Умирание представлений и прочее умственное

Ум – это… Скажем, одна из форм сознания, необходимая для существования человеческого существа.
Но основная по объёму его функция – это восприятие, хранение и воссоздание образов, необходимых для жизнедеятельности человека, и даже, говорят, для развития цивилизации. То есть, ещё и для воплощения этим человеком каких-то образов в жизнь.

Фактически, ум – это и есть набор образов: образов себя, образов окружающего мира, образов явлений природы, образов действий (в том числе, стереотипов). Вся эта мистерия под названием «жизнь» воспринимается нами в том виде, в каком воспринимается, через ум. Всё, что есть, отражается в уме под разными углами, создавая различные восприятия (или отражения), которые и являются образами.

Человеки очень хотят себя уважить и возвеличить, и не говорят об отражении, а говорят о воображении. «У него богатое воображение» – звучит как комплимент.
Впрочем, это банальная мелочь в сравнении с тем, что люди приписывают себе разумность и с поразительным энтузиазмом сие декларируют.

Сознание воспринимает все эти отражения и получает от этого через организм (тело с его «механизмами») разные впечатления и ощущения. Именно для получения и переживания всего доступного многообразия впечатлений и ощущений используется ум.
Диапазон для нас кажется огромным, а на самом деле всё наше восприятие – это лучик фонарика в неизведанном.

Понятно, что хочется высветить больше. Все человеческие достижения, весь прогресс, всё развитие цивилизации – по сути для того, чтобы получать всё новые и новые впечатления и ощущения.

А что они дают?

Временное удовлетворение и рождение иллюзий, призванных возбуждать и побуждать искать новые и новые впечатления и ощущения.
И так до тех пор, пока есть силы и ресурсы организма.
Или – до прозрения и осознания. Другими словами – пробуждения.   

Именно с момента окончания ресурсов или с момента прихода видения своей истинной природы, пропадает желание выбора жизненных ситуаций. Всё переживаемое становится одинаково равным и не имеет никакого особого значения, ни познавательного, ни переживательного.

Это не значит, что после пробуждения приходит полный пофигизм и безразличие ко всему происходящему. Наоборот, восприятие и переживание жизни становится гораздо ярче и яснее, – осознаннее.

Но значимость всей этой «суеты сует» резко падает.

А так как значимость того, что есть «суть от сути», поднимается медленно, то далеко не всегда это такой вдохновительный инсайт. Чаще – долгий или полный депрессняк. 
Впрочем, у кого как, попадаются неугасимые энтузиасты и неуёмные бодрячки, быстренько переключающиеся с мата на матанализ, со значения анализов мочи на значения духовных смыслов.

А как же ум? А ум и в этой ситуации ведёт себя привычным образом, подгоняя под существующие модели и концепции обнаруженное новое.
Правильным видится решение – прекратить дурную деятельность ума по концептуализации в той области, в которой он абсолютно «некопенгаген».

Но – не тут-то было.

Ум поначалу по привычке будет пытаться все случающиеся с тобой странные, необычные, непонятные, по его мнению, шизоидные явления описать, объяснить и запечатлеть в памяти для того, чтобы впоследствии это можно было где-то как-то использовать.
И ты не сможешь с таким умом пока ничего поделать. Потому как ты его отождествляешь со своей сущностью.

Продвинутые личности говорят, что это прекратится само собой. Прекратится тогда, когда произойдёт понимание, что все эти действия просто не нужны. Жизнь вполне может проживаться и без них. Всё, что тебе нужно для этой жизни, уже есть, оно будет своевременно возникать и для этого ничего делать не нужно.
Просто наблюдай все возникающие ощущения и переживания. Не надо пытаться описывать то, что ощущаешь и переживаешь. Тебе это не пригодится, ну разве только если ты некий кумир, овеянный особым к себе вниманием. Но и при этом никто не поймёт твоего описания, разве только кто подобное ощутил и пережил.

Но ум – он ведь ещё задаёт вопросы. Мало того, как нам представляется, все вопросы создаёт ум. Он не любит пустоты и неопределенности, ему нужна активность и концепции происходящего.
Но! – как только начинается такая работа ума, состояние перестает проживаться и переживаться. Происходит вовлечение.
Вовлечение во что?
Прежде всего – в навязанные или подброшенные, приятные уму иллюзии.

Вообще-то сначала, в детском возрасте, все эти действия ума жизненно необходимы, иначе дети ничему не смогут научиться и весь прогресс человечества на этом завершится.

Но в дальнейшем, в некоторых взрослых состояниях, в таких действиях ума нет нужды. Хотя бы тогда, когда понимание лежит за гранью ума и умом его достичь невозможно.

Если такие состояния становятся связанными с верой или уверенностью, тогда и именно поэтому ум может временно успокоиться. Это спокойствие нельзя вызвать заранее или как-то специально ускорить. Никто не знает, в каком случае, когда и через какой механизм организма с его умом этот ум засыпает и просыпается.

Думается, что сам ум ничего не делает, он не может ничего делать, он сам есть одно из явлений более «высокого» сознания. Он не создаёт вопросы, вопросы как-то сами возникают в нём. Чем больше волнений происходит в организме с его умом вследствие каких-то воздействий на этот организм, тем больше будет возникать в уме разнообразных отражений, и тем больше будет возникать вопросов.

Вероятно, эти вопросы возникают в результате отражённой в уме «действительности». Вспомним, что эта действительность есть то, что высветил узенький лучик фонарика восприятия.

И ещё вспомним, что ум не любит пустоты. Пустота вызывает в нем недоумение, или непонимание, и лишь потому, что привычное для него восприятие – это восприятие множественности, созданной его волнениями.
И ум начинает заполнять пустоту своим содержанием, в основе которого – произведённые им, а чаще – навязанные или подброшенные образы. А это всё не что иное, как иллюзии.

Минуточку! Но ведь ум – есть некое явление более «высокого» сознания! Отражение сознания!

А какое отражение он даёт? Кривое. Ум – кривое зеркало?

Получается именно так. Ум настолько крив, что сознание часто не узнаёт себя в своем отражении. Он оттого и крив, что в нём возникают разного рода волнения, идущие от всяких «механизмов» организма.
Только в спокойном уме всё отражается так же, как происходит в неискажённом виде (или же, как на нас исходит). Когда ум спокоен, то сквозь него всё проступает в чистом виде, как через чистую спокойную воду.
Это если смотреть прямо. Но смотреть прямо не получится. Ум привык к множественности восприятия, созданной его волнениями. Поэтому состояние покойной неопределенности вызывает в нем недоумие-недоумение, ведь этого нету в привычных ему образах.
А если смотреть под неким углом, то будут видны разные отражения! Получается лабиринт с кривыми зеркалами. Вульгарно выражаясь, полная жесть!

То есть происходит такая «шлюзовая» проблема: утихая, ум позволяет проявиться спокойному состоянию. А потом сам же «встряхивается» чтобы вернуть всё к своей привычной деятельности. Привычная деятельность – это, строго говоря, уже не деятельность ума как аспекта сознания. Поэтому отдельные философы и говорят, что сознание не осознаёт себя. Но пытается это сделать. Пробуждение – это удачная попытка. Но ещё не полномасштабное осознание. Исход с осознанием – это уже  называется просветление.

После пробуждения нужно дойти до просветления. Иначе перестанешь понимать, зачем ты пробудился.

Есть и другое не менее философское мнение. Даже более философское. В действительности ум не является самостоятельным и не может ничего понимать. Понимает всё сознание, и даже не понимает, а оно само и есть чистое понимание. А все непонимания возникают через восприятие ума. А восприятие ума – чаще всего отражение, и чаще всего искажённое: предписанное, придуманное, внушённое и т.д. и т.п.

Кроме такого Сознания с большой буквы просто ничего нет, поэтому Ему кроме как себя больше и воспринимать и осознавать нечего. Оно и не пытается себя осознать. Как выясняется, потеря осознанности как бы возникает в Нём в результате действий ума. При этом успокоение ума ведет к восстановлению осознанности. Речь не об устранении, а об успокоении. Само по себе ощущение потери осознанности как потери себя возникает только в уме.

И желание понимания или осознания возникает тоже только в уме. Когда же ум успокаивается, то это ощущение в нём пропадает.

Это происходит либо в случае умирания организма, либо в случае просветления. Но просветление вовсе не является удачным исходом. Это такое же явление, как и все остальные явления Сознания, ничем не лучше и не хуже других. Просветление – это тоже умирание, – умирание умственных представлений о себе.


Рецензии
Понравилось.
Есть много точно уловленных моментов - Сознание есть вне нас и наше "включение в него" частично и часто хаотично.
Функция отраженного разумения или осознания - ничтожно, пока ты вне Сознания (Истины) и пока пытаешься вправить Образ в клише уже кем-то данное.
Твой луч никогда не совпадет с лучом другого, если ты не совместишься с ним полностью.
Осознания вам еще более глубокого и благославенного, помогай Бог.
С теплом к вам - Ольга.

Ольга Главацкая   25.06.2021 08:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.