Амур - самая богатая рыбой река

Я коренной дальневосточник в третьем поколении. Мой прадед Сергей Щербаков перебрался из Забайкалья на берега нижнего Амуре в середине 19-го века, и  был одним из основателей большого села на правом берегу этой великой реки - Больше-Михайловское.  В этом селе родился мой отец, Константин Щербаков. А вот я родился недалеко от Амгуни, последнем крупном притоке Амура в нижнем течении. Так что, что рассказываю о Амуре, мне близко и  дорого. 

Амур часто упоминается как одна из великих сибирских рек, но сибирского в нём - лишь холодные берега низовий да величественный простор. В остальном Амур верен Тихому океану, азиатский бассейн которого и называется Дальний Восток. Здесь быстрое течение, маленькие глубины, обилие рыбы и очень мутная, коричневая вода, так что все имена реки восходят к слову "чёрный".

Русское название Амура - искажённое монгольское Хара-Мурэн, а вот маньчжурское  Сахалян в итоге досталось огромному острову против устья. По-китайски Чёрная река будет Хэйхэ, но чаще на том берегу уважительно зовут её Хэйлунцзян - Чёрный Дракон, которым Амур и правда кажется на карте: раздвоенный Шилкой и Аргунью хвост верхнего течения, туловище с 4 лапами притоков (слева Зея и Бурея, справа Сунгари и Уссури) и скалящаяся лиманом голова на длинной шее низовий.

Длина собственно Амура - 2824км, а самый дальний в его бассейне исток Керулена лежит в монгольских горах в 5052км от устья. И в России, и в Китае Амур с расходом воды 12-14 тыс. м;/с - 3-я по величине река, только у нас за "бронзу" он борется с Обью, а в Китае - за "серебро" с Жемчужной рекой. Однако потому Амур и не сибирская река, что полнится он не столько снегами, сколько дождями летних тайфунов: здесь нет гигантских половодий в мае-июне, всё лето расход воды держится в районе 15-20 тыс. м;/с, достигая пика в сентябре, порой переходя в разрушительные наводнения.

Как великая река Амур целиком формируется между Благовещенском и Хабаровском, принимая свои 4 главных притока ("лапы дракона"), а последнюю тысячу километров почти не меняется в размерах - Анюй, впадающий между Хабаровском и Комсомольском, и Амгунь, реки тоже солидные, но всё-таки уже не тех масштабов.

С Обью, ближайшей по величине российской рекой, у Амура паритет по среднегодовому расходу воды, а вот в пиковый месяц (там это июль, а тут сентябрь) он меньше вдвое. Но - как бы не шире и к тому же заметно быстрее, а стало быть - гораздо мельче. Сужаясь у мысов и расширяясь на плёсах, Амур мельчает по мере приближения к устью, и фарватер вьётся по грандиозному 2-3-километровому руслу узкой полосой не шире 50 метров. В советские времена постоянно проводились дноуглубительные работы, а так же постоянно измеряли фарватер реки и устанавливали створы на берегу, а на воде – бакены, следуя по которым  глубокосидящие суда не опасались сесть на мель.

По сравнению с Обью или Волгой Нижний Амур выглядит откровенно пустынным. Его мутные воды бороздят в основном разъездные катера типа "Ярославец", которые строились верфями по всему Союзу, сюда попадая в основном с других рек, и баржи с буксирами-толкачами, строившимися в основном в Хабаровске. Однако если катер пришвартован в каждом селе, то грузовые суда, увиденные за 12 часов пути, можно было бы пересчитать по пальцам одной руки. В низовьях Амура в путину работает множество промысловых судов. Особенно много из было в 40-50-е годы, где на берегах было несколько рыболовецких колхозов.  А вот в послевоенные годы судоходство на Амуре было развито, вначале колесные пароходы дореволюционной постройки, а потом винтовые теплоходы Стеренского судостроительного завода доставляли пассажиров и грузы по маршруту от Благовещенская до Николаевска-на-Амуре. И лишь потом альтернативой теплоходам стали катера на подводных крыльях «Ракета», «Комета» и «Метеор». Роль теплоходов для перевозки пассажиров уменьшилась, но они стали совершать круизные путешествия, перевозя туристов  по профсоюзным путевкам.

Сейчас туристов нет, а пассажиров возят в основном скоростные суда - "Полесье" из Хабаровска в китайский Фуюань, «Метеор» вниз по течению до Николаевска. Ранее, в советское время, на этом маршруте пассажиров возили вначале пароходы еще дореволюционной постройки, а потом теплоходы Сретенского судостроительного завода.

Я не сепаратист: раз по Амуру проходит граница, то с китайскими реками его сравнивать так же уместно, как и с российскими. Однако вот панорама города со стороны реки - кажется, лишь силуэты православных храмов напоминают, что не какой-нибудь Муданьцзянь, а Хабаровск.  А вот напротив Благовещенская, одного из первых российских городов на Амуре, буквально на глазах вырос город, который сейчас в несколько раз больше Благовещенска. Эти два города связывает мост через Амур и действуют льготные правила пересечения границы.
1 из 2

В давнем путешествии по Иртышу я постоянно любовался с палубы птицами. Над Амуром тоже носятся и чайки, и орлы - но только над серединой реки им делать нечего. У далёких берегов разглядеть пернатых ещё можно, но заснять непросто. Разве что  местный король воздуха - белоплечий орлан, огромная (до 2,5 метров в размахе крыльев и до 9 килограмм веса) хищная птица, в России живущая на узкой полосе вдоль тихоокеанских берегов. Причём гнездятся орланы ближе к Магадану, зимуют - в Приморье и на Южных Курилах, а вот здесь, как и на Северном Сахалине и Камчатке, попадаются круглый год.

Но в первую очередь живой мир Амура - это рыба. Здесь её, по разным данным, от 109 до 132 видов - в разы больше, чем на любой другой российской реке. Подобно уссурийской тайге или тёплым заливам Приморья, мутная амурская вода - место встречи Севера и Юга. Конечно, с борта "Метеора" рыбы не видать, так что мне с ней знакомиться оставалось лишь в музеях. В Фуюане Музей Амурских рыб - одна из главных достопримечательностей, но вход туда не дёшев, поэтому я ограничился аквариумом огромного краеведческого музея в Хабаровске.

С конца 90-х годов, когда наши соседи-китайцы стали активно развивать промышленность на берегах Амура и крупных притоков – Сунгари и Уссури, причем без очистных сооружений даже на вредных производствах,  рыбу, выловленную в Амуре, невозможно было есть – она воняла фенолом.  Но потом случилось наводнение 2013 года, очистившее берега реки, плюс наши соседи озаботились очистными сооружениями, и главное богатство Амуре – рыбу, стало можно есть.

Один из обитателей мутного Амура - белый амур, дорастающий, между прочим, до 1,5 метров и 45 килограмм,  амурский сом и распространённая на юг аж до Индокитая косатка-скрипун, которая действительно кирзово скрипит , будучи пойманной. Очаровательная мелюзга - вьюн Никольского, щиповка Лютера и горчак Фанга.

Змееголов можно увидеть на среднеазиатском базаре, где эту рыбу, живущую в столь мутной воде, что на голове ей пришлось отрастить примитивное лёгкое, называют просто "змей-башка". Как и многие обитатели Амура, он был акклиматизирован на других концах страны при Советах.

А вот пёстрого толстолобика (и не смотрите, что чёрный), напротив, китайцы выпустили в 1952 году в крупнейший амурский приток Сунгари, и за считанные годы он расселился по всему бассейну. Интереснее толстолобика осетры, количеством которых (слово "изобилие", увы, ни там, ни там давно не актуально) Амур уступает лишь Волге. И если стерлядь (а альбинос тут именно она) на Дальнем Востоке советский гость, то амурский осётр с характерным зазубренным силуэтом - вполне коренной местный житель.

Ну, а для амурской царь-рыбы в хабаровском аквариуме места не нашлось, и потому я заснял её в Приморском океанариуме Владивостока. Это калуга, со своей волжской кузиной белугой спорящая за звание крупнейшей рыбы всех рек - калуги достигают 6 метров длины и тонны веса. Причём в отличие от белуг, у которых всех гигантов давно изловили и съели, в китайской части Амура гигантские калуги попадаются до сих пор - так, в 2018 году под Фуюанем выловили рыбу длиной 3,5 метра и весом 518 кило. В Хабаровском краеведческом музее до его реконструкции висел муляж калуги длиной около 5 метров, выловленной в низовьях Амура. Кстати, самые большие особи калуги именно там, в низовьях реки, где большие глубины. Ихтиологи рассказали мне при встрече, что калуга всплывает с глубины лишь для того, чтобы поохотиться на крупную рыбу, которую заглатывает целиком. Поймав несколько рыбин, калуга опускается на дно где-нибудь в омуте и переваривает добычу.

Думается, и на российской половине такие попадаются - но у нас добыча осетровых давно запрещена, и даже самый злой на москвичей рыбак знает, что с таким уловом светит ему не штраф и "изъятие орудий лова", а тюрьма. Поэтому если и попадается кому калуга в сети - её предпочитают быстренько освежевать и спрятать. Тот же хабаровский охотник, показывая мне на приречные плавни, мечтательно рассказывал о том, как жаркими летними днями калуги лежат на отмелях кверху брюхом, грея на солнышке икру - запрет на лов скорее превентивный, а мутные воды Амура скрывают ещё немало этих гигантских рыб...

Так что главная рыба низовий Амура - кета, самый массовый из тихоокеанских лососей после горбуши. Горбушовую путину я видел мальцом в нашей нерестовой речке Херпучинке, бывал на Сахалине , и косяки рыбы, закрывающие в мелких речках дно, да морская вода, кипящая от плавников и хвостов в их устьях, запомнились мне надолго. На Амур сейчас горбуша ходит мало, выловили почти все стадо браконьеры, а вот кетовая путина начинается в первых числах сентября, и в эти дни  всё Приамурье стоит в фальстарте.  В 90-е годы в период путины наблюдался всплеск заболеваний с временной нетрудоспособностью среди мужского населения.  Получив больничный лист, рыбак мог неделю  не ходить на работу и спокойно ловить рыбу. Потом ужесточение правил выдачи больничных листов несколько сократило такую дутую «заболеваемость». 

В середине 90-х годов я возил своего московского гостя на тонь напротив Комсомольска-на-Амуре,  где разрешен лицензионный лов осенней кеты. Гостю предоставили возможность своим руками выбирать сеть с запутавшимися там рыбинами, а потом попробовать икру-пятиминутку, приготовленную из самки выловленной им кеты. Впечатлений у москвича хватило на всю оставшуюся жизнь.


Рецензии