых сказок, которые им читали на ночь, и ответим на вопрос В. Высоцкого, заданный им в одной из своих песен:
 
Что остаётся от сказки потом,
После того, как её рассказали?

Что ж, пришло время поговорить о народных сказках, услышанных в детстве. Интересно то, что все они имеют явно выраженные закономерности.

Давайте напряжем свою память и вспомним, как в большинстве из них описываются девушки. Одна часть из них плаксы, страдающие у окна с утра до ночи, другая – бессловесные рабыни, занятые весь световой день исключительно домашней работой или по хозяйству.

А чем заняты в это время герои – мужчины, которые успешны даже в случае крайней лени? Помогают девушкам? Как бы не так!  К домашней работе они даже пальцем не притрагиваются, стакана воды себе не нальют, а то и вовсе спят, пока женщина трудится. А когда просыпаются, всё сделанное женщиной, без зазрения совести ставят в заслугу себе и получают всевозможные похвалы и почести.
 
Поэтому не стоит даже удивляться, что муж не помогает жене в уборке квартиры и со спокойной совестью разбрасывает свои вещи, где попало, в том числе и дурно пахнущие носки. А может с грязной обувью и на диван завалиться, ведь он хозяин. А чтобы самому тарелку за собой помыть, это уже ниже мужского достоинства, так как не гоже ему бабской работой заниматься. Картина знакомая? А всё неосознанное влияние сказок.

Еще об одной закономерности, прослеживающейся в народных сказках. На что делается чрезмерный акцент при описании главной героини? Думаю, вспомнили – на её внешности: положительная героиня практически всегда писаная красавица, а отрицательная в лучшем случае имеет заурядную внешность, а в худшем – она «толста», «ряба», «нечесана» и «ленива».
Если объяснить такое явление психологическим языком, то его можно с полной уверенностью отнести к подсознательным «установкам на неудачу или неуспешность» в делах из-за плохой внешности.
 
А всё потому, что сказка «на ночь» читается по просьбе ребенка многократно, прочно закладывая в него некоторые стереотипы мышления и поведения, что крайне опасно для его дальнейшего развития.

Пришло время поговорить о главных мужских персонажах в народных сказках. Вспомнили, как их зовут? Ну конечно же, Иван-дурак. Он же Иванушка-дурачок и набитый дурак. Первые два -герои. Третий – идиот, если рассматривать его в клиническом смысле.

- Почему дураки являются героями? - удивитесь вы. – Дурак он и есть дурак.

Вот Мартынка из сказки «Волшебное кольцо» между мешком серебра и мешком песка в качестве награды за трехлетнюю работу выбирает песок просто из любопытства. Поэтому никого не удивляет, когда он легко с ним расстаётся, чтобы «такую тяжесть» не таскать, поскольку «этого добра везде много». Действительно – дурак он и есть дурак.

Но сейчас речь не глупых поступках, а о том, как черты характера, присущие этому любимому детьми сказочному персонажу, влияют на формирование их собственных характеров.

И начну с того, что каждый из нас имеет толику врождённой лени. Чтобы в самом начале развития перебороть ее, необходимо приложить много усилий со стороны родителей и самого ребенка. Но жизнь зачастую складывается так, что папе некогда этим заниматься, так как он зарабатывает деньги. У мамы тоже ограничено свободное время как работой, так и домашними делами. Остается только одна возможность пассивно заняться воспитанием своего чада – почитать сказку «на ночь». И выбираются, конечно же, народные, которые не теряют своей популярности в семьях из поколения в поколение.
Почему же народные сказки столь авторитетны для родителей? По их мнению, читают они их потому, что сказки эти «проверены» временем и на их примере выросло много тысяч людей. Жаль только, что мамы и папы ни разу не попытались проанализировать, что они формируют в собственных детях с помощью этих сказок.

Итак, Иван-дурак и наши будущие мужчины, которые находятся в возрасте мальчиков, ещё не умеющих читать. Каким предстает перед ними главный герой?  Сильным, смекалистым, ответственным и способным получить все без особенных усилий…  Эти качества, безусловно, хотели бы видеть родители в своих сыновьях. Именно на них они сосредотачивают внимание своих малышей во время чтения.
 
Однако детский ум фиксирует и другое: дурак, которым восхищается мама, лежит себе целые дни на печи, поскольку лень преобладает в его характере. Несмотря на это, ему невероятно везёт: пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит; станет пень стегать – а из-под него золото посыплется… Или вдруг , неожиданно даже для самого себя, получает всё, что только пожелает: красный кафтан, красоту, богатство и  царскую дочку с полцарством в придачу.

Не все столь однозначно, возразите вы. И будете правы. В Иване- дураке как собирательном образе скрыты и добрые начала, благодаря которым один из них отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость и смекалку, третий успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой….

В таких эпизодах Иванушка-дурачок мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели. И не удивительно: в этих сказочных сюжетах удача всегда вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту и храбрость.

Что касается Ивана-дурака, то с первых строк детям становится понятно, что он глупец и бездельник, а так как в конце сказки он всегда женится на царской дочке и получает всё желаемое, значит, он вознагражден за свою глупость и лень. Отсюда они делают для себя первый вывод - можно не искоренять в себе лень и игнорировать знания, ибо они не являются препятствием к хорошей жизни.

Второй вывод для них тоже не менее важный: не обладая никакими особенными достоинствами, хотя бы уравновешивающими его глупость, Иван-дурак приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои.

И третий вывод, который делают мальчики, также влияет на их формирование: я имею ввиду окружение Ивана-дурака в семье. В большинстве сказок, кроме него, часто присутствуют его старшие братья, которые отличаются от него разумностью и пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость. Значит, развивать ум не обязательно. Глупому везёт больше.

Однако дети не понимают того, что Иванушка – дурачок успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей с помощью волшебных средств, которых в жизни, к сожалению, у людей нет. Но они понимают другое: Иван, не обладающий умом, и ленивый по самую макушку, побеждает и получает в конце сказки богатство и славу и становится главным участником праздника, устроенного в его честь.

Итак, какую можно вывести из этих сказок прямолинейную мораль? Ум человеку не особенно и нужен, поскольку он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха. К тому же он часто мешает его достигнуть.

Именно подобная мораль самостоятельно прорастает в сознании малышей, хотя мамы перед собой такой цели не ставят, приобщая сыновей к фольклорному творчеству. 
Вторая мысль, которая пускает корни в детском сознании, звучит примерно так: если мне по судьбе получить от жизни всё, что хочу, ни лень, ни глупость не помешают, а если не нет, то и стараться не стоит.

И третья мысль, которой следуют уже выросшие мальчики, приводит к довольно обидному заключению: ум ценности не имеет, лень – нормальное качество, быть трудолюбивым не обязательно, проявлять упорство в достижении цели не нужно, поскольку можно, как Иван-дурак, «лежать на печи» и надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его «из грязи в князи».

А всё почему? Потому что главным любимым фольклорным героем для ребёнка становится дурак и бездельник. Помимо этого, сказки с его участием не реалистически описывают шкалу народных ценностей, находящихся в явном противоречии с другими сказками про природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие и хитрость, которые служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.
 
Только взрослый может постить глубинную суть Ивана-дурака, да и то, если постарается. В этом случае он поймёт, что популярный герой народных сказок совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы, что он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем, что Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает и, наконец, в нем нет даже намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости и только с нечистой силой.

Но ребенок воспринимает в силу своего возраста и развития лишь то, что на поверхности, а на поверхности у Ивана-дурака - отсутствие развитого ума и явно выраженная лень. Яркий тому пример – Емеля из сказки «По щучьему велению». И не только.

К этому присоединяются и другие пороки, распространенные в народе, которые стали для Ивана-дурака собственными: он не умеет и не любит работать; по природе своей ленив и старается большую часть времени лежать на печи и спать; иногда склонен к беспробудному пьянству. К тому же он нечистоплотен: не желает умываться, причесываться, вечно сморкается и даже размазывает сопли по лицу. Иван ни о чем не рассуждает, а если и рассуждает, то крайне глупо. Отправляясь в путь, он сам не знает, куда идет. Другими словами, идет, «куда глаза глядят» и «куда ноги несут»…

Но делает это Иван-дурак не по злому умыслу, а по глупости. И всякий раз попадает впросак по своему чистосердечию. И потому дети находятся на его стороне и не только всё ему охотно прощают, но и симпатизируют, потому что он удивительно прост, правдив и простодушен. Но ведь малыши при этом не понимают, что чистосердечие Дурака измеряется его глупостью, его незнанием самых элементарных понятий.

Однако в середине повествования ему вдруг начинает крупно везти, и он становится необыкновенно удачливым. Поэтому дети воспринимают его не как человека, пребывающего в глубочайшем состоянии неразумной пассивности, а которому все блага сами валятся в рот, тогда как лично он и пальцем не пошевелит ради их приобретения. 

И это становится для них весьма заманчивым и пассивно формирует такое же отношение к жизни, которое проявится потом – во взрослом возрасте: пассивность, леность ума, надежду на «авось», расчет на то, что кто-то придет со стороны и все за него сделает.

Словом, всем своим поведением и обликом Дурак показывает, что от человеческого ума, учености, стараний, воли - ничего не зависит. Все это вторично и не самое главное в жизни. И в этом невосполнимый вред его образа для детей в том возрасте, когда они только формируются и принимают всё за чистую монету.

Но есть и другие русские волшебные сказки, где героями являются прекрасные царевичи, может кто-то возразить мне. Есть. Но если опять посмотреть в глубину этих образов, можно заметить, что любой из них в определенном смысле тоже Дурак, хотя таким словом, естественно, не именуется. И всё потому, что никакой царевич, никакой королевич сам по себе как человек ничего собою не представляет, ничего не стоит и не имеет никаких собственных способностей. Если они и выигрывают в какой-либо ситуации, то исключительно с помощью магической силы, которая неожиданно приходит извне. А почему? Да только потому, что за его спиной– Дурак, который не может ни на что другое рассчитывать. Тогда зачем ему что-то делать?

Отсюда, кстати, народные и просто общеупотребительные разговорные обороты - вроде «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит» …

Вообще-то мое мнение о волшебных сказках состоит в том, что это сказки только для нас, взрослых, поскольку мы понимаем, что чудес нет. Для детей же сказки – самая настоящая реальность, ибо они в первые годы своей жизни живут в сказке. И от того, какой она будет, зависит в дальнейшем их взрослая жизнь.

Однако, воспитывая детей на сказках об Иване-дураке, лентяе и пофигисте, мы добьемся одного: вместо того чтобы работать над собой, они будут вести бездумную жизнь. К тому же у них укоренится мнение, что, когда наступит трудная минута, они быстро научатся всему или получат необходимую помощь.
 
Если говорить о твердом убеждении, то моё состоит в том, что ребенка следует как можно быстрее выводить из сказки, начиная с первого дня его относительно осознанного восприятия окружающего мира. А еще лучше – не вводить его туда вообще. И при этом руководствоваться правилом: то, что ребенок в соответствии со своим возрастом должен уметь делать сам, он должен это делать сам.

Лучше и полезнее учить ребёнка жизни на примерах из его личного опыта. Пусть даже небольшого. Главное, чтобы он понял: успех в его жизни зависит исключительно от него самого, от его знаний, трудолюбия, самостоятельности и умения принимать решения без оглядки по сторонам, откуда может прийти помощь.

Если ребенок, особенно мальчик, сформируется таким, его будут уважать, он будет прекрасным работником или успешным предпринимателем, но самое важное - достойным семьянином, мужем и отцом.

С книгами автора вы можете познакомиться на интернет площадках ЛитРес, Ридеро, Амахон, Озон и других, где можете выбрать романы на свой вкус: исторические, психологические, любовные, социально-бытовые, детективные, триллеры, фэтензи и других жанров.

Если вас заинтересовали тайны Вселенной и Солнечной системы, на днях появится научно-популярная книга, написанная доступных языком, «За вратами Вселенной» в 2- томах. Ищите ее в интернете по названию на вышеуказанных цифровых сервисах электронных книг. Спасибо, если станете моим читателем!

Любителям стихов, думаю, понравятся стихотворные сборники «Театр любви», «Зеркало души», «Музыка любви» и «Отчаяние сердца». Названия красноречиво говорят о содержании стихов, вошедших в сборники.


Рецензии