Летит столетье над Уралом. Вступление
Этот процесс захватил и нашу область. Люди, приезжавшие сюда, надеялись стать казаками и получить равные с ними права, но нет. В уральском обществе появляется резкое деление на казаков и иногородцев. Казачество принимало приезжих не слишком доброжелательно, видя в них угрозу своему сложившемуся укладу жизни. Иногородних казаки презрительно называли «мужиками», считая их ниже себя. Военизированное казачье сословие, занимавшееся в основном рыболовством и торговлей, едва ли не впервые столкнулось с конкуренцией, особенно в торговле. Монополию на добычу красной рыбы казаки оставили за собой. Но вскоре происходит неожиданное: число переселенцев начинает превышать число потомственных казаков. В книге Э.И. Герасимовой «Уральск» приводится таблица, составленная Г.Е.Москалёвым на основании трудов С.П.Палласа, Н.А.Бородина, А.Левшина и А. Рябинина с данными роста населения. Частично приведём её здесь:
Рост населения Уральска
Годы Всего человек обоего пола В том числе иногородцев
1857 год 11000 - - -
1871 19066 7980
1879 20677 9760
1885 25587 15035
1897 36446 28560
1913 45560
Из неё видно, что в 1897 году численность населения Уральска была 36446 человек, из них 28560 иногородних. А в 1913 году население города уже насчитывало 45560 человек, иногородних уже не считали, они стали законными жителями города.
В той же книге Э.И.Герасимовой приводится таблица с данными за 1897 год, составленная по результатам переписи населения. Приведём здесь эту таблицу полностью:
Русские, украинцы, белорусы -31850 человек
Казахи - 499 человек
Татары - 3461 человек
Калмыки - 12 человек
Мордва - 213 человек
Поляки - 145 человек
Немцы - 95 человек
Евреи - 101 человек
Остальные - 90 человек.
Приезжие покупали землю, занимались хлебопашеством, торговлей, ремесленничеством.
На рубеже столетий выходил когда-то в Уральске замечательный ежегодник. Назывался он «Памятная книжка и адрес-календарь Уральской области», а далее указывался год, на который и составлялся этот ежегодник. Давайте посмотрим, что же включало в себя это издание.
Начиналась книжка с календарных сведений. Давался подробный месяцеслов – православный календарь – на текущий год. А сразу за ним не менее подробный мусульманский календарь, с указанием года хиджры, лунных дней, которые тут же соотносились с общепринятым календарём, арабских названий праздников и их сущности. При этом, праздников было несравненно больше, чем современные календари указывают.
После календарей шли сведения об императорском доме. С перечислением всех родственников правящей семьи.
Очень интересен следующий раздел – статистический. Здесь давался обзор всего: границы, административное деление и устройство, численность населения, экономика области, состояние здравоохранения, просвещения, ветеринарного надзора, состояние дорог и мостов, состояние степного хозяйства казахов, метеорологические наблюдения за год и даже общественное благоустройство и благочиние, народная нравственность, где указывалось количество преступлений в области, условия содержания преступников.
Незаменимый материал для историков, всё в цифрах, всё чётко прописано, и посевные площади и урожайность и количество людей на предприятиях, и количество грузов, и цены, словом, всё, чем жила область в те далёкие годы. Всё открыто, полная прозрачность во всех делах. В сущности это полный отчёт о работе за год всех административных служб, краткий, сжатый, и очень интересный.
В справочном разделе можно узнать цены на железнодорожные перевозки, почтово-телеграфные отправления, расписание ярмарок и базаров, там же можно найти извлечения из важнейших постановлений, касающиеся области. Следующий раздел, собственно Адрес-календарь, перечисляет все административные и общественные организации, указывая фамилии и должности их руководителей.
Ах, как нам сейчас не хватает подобного издания, а то ведь и не знаешь, кто в городе за что отвечает, с кого спрашивать, если вдруг что не так. Разве что журналисты, расследуя очередное ЧП, выйдут на начальника какой-то службы, да и то тот может отказаться говорить с ними. Вот и непонятно, кого винить, например, что рушатся исторические здания, с кого спрашивать за уничтожение уникального облика города. А тогда в 1900 всё было ясно, с кого спрашивать, кого наказывать.
В дальнейшем материалы из Памятных книжек и Адрес-календарей будут использоваться в тексте без дополнительных ссылок.
Свидетельство о публикации №221031200335
Хороший материал. Как говорится-информация к размышлению. Следует отметить-размышленю бесплодному абсолютно! Но ознакомился с удовольствием.
С уважением-Павел.
Павел Козырев 07.05.2023 23:25 Заявить о нарушении